Понятие организационная культура шире понятия корпоративная культура.
Значение корпоративной культуры: 1. Формирование определенного имиджа организации и создание у сотрудников чувства безопасности; 3. Повышается уровень ответственности, а, следовательно, и уровень жизнеспособности организации; 4. Стимулирует работников на достижение общих целей, что вызывает повышение инновационного потенциала организации; 5. Культура задает внутрифирменные правила и стандарты поведения - «коллективное программирование»; 6. Культура регламентирует управленческую деятельность; 7. Культура способствует идентификации работника с фирмой, формирует приверженность фирме; Функции корпоративной культуры: 1. Информационная, которая заключается в передаче социального опыта; 2. Познавательная, которая состоит в познании и усвоении принципов культуры на стадии адаптации работника к организации и, таким образом, способствует его включению в жизнь коллектива; 4. Регулирующая, посредством которой происходит сравнение реального поведения человека или группы с принятыми в организации нормами; 5. Ценностная (смыслообразующая), так как культура влияет на мировоззрение человека; 6. Коммуникативная, так как через ценности, принятые в организации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивают взаимопонимание работников и их взаимодействие; 7. Охранная – культура служит барьером для проникновения нежелательных тенденций;
8. Интегрирующая – принятие корпоративной культуры формирует общность людей и они ощущают себя частью единой системы; 9. Замещающая – сильная культура позволяет снизить поток формальных приказов и распоряжений; 11. Образовательная и развивающая – овладение культурой создает дополнительные знания и положительно влияет на ее деятельность; 12. Управление качеством – с течением времени в культуре остаются наиболее эффективные составляющие, а все негативные исчезают; 13. Формирование имиджа фирмы – клиенты, посетители и другие контрагенты не знакомятся с официальными документами – они видят внешнюю сторону фирмы и это создает ее образ. Ф. Харрис и Р. Моран предлагают рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик: • осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие — поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, а в других — через индивидуализм); • коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права»; жаргон, аббревиатуры варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций); • внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур); • что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т.п.);
• осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это); • взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту, рангу, религии и гражданству и т.п.); • ценности (набор ориентиров, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) — что люди ценят в организационной жизни (свое положение, титулы, саму работу и т.п.) и как эти ценности сохраняются; • вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии; влияние религии и морали и т.п.); • процесс развития работника (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; информирование работников; подходы к объяснению причин и др.); • трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность; чистота рабочего места; оценка работы и вознаграждение; индивидуальная или групповая работа;). Организационная культура: типы корпоративной культуры Типы организационных культур КУЛЬТУРА ВЛАСТИ («паутина») § - стремление доминировать в своем мире; § - абсолютный контроль над подчиненными; § - собственные сферы интересов и влияния ревностно охраняются; § - постоянное стремление удовлетворять свои притязания за счет более слабых организаций
КУЛЬТУРА РОЛИ («храм») § - рациональность и упорядоченность; § - конкуренты и конфликты регулируются и заменяются договорами, соглашениями, правилами и процедурами; § - обязанности, права и привилегии тщательно разделены и уважаются другими; § - упор, делающийся на иерархию и статус, уравновешивается подчеркнутой законностью в действиях.
КУЛЬТУРА ЗАДАЧИ («сеть») § - успех, результаты стоят на первом месте; § - структура организации, вся её деятельность направлены на достижение первостепенных целей; § - верхушка предприятия, саботирующая достижение успеха, устраняется; § - не справляющиеся со своими задачами, заменяются или тренируются в выполнении своих обязанностей;
§ - личные потребности игнорируются, если их нельзя увязать с поставленной целью
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ («пчелиный рой») § - цель организации – удовлетворение запросов своих работников; § - отвергается жесткий авторитет; § - индивидуальные цели согласуются с целями предприятия; § - роли в организации распределяются на основе личных предпочтений и индивидуальных потребностей в деле обучения и роста. Понятие полномочий и ответственности. Делегирование полномочий Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия. Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Например, руководитель хирургической бригады делегирует многие важные обязанности медицинским сестрам. Но, если пациент умрет из-за того, что сестра выбрала неправильную группу крови для переливания, ответственным за это будет оперирующий хирург и его привлекут к суду за преступную небрежность. Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. Это отражено в старой военной поговорке — «честь отдается мундиру, а не человеку». Когда индивид меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой.
Однако, поскольку делегирование невозможно, пока на должности нет человека, обычно говорят о делегировании полномочий индивиду. Пределы полномочий. Согласно нашему определению, полномочия являются ограниченным правом использовать ресурсы и командовать людьми. Внутри организации эти пределы обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно. Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями общества, в котором организация функционирует. Люди подчиняются приказаниям начальника частично из-за того, что это социально приемлемое поведение. Эти факторы, с одной стороны, ограничивают полномочия, а с другой, поддерживают их. Руководители не могут делегировать полномочия, которые противоречат законам или культурным ценностям, по крайней мере, на долгий срок. Это означает, что они не могут делегировать обязанности, требующие таких полномочий, и ожидать их выполнения. Иногда эти ограничения сталкиваются с планами организации. Полномочия и власть часто путают друг с другом. Полномочия определяются как делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. В отличие от этого, власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий. Полномочия, другими словами, определяют, что лицо, занимающее какую-то должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Способы использования власти могут оказывать положительное или отрицательное воздействие на организацию. Из последующих лекций мы узнаем, что лидерство сильно зависит от власти, и люди часто используют власть, чтобы добиваться целей организации. Соотношение полномочий и ответственности: 1. полномочия > ответственности = административный произвол 2. полномочия < ответственности = паралич управленческой деятельности 3. полномочия = ответственности = нормальный ход работы Должностные полномочия должны включать в себя:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|