Подходы на основе выделения различных школ.
Систематизированный взгляд на управление.
Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Ф.У. Тейлор опубликовал свою книгу "Принципы научного управления", традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Скорее это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - это люди, техника. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и т.д.
По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.
Подходы к управлению.
К настоящему времени известны 4-е важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Подход с позиций выделения различных школ в управлении, заключает в себе фактически 4-е разных подхода. Здесь управление рассматривается со следующих точек зрения: это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления или количественных методов.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
Системный подход подчеркивает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структуры, задачи, технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в этой организации, так и в окружающей среде, не существует единого "лучшего" способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Подходы на основе выделения различных школ.
Школа научного управления.
Административная (классическая) школа в управлении.
Классическая школа управления (1920 - 1950).
|
Особенности
| Цель школы - создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.
|
Две категории принципов управления.
|
· Представители школы (А. Файоль, Л.Урвик, Дж. Муни) имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.
· Их исследования были направлены на повышение эффективности работы всей организации.
· Представители данной школы (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.
| |
| | | | | | | |
| | |
|
| |
|
| | · Связанные с построением структуры организации и управления работниками.
| |
| | · Связанные с разработкой рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, "классики" были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.
| |
|
Принципы управления Анри Файоля
|
· Разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
|
· Полномочия и ответственность Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность - ее противоположность.
|
· Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций.
|
· Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
|
· Единство направления. Каждая группа, действующая в рамка одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
|
· Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании.
|
· Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату.
|
· Централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий.
|
· Скалярная цепь. То есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, - вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу.
|
· Порядок. Место - для всего и все - на своем месте.
|
· Справедливость - сочетание доброты и правосудия.
|
· Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
|
· Инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации.
|
· Корпоративный дух. Союз - это сила, а она является результатом гармонии персонала.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: