Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Позиция управления внутри организации




 

Позиция управления внутри организации в основном определяется тем предназначением и той ролью, которые призвана реализовывать данная организация. Во внутриорганизационной жизни управлении играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ее своих целей. Менеджмент формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой организационные процессы, технология, кадры, организационная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.

 

Структура организацииотражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое. Исходными в построении структуры является проектирование работы. В организации может быть принята система автономных работ, может быть взята за основу конвейерная, модульная или бригадная формы работы. Проектирование работы зависит от многих факторов, в частности от того, какая квалификация требуется для выполнения работы, какую часть продукта изготавливает отдельный работник, в какой мере содержание работы воздействует на работника, требуется ли наличие обратной связи от конечного результата, должна ли работа предполагать развитие и обучение работника и т.п. От проектирование работы зависит очень многое во внутренней жизни организации. Поэтому менеджмент должен уделять этому очень большое внимание и периодически проводить пересмотр спроектированной системы работ.

 

Следующим шагом в формировании структуры организации является выделение структурных подразделений,иерархически увязанных и находящихся в постоянном производственном взаимодействии. Менеджмент должен определять организационные размеры структурных подразделений, их права и обязанности, систему взаимодействия и информационной связи с другими подразделениями. Он дожжен поставить задачи перед подразделениями и наделить их необходимыми ресурсами. От умелого решения всех этих вопросов и своевременной корректировки и изменения структуры очень сильно зависит успех функционирования организации.

 

Внутриорганизационные процессы,формируемые и направляемые менеджментом, включают в себя три основных процесса: координация, принятие решений, коммуникации. Для координации менеджмент может сформировать в организации два типа процедур:

· Непосредственное руководство действиями в виде распоряжений, приказов и предложений



· Координация действий посредством создания систем норм и правил, касающихся деятельности организации.

Процедуры и нормы принятия решенийпо-разному формируются менеджментом в различных организациях. Широко известен опыт японских фирм, когда принятие решения осуществляется снизу вверх. Есть много организаций, где решение принимаются только верхнем уровне. Существуют организации, в которых широко практикуется система делегирования права принятия решения на нижние уровни иерархии.

Существующие в организации нормы и формы коммуникацииоказывают большое влияние на климат внутри организации. Существуют организации, в которых практикуется преимущественно только письменная форма коммуникаций. Имеются организации, где все контакты в основном осуществляются в виде разговора. Многие организации применяют комбинацию этих форм. Важной характеристикой коммуникаций является наличие ограничений на коммуникации. Все эти и многие другие аспекты коммуникационных процессов находятся под сильным влиянием управления и составляют предмет особой заботы руководства организации в том случае, если оно стремится к созданию наилучшей атмосферы внутри организации.

Технология,включающая в себя технические средства и способыих комбинирования и использования для получения конечного про­дукта, создаваемого организацией, является предметом самого при­стального внимания со стороны менеджмента. Управление должно решать вопросы технологии и осуществления их наиболее эффек­тивного использования. В последнее время в связи с появлением все более передовых технологий соответствующие задачи менеджмента становятся исключительно сложными и значимыми. Это связано с тем, что их решение может привести к важным и далеко идущим положительным последствиям для организации. Они могут вызвать и негативные процессы во внутренней жизни организации, разру­шить ее организационную структуру, привести к демотивированию работников. Поэтому в современных условиях менеджмент не может смотреть на технологии только с точки зрения повышения произво­дительности и эффективности. Очень важно учитывать то, как новые технологии могут повлиять на климатвнутри организации, как они могут подействовать на ее «организм».

Кадрыявляются основой любой организации. Без людей нет ор­ганизации. Представьте себе организацию, которую покинули все ее работники. Остались бы здания, оборудование, документы и т.п. Но самой организации не стало бы. Организация живет и функциониру­ет только потому, что в ней есть люди. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

В силу такого особого положения людр! в организации являются для менеджмента «предметом номер один». Менеджмент формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их разви­тию, обучению и продвижению по работе.

Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, нацио­нальность, семейное положение и т.п. Все эти отличия могут оказы­вать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действие и поведение других членов организации. В связи с этим менеджмент должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положи­тельных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его дей­ствий. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям ок­ружающих. А это может очень серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджменту приходится решать ряд чрезвычай­но сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функци­онирования организации.

Организационная культура,являясь всепронизывающей состав­ляющей организации, оказывает сильное влияние как на ее внутрен­нюю жизнь, так и на ее положение во внешней среде. Организацион­ная культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл функционирования организа­ции и т.п. Часто основные положения организационной культуры находят проявление в обобщающих смысл деятельности организа­ции лозунгах. Носителями организационной культуры являются люди, но вырабатывается она и формируется в значительной мере менеджментом и, в частности, высшим руководством. Организаци­онная культура может играть огромную роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение ее целей. Но может и являться мощным тормозом на пути достижения целей, в особенности если для этого потребуется проведение изменений. Поэтому менеджмент уделяет большое внимание решению вопросов формирования, под­держания и развития организационной культуры.

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процес­сы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут занимать в ней2 едущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить 4 группы функционирующий процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие:

  • производство
  • маркетинг
  • финансы

·работа с кадрами;


Управление производствомпредполагает, что соответствующие

службы менеджмента осуществляют управление процессом перера­ботки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджмент осуществляет следующие операции:

· управление разработкой и проектированием продукта;

· выбор технологического процесса, расстановку кадров и техни­ки по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и
выбор методов изготовления продукта;

· управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;

· управление запасами на складах, включающее в себя управле­ние хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собст­венного изготовления для внутреннего пользования и конечной
продукции;

· контроль качества.

Управление маркетингомпризвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увя­зать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потреб­ностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как:

· изучение рынка;

· реклама;

· ценообразование;

· создание систем сбыта;

· распределение созданной продукции

· сбыт

 

Управление финансамисостоит в том, что менеджмент осущест­вляет управление процессом движения финансовых средств в орга­низации. Для этого осуществляется:

· составление бюджета и финансового плана;

· формирование денежных ресурсов;

· распределение денег между различными сторонами, определя­ющими жизнь организации;

· оценка финансового потенциала организации.

Управление персоналомсвязано с использованием возможнос­тей работников для достижения целей организации. Кадровая работа включает в себя следующие элементы:

· подбор и расстановка кадров;

· обучение и развитие кадров;

· компенсация за выполненную работу;

· создание условий на рабочем месте;

· поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудо­вых споров.

 

Выводы по теме:

1. Три критерия формальной организации включают, по крайней мере, двух человек, преднамеренно работающих вместе для достижения общей цели. Организация должна взаимодействовать с внешней средой, для того, чтобы получить ресурсы и находить потребителей для своей продукции.

2. Организация может проходить следующие стадии развития, составляющий жизненный цикл организации: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение либо исчезновение.

3. Организация может иметь различные правовые и организационные формы.

4. Для повышения самостоятельности отдельных областей деятельности выделяют подразделения как представительство, Филиалы или дочерние предприятия.

5. Менеджмент в организации играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей.

6. Внутренняя среда организации представляет сочетание таких составляющих как структура, внутриорганизационные процессы (координация, принятие решений, коммуникации), технология, кадры, организационная культуру.

7. Наиболее важными группами процессов в организациях, являются производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами.

 

 

Модуль 2

Организация: ее цели, взаимосвязь с внешней средой.

Общее количество времени на изучение модуля – 12 часов.

 





©2015- 2018 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.