Основные требования к документам.
Документы должны быть подготовлены до начала активной деятельности фирмы. Бизнес документы должны быть достоверными, отражать действительную картину положения дел на фирме и ее окружения. Документы должны быть аргументированными и обоснованными. Объем документов, как правило, не должен превышать 50 страниц машинописного текста (без приложений, таблиц, схем, чертежей, пояснительных записок и др.). Бизнес документы могут составляться в нескольких вариантах (в полном и сокращенном вариантах, по отдельным разделам, по частям) в зависимости то того, кто ими будет пользоваться.
Кто разрабатывает документы: Руководители фирмы;
Специалисты: Экономисты, юристы, инженера, социологи и др.,
Эксперты (рекомендации по исполнителям по соответствию или несоответствию документов реальной практике).
Пути повышения качества планирования. · Поддержка внешнего руководства и участие его в процессе планирования. · Ответственность за процесс планирования. · Обучение планированию. · Создание эффективной системы обмена информацией. · Связь планирования с системой награждения. · Открытая реакция на сопротивление.
Выводы по теме. 1. Планирование - это одна из основных функций управления. С данной функцией начинается процесс управления и от ее качества в значительной мере зависит успех организации. 2. Одним из элементов внутрифирменного планирования выступает прогнозирование. Существуют различные виды прогнозов. Для реализации прогноза уровня продаж используют количественные и качественные методы прогноза. 3. Среди планов организации по времени их реализации выделяют стратегические планы, планы развития организации, тактические планы.
4.Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей для организации и решения о том, что следует сделать для их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. 5. В текущем планировании организации выделяют функциональные планы, единовременные планы, стабильные планы.
Тема. Контроль - как функция управления. Общее понятие о контроле.
При рассмотрении этого вопроса необходимо обратить внимание на то, что управление, как процесс - это, прежде всего неопределенность с точки зрения возможности достижения поставленных целей. Множество факторов внутренней и внешней среды организации могут помешать достигнуть целей. Это требует такого процесса, как контроль. Контроль можно определить как действие, процесс определения правильности реализации решений руководства и необходимости корректировать управленческие решения. Необходимость контроля вызвана: - неопределенностью достижения целей организации; - предупреждение возникновения кризисных ситуаций; - поддержание успеха (всего того, что является успешным в деятельности организации); - широтой контроля (в организации существует много направлений и необходимо держать под контролем основные сферы ее деятельности); - возрастающей сложностью организаций, вследствие роста их размера и масштаб решаемых задач.
Виды и процесс контроля.
При рассмотрении этого вопроса надо дать характеристику видов контроля. Он может быть: - внутренним и внешним; - охватывать отдельные вопросы (финансовые, технические, пропускного режима, противопожарные и т.д.) или характеризоваться комплексностью. Но наиболее часто при анализе видов контроля выделяют, прежде всего:
Предварительный контроль.
В процессе предварительного контроля менеджеры определяют ресурсы или моменты в организационном процессе, которые определяют успех всего процесса. Они сосредотачивают деятельность по контролю на выборе лучших ресурсов, тем самым, избегая проблемы до того, как она возникает. Проводится до начала работ.
В предварительном контроле обращается внимание на: - контроль поступающих материальных ресурсов (их качества, соответствие запасов, цены); - контроль человеческих ресурсов (отбор, обучение, оценка); - контроль финансовых ресурсов (эффективность использования капитала).
Текущий контроль.
Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчиненные сотрудники.
Заключительный контроль.
По завершении работ или заранее оговоренного периода сравниваются полученные результаты с требуемыми.
Процесс контроля. Включает в себя следующие этапы:
Выработка стандартов и критериев.
Стандарт - это желаемый результат или ожидаемое событие, с которым менеджеры могут сравнивать последующую деятельность, исполнение и изменение.
Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.
При этом определяют масштаб допустимых отклонений, проводят измерение результатов и их оценку. Важно, чтобы была также осуществлена передача информации о стандартах и полученных результатах до лиц, отвечающих за конкретный участок работы.
Принятие необходимых корректирующих действий.
Могут выбираться следующие линии поведения: - ничего не предпринимать (если результаты получены, удовлетворяющие организацию); - устранить отклонения (принятие мер по устранению недостатков в той или иной области внутренней среды организации); - пересмотр стандартов (в случае нереальности самих стандартов).
Поведенческие аспекты контроля. Возможные негативные последствия: - поведение, ориентированное на контроль; - получение необъективной информации.
Рекомендации по проведению эффективного контроля: - устанавливайте осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками; - устанавливайте обсуждение с подчиненными тех или иных аспектов контроля; - избегайте чрезмерного контроля;
- вознаграждайте за достижение стандарта; - регулярно переоценивайте контроль, чтобы убедиться, что он еще необходим и соответствует ситуации; - остерегайтесь подчиненных, которые выступают против контроля, потому что они не хотят быть слишком ограниченными и потерять свободу.
Характеристика эффективного контроля: - стратегическая направленность контроля; - ориентация на результаты; - соответствие контролируемому виду деятельности; - своевременность контроля; - гибкость, простота и экономичность контроля.
Выводы по теме. 1. Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей в организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. 2. Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время. 3. Процесс контроля включает в себя следующие этапы: выработка стандартов и критериев, сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами, принятие необходимых корректирующих действий. 4. Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, гибок, прост и экономичен. Глоссарий 1. Управление – функция биологических, социальных, технико-организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности. 2. Менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности. 3. Менеджмент – процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей.
4. Менеджмент – искусство получения работы, сделанной посредством других. 5. Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает ответственность за их выполнение. 6. Ответственность – обязательство выполнить имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. 7. Полномочие – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых его членов на выполнение определенных задач. 8. Связь – выражение отношений между элементами организации. 9. Уровень управления в организации – та ее часть, в рамках которой могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше расположенными частями. 10. Интеграция – процесс достижения единством усилий всех подсистем (подразделений) организации для реализации ее задач и целей. 11. Бюрократическая организационная структура – характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и их деловым и профессиональным качеством. 12. Департаментализция – процесс деления организации на отдельные блоки. 13. Проектная организация – временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. 14. Матричная структура – структура, в которой члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителю тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. 15. Мотивация человека и деятельности – совокупность движения сил человека к осуществлению определенных действий. 16. Менеджер – член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. 17. Разделение труда менеджеров – специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности, разграничение полномочий, прав и сфер ответственности, на основе которых решается проблема повышения результативности труда управляющих. 18. Планирование – один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление целей всех членов организации к достижению ее общих целей. 19. Прогноз – предположительная оценка будущего состояния объекта. 20. Показатель – выполнение планового задания на основе использования упорядоченной системы признаков количественных и качественных. 21. Контроль – процесс определения правильности реализации решений руководства и необходимости корректировать управленческие решения. 22. Цель организации – конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация.
23. Миссия организации – программное заявление фирмы, четкое сжатое определение направления работы компании, предназначенное для мотивации всех его членов. 24. Организация – социальная общность, состоящая из групп людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей + /правовые и организационные формы организации/. 25. Адаптация – процесс приспособления организации к изменяющимся условиям внешней среды. 26. Адаптативная структура – организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде. 27. Жизненный цикл организации – период в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования как рождение, рост, зрелость и спад. 28. Организационная структура – совокупность управленческих подразделений, между которыми установлена система взаимосвязей, призванных обеспечить реализацию различных видов работ, функций управления и осуществления процессов для достижения определенных целей. 29. Стратегия – долгосрочный план, направленный на реализацию миссии и целей организации. 30. Линейный руководитель – должностное лицо, несущее прямую ответственность за результаты работы организации или ее подразделения и наделенное властью и полномочиями отдавать распоряжения подчиненным. 31. Плоская структура управления – организационная структура, в которой сокращено число уровней иерархии и менеджера имеют сравнительно большое количество подчиненных. 32. Функциональный руководитель – менеджер, ответственный за специализированную функцию управления, например маркетинг, персонал, производство и т.д. 33. Экономичность – показатель соотношения между объемом выпуска и потребностями для его производства затратами
Модуль 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|