Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие организационная культура шире понятия корпоративная культура.




Значение корпоративной культуры:

1. Формирование определенного имиджа организации и создание у сотрудников чувства безопасности;
2. Культура помогает новичкам быстрее вникнуть в деятельность организации и правильно интерпретировать происходящие в организации события;

3. Повышается уровень ответственности, а, следовательно, и уровень жизнеспособности организации;

4. Стимулирует работников на достижение общих целей, что вызывает повышение инновационного потенциала организации;

5. Культура задает внутрифирменные правила и стандарты поведения - «коллективное программирование»;

6. Культура регламентирует управленческую деятельность;

7. Культура способствует идентификации работника с фирмой, формирует приверженность фирме;
8. Культура формирует у сотрудников чувство безопасности.

Функции корпоративной культуры:

1. Информационная, которая заключается в передаче социального опыта;

2. Познавательная, которая состоит в познании и усвоении принципов культуры на стадии адаптации работника к организации и, таким образом, способствует его включению в жизнь коллектива;
3. Нормативная, так как культура устанавливает нормы приемлемого поведения в организации;

4. Регулирующая, посредством которой происходит сравнение реального поведения человека или группы с принятыми в организации нормами;

5. Ценностная (смыслообразующая), так как культура влияет на мировоззрение человека;

6. Коммуникативная, так как через ценности, принятые в организации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивают взаимопонимание работников и их взаимодействие;

7. Охранная – культура служит барьером для проникновения нежелательных тенденций;

8. Интегрирующая – принятие корпоративной культуры формирует общность людей и они ощущают себя частью единой системы;

9. Замещающая – сильная культура позволяет снизить поток формальных приказов и распоряжений;
10. Мотивационная – принятие культуры обычно создает дополнительные возможности для человека и наоборот;

11. Образовательная и развивающая – овладение культурой создает дополнительные знания и положительно влияет на ее деятельность;

12. Управление качеством – с течением времени в культуре остаются наиболее эффективные составляющие, а все негативные исчезают;

13. Формирование имиджа фирмы – клиенты, посетители и другие контрагенты не знакомятся с официальными документами – они видят внешнюю сторону фирмы и это создает ее образ.

Ф. Харрис и Р. Моран предлагают рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик:

• осознание себя и своего места в организации (одни культу­ры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, дру­гие — поощряют их внешнее проявление; в одних случаях незави­симость и творчество проявляются через сотрудничество, а в дру­гих — через индивидуализм);

• коммуникационная система и язык общения (использова­ние устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефон­ного права»; жаргон, аббревиатуры варьируются в зависимости от отраслевой, функцио­нальной и территориальной принадлежности организаций);

• внешний вид, одежда и представление себя на работе (раз­нообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур);

• что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация пита­ния; едят ли работ­ники разных уровней вместе или отдельно и т.п.);

• осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности работников; со­блюдение временного распорядка и поощрение за это);

• взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, стату­су и власти, мудрости и интеллекту, опыту, рангу, религии и гражданству и т.п.);

• ценности (набор ориентиров, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) — что люди ценят в организационной жизни (свое положение, титулы, саму работу и т.п.) и как эти ценности сохраняются;

• вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этич­ное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии; влияние религии и морали и т.п.);

• процесс развития работника (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или си­лу; информирование работников; подходы к объясне­нию причин и др.);

• трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и от­ветственность; чистота рабочего места; оценка ра­боты и вознаграждение; индиви­дуальная или групповая работа;).

Организационная культура: типы корпоративной культуры

Типы организационных культур

КУЛЬТУРА ВЛАСТИ («паутина»)

§ - стремление доминировать в своем мире;

§ - абсолютный контроль над подчиненными;

§ - собственные сферы интересов и влияния ревностно охраняются;

§ - постоянное стремление удовлетворять свои притязания за счет более слабых организаций

 

КУЛЬТУРА РОЛИ («храм»)

§ - рациональность и упорядоченность;

§ - конкуренты и конфликты регулируются и заменяются договорами, соглашениями, правилами и процедурами;

§ - обязанности, права и привилегии тщательно разделены и уважаются другими;

§ - упор, делающийся на иерархию и статус, уравновешивается подчеркнутой законностью в действиях.

 

КУЛЬТУРА ЗАДАЧИ («сеть»)

§ - успех, результаты стоят на первом месте;

§ - структура организации, вся её деятельность направлены на достижение первостепенных целей;

§ - верхушка предприятия, саботирующая достижение успеха, устраняется;

§ - не справляющиеся со своими задачами, заменяются или тренируются в выполнении своих обязанностей;

§ - личные потребности игнорируются, если их нельзя увязать с поставленной целью

 

КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ («пчелиный рой»)

§ - цель организации – удовлетворение запросов своих работников;

§ - отвергается жесткий авторитет;

§ - индивидуальные цели согласуются с целями предприятия;

§ - роли в организации распределяются на основе личных предпочтений и индивидуальных потребностей в деле обучения и роста.

Понятие полномочий и ответственности.

Делегирование полномочий

Ответственность представляет собой обязательство вы­полнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворитель­ное разрешение.

Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожи­дается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения.

Ответственность означает, что работник отвечает за ре­зультаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему пол­номочия.

Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответствен­ность не может быть делегирована.

Например, руководитель хирургической бригады делегиру­ет многие важные обязанности медицинским сестрам. Но, если пациент умрет из-за того, что сестра выбрала неправильную группу крови для переливания, ответственным за это будет опе­рирующий хирург и его привлекут к суду за преступную не­брежность.

Полномочия представляют собой ограниченное право ис­пользовать ресурсы организации и направлять усилия некото­рых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочия делегируются должности, а не индивиду, ко­торый занимает ее в данный момент. Это отражено в старой военной поговорке — «честь отдается мундиру, а не человеку». Когда индивид меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой.

Однако, поскольку делегирование невозможно, пока на дол­жности нет человека, обычно говорят о делегировании полно­мочий индивиду.

Пределы полномочий. Согласно нашему определению, полномочия являются ограниченным правом использовать ре­сурсы и командовать людьми.

Внутри организации эти пределы обычно определяются по­литикой, процедурами, правилами и должностными инструкци­ями, изложенными в письменном виде, или передаются подчи­ненному устно.

Большая часть полномочий руководителя определяет­ся традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями общества, в котором организация функциониру­ет. Люди подчиняются приказаниям начальника частично из-за того, что это социально приемлемое поведение. Эти факторы, с одной стороны, ограничивают полномочия, а с другой, поддер­живают их.

Руководители не могут делегировать полномочия, которые противоречат законам или культурным ценностям, по крайней мере, на долгий срок.

Это означает, что они не могут делегировать обязанности, требующие таких полномочий, и ожидать их выполнения. Иног­да эти ограничения сталкиваются с планами организации.

Полномочия и власть часто пута­ют друг с другом. Полномочия определяются как делегиро­ванное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации.

В отличие от этого, власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуа­цию. Можно иметь власть, не имея полномочий.

Полномочия, другими словами, определяют, что лицо, зани­мающее какую-то должность, имеет право делать. Власть опре­деляет, что оно действительно может делать. Способы исполь­зования власти могут оказывать положительное или отри­цательное воздействие на организацию. Из последующих лек­ций мы узнаем, что лидерство сильно зависит от власти, и люди часто используют власть, чтобы добиваться целей организации.

Соотношение полномочий и ответственности:

1. полномочия > ответственности = административный произвол

2. полномочия < ответственности = паралич управленческой деятельности

3. полномочия = ответственности = нормальный ход работы

Должностные полномочия должны включать в себя:

  • права, необходимые для выполнения предписанных работ;
  • ответственность за использование этих прав (ответственность не может быть делегирована в принципе, поэтому руководитель в любом случае ответственен перед вышестоящим руководством за все, что происходит в его коллективе);
  • перечень обязательных координационных коммуникационных связей.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...