Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерные перечень вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру.




· билет 1
Великая депрессия и «Новый курс» Ф. Рузвельта.
Волна радикализации и политизации ислама в современном мире. «Исламский
терроризм» как антиглобализационный протест.
билет 2
Христианская философия истории.
Системные» левые и правые против очередного национального фронта
билет 3
Страны Запада в послевоенный период (1940-1960 гг. )
Национально-этнические проблемы и рост национализма в ряде стран ЦВЕ.
билет 4
Гуманистическая историография в Италии XIV-XVI вв
Векторы глобализации. Проблема соотношения глобализации с вестернизацией.

·

а вот дальше такое чувство, что также по принципу-первый вопрос-дальше от начала списка,
второй вопрос-дальше от его конца соответственно

Оглавление

1 Билет. 3

Великая депрессия и «Новый курс» Ф. Рузвельта. 3

40. Волна радикализации и политизации ислама в современном мире. «Исламский терроризм» как антиглобализационный протест. 5

2. Билет. 7

Христианская философия истории. 7

39. против очередного национального фронта. 8

3. Билет. 12

Страны Запада в послевоенный период (1940-1960 гг. ). 12

38. Национально-этнические проблемы и рост национализма в ряде стран ЦВЕ. 18

5. Межэтнические конфликты в ЕвропеI. Испания. Каталония. 18

4. Билет. 20

Гуманистическая историография в Италии XIV-XVI вв. 20

37. Векторы глобализации. Проблема соотношения глобализации с вестернизацией. 22

5. Билет. 25

Начало холодной войны, США в 1940-е-1960-е годы XX века. 25

Нарастание противоречий с СССР. 27

Внутренние проблемы.. 27

Борьба с сегрегацией. 27

Экономика. 27

Начало холодной войны. . 27

Маккартизм. . 29

Карибский кризис. 30

36. Проблемы Ближневосточного урегулирования. 31

6. Билет. 33

Гуманистическая историография во Франции и в Англии. 33

35. Этноконфессиональные конфликты современности и подходы их урегулирования. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. 37

7. Билет. 40

США в 1970-е – 1990-е годы XX века. 40

34. Укрепление ортодоксального христианства в западной Европе, рост церковных владений и прерогатив. Возрастание роли Римских епископов Папа Григорий Великий. 42

8 Билет. 46

Европейская историография эпохи Просвещения. 46

Историография французского Просвещения. 47

Историография английского Просвещения. 48

Историография немецкого Просвещения. 49

33. Проблема расширения Европейского Союза и НАТО и позиция России. 51

9 билет. 53

Крах «коммунизма» в странах Восточной Европы: причины и последствия. 53

Роспуск Варшавского Договора и сэв. 54

9. Крах «коммунизма» в странах Восточной Европы: причины и последствия. 55

Роспуск Варшавского Договора и сэв. 56

32. Проблемы европейского феодализма. 68

10. Билет. 68

Германская империя: образование и особенности. (X-XI вв. ). 68

Возникновение единого немецкого раннефеодального государства. 69

Оттоновская церковная политика. 69

Итальянская политика германских королей и создание Священной Римской Империи. 69

Завершение складывания феодального строя. 69

Политический кризис второй половины XI в. Начало борьбы за инвеституру. 70

Крушение церковной политики германских императоров. 70

31. Восточная Европа между Западом и Россией в 1995-2005 годах. 71

11 Билет. 72

. Французская историография первой половины XIX века. 72

30. Марксистское понимание всемирной истории и советская историография. 74

13. Средневековые монархии XI – XII вв. (Плантагенеты и Капетинги). 83

14. Цивилизационный и культурологический взгляды на всемирную историю.. 98

15. Западная христианская церковь в раннее средневековье. Разделение христианской церкви. 101

16. Демократические революции и процесс демократизации в странах Восточной Европы. 107

17. Крестовые походы. 108

18. Философия транснационализации. (закладки). 112

19. Социально-экономическое и демографическое своеобразие западноевропейского общества в ХII-ХV вв. 114

20. Ультраправая волна в Европе: экспансия иррационализма или реалполитической ориентации. 115

21. Древний Египет. 115

22. Теория и практика неолиберальной глобализации. 118

23. Древняя Греция X-IV вв. до н. э. 119

24. Глобализм и международный терроризм. 119

25. Древний Китай. Династия Цинь. 121

26. Немецкая и английская историография первой половины XIX в. 122

27. Римская республика V-I вв. до н. э. 125

28. Проблемы всемирной истории в русской историографии XIXв. 126

29. Римская империя I в. до н. э –III в н. э. 127

32. Проблемы европейского феодализма. 129

 

Примерные перечень вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру.

1 Билет.

Великая депрессия и «Новый курс» Ф. Рузвельта.

В 1920–1921 гг. в США разразился кризис, охвативший и промышленность, и сельское хозяйство. Он был связан с конверсионной перестройкой военных производств и свертыванием инструментов мобилизационной экономики, основанной на активнейших государственных закупках во время Первой мировой войны. Сокращение производства военной продукции повлекло за собой сокращение заказов у смежных предприятий.

Преодолеть этот кризис можно было лишь перенаправив ресурсы и производимые товары потребителям на внутреннем рынке.

Именно это и произошло в условиях экономической стабилизации 1922-1929 гг.

Идеи " исключительности" и " устойчивого процветания" в условиях бума (период " просперити" – процветания), предшествовавшего Великой депрессии (1929–1933 гг. ), были неразрывно связаны с наращиванием производства предметов массового потребления. Развитие американского автомобилестроения стало краеугольным камнем этого процесса – производство автомобилей было доведено до 5 млн штук в год – уровня, не достижимого для большинства развитых стран и поныне.

Между тем бурный экономический рост в отдельных отраслях усиливал диспропорциональность в экономике и вел к затовариванию рынка. Неоправданный рост предложения не сопровождался аналогичным ростом платежеспособного спроса, что неминуемо должно было привести и привело к падению цен и снижению объемов выпуска продукции.

Переход от одной фазы к другой произошел достаточно резко, хотя и не одномоментно, и был связан с событиями " черного четверга" 24 октября 1929 г. и последующих дней, когда цены на акции ведущих компаний упали в несколько раз. Начавшийся в США кризис приобрел мировой масштаб и повлиял на экономику практически всех стран капиталистического мира.

В самих США за четыре года, с 1929 но 1933 г., промышленное производство сократилось на 46%, производство автомобилей упало па 80%, примерно на столько же сократились чугунно- и сталелитейные производства.

Политика администрации президента Г. Гувера (1929–1933 гг. ) не смогла преодолеть или хотя бы сгладить кризисные явления. Г. Гувер был сторонником преимущественного невмешательства государства в социальные и экономические вопросы и явно запоздал с принятием решительных мер государственной поддержки экономики, однако надежда на саморегулирующуюся рыночную систему не оправдала себя и принятие активных мер государственного регулирования стало все более очевидным.

В 1933 г. президентом США стал Франклин Рузвельт, занимавший этот пост вплоть до своей смерти 12 апреля 1945 г. Его " Новый курс " (New Deal), в основе которого лежала экономическая программа Дж. М. Кейнса, стал поворотной точкой на пути преодоления депрессии и построения новой экономической парадигмы.

Стержнем этой концепции был тезис, что капитализм уже не представляет собой систему, способную к саморегулированию и автоматическому выходу из кризиса. Монополизму и социальной дифференциации при низких доходах основной массы населения было противопоставлено активное перераспределение доходов через механизмы государственной налоговой и социальной политики. Благодаря этому можно было стимулировать спрос и спасти от разорения тысячи компаний.

Реализация " Нового курса" началась с реформы банковской и кредитно-денежной систем.

В марте 1933 г. была приостановлена работа всех банков с целью определения текущего состояния дел и четкого разграничения финансово здоровых банков от тех, которые не в состоянии выполнять свои функции. Это позволило успокоить панические настроения, по крайней мере, среди вкладчиков сильных банков, и тем самым спасти их от неминуемого разорения.

Другой мерой, направленной на преодоление кризиса, стало прекращение обмена банкнот на золото. Охваченное паникой население скупало золото, обменивая его на банкноты (аналогичным образом в нашей стране население в случае угрозы кризиса избавляется от рублей, приобретая более твердую валюту). Это сокращало и без того урезанный совокупный спрос населения, поскольку значительная часть их денежных средств превращалась в золотой запас.

Запрет на проведение этих операций существенно снизил темпы бегства граждан из национальной валюты и способствовал расширению спроса на товарных рынках.

Социальная составляющая " Нового курса" включала систему мер по снижению безработицы и поддержке малоимущих.

Чтобы обеспечить людей, оказавшихся без средств к существованию, источником средств для обеспечения себя и своих семей были организованы общественные работы в дорожном хозяйстве, строительстве, сфере услуг. Были начаты крупномасштабные национальные проекты по созданию плотин и строительству гидроэлектростанций, реконструкции старых и созданию новых промышленных предприятий.

Все это оказало благотворное влияние на экономику, увеличив занятость, доходы населения и одновременно поддержав реальный сектор.

Закон о социальном обеспечении (1936 г. ) предусматривал выплату нуждающимся пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице и болезни.

В итоге по ряду основных показателей на докризисный уровень 1929 г. США смогли выйти к 1937 г., полностью же оправиться от потерь Великой депрессии США удалось только к 1950-м гг.

После Второй мировой войны возрастание военных государственных расходов в связи с началом холодной войны и гонкой вооружений кейнсианские методы финансирования через бюджетный дефицит стали применяться регулярно. В то же время принципы либеральной доктрины не были отвергнуты и впоследствии получили новую жизнь в " рейганомике" – экономической политике президента Р. Рейгана.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...