Коммуникационные процессы в управлении.
Коммуникационный процесс – обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации. Коммуникации выполняют следующие функции: 1. Информативная – передача истинных и ложных сведений; 2. Интерактивная (побудительная) – организация взаимодействия между людьми: согласовать действия, распределить обязанности, повлиять на собеседника, используя такие формы воздействия как внушение, приказ, просьба и убеждение; 3. Персептивная – восприятие друг друга партнерами по общению и установление между ними взаимопонимания; Элементы коммуникационного процесса: 1. Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; 2. Информация (сообщение), закодированная с помощью символов; 3. Канал – средство передачи информации; 4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Основой процесса управления является взаимодействие между элементами управленческой структуры, осуществляемое с помощью коммуникационных каналов. По содержанию такое взаимодействие может быть: 1. Информационное – субъекты обмениваются сведениями, необходимыми для принятия управленческих решений. Эти сведения бывают:
- официальные – закрепленные юридически; - неофициальные – не обладающие правовым статусом, но помогающие ориентироваться в конкретной ситуации. 2. Административное – вышестоящие уровни управления передают нижестоящим управленческие полномочия и ответственность; распоряжения, инструкции и рекомендации. А получают от них отчеты для осуществления процесса контроля. По своему назначению административное взаимодействие бывает двух видов: - координационное – обеспечивается добровольное согласование интересов отдельных звеньев и поддерживается единство их действий через комитеты, специальные группы и стратегические центры; 3. Техническое – реализуется в процессе участия субъектов в практической деятельности (подготовка и проведение совещаний, обмен опытом, ведение делопроизводства: сбор, оформление, хранение и выдача документов). Коммуникационная структура управления – совокупность каналов, с помощью которых осуществляется взаимодействие субъектов управления. Коммуникационные каналы различают по следующим характеристикам: 1. Технические возможности – обычно это пропускная способность, то есть объем информации, проходящей за единицу времени, скорость ее движения и возможные потери. 2. Направленность коммуникаций: а) односторонняя – управленческая информации проходит только в одном направлении (приказы); б) двусторонняя – появляется при общении, в процессе которого имеет действие обратная связь, то есть получатель информации может доводить свою реакцию до сведения отправителя; в) вертикальная – коммуникации связывают элементы управленческой системы, принадлежащие к различным уровням управления. По таким коммуникационным каналам сверху вниз передают команды по инструкции, а в обратном направлении получают ответы, советы и рекомендации.
г) горизонтальная – связывает элементы организации, находящиеся на одном уровне управления д) диагональная – связаны элементы не только разного уровня, но и разных частей системы управления. Коммуникационные каналы внутри организации могут быть формальными – связывать между собой должности и подразделения, и н еформальными – связывать частных лиц. По формальным каналам передается только официальная информациям, а по неформальным – все виды информации.
Преграды в организационных коммуникациях: 1. Искажение сообщений - когда информация движется внутри организации вверх и вниз, смысл сообщений несколько искажается. Такое искажение может быть обусловлено рядом причин. Сообщения могут искажаться непреднамеренно в силу затруднений в межличностных контактах, о чем говорилось выше. Сознательное искажение информации может иметь место, когда какой-либо управляющий не согласен с сообщением. В этом случае управляющий модифицирует сообщение так, чтобы изменение смысла происходило в его интересах. 2. Информационные перегрузки - преграды на путях обмена информацией могут также быть следствием перегрузки каналов коммуникаций. Руководитель, поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, вероятно, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной; то же относится и к обмену информацией. 3. Неудовлетворительная структура организации - если структура организации продумана плохо, возможности руководителя планировать и добиваться реализации поставленных целей сужаются. В организации с многочисленными уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения. Некоторые из наиболее эффективно управляемых американских компаний перешли к структуре «с малым числом уровней управления и каналами сравнительно прямого информационного обмена».
4. Семантический барьер – непонимание профессионального сленга. Неумение слушать. К другим аспектам, которые могут вызывать проблемы в коммуникациях, можно отнести неудовлетворительный состав и использование комитетов, рабочих групп, кадров вообще, а также способ организации власти и распределения задач. Наконец, создавать проблемы при обмене информацией могут конфликты между различными группами или отделами организации. Ясно, что плохо проработанная информационная система может снижать эффективность обмена информацией и принятия решений в организации. Способы совершенствования коммуникаций в организациях: 1. Регулирование информационных потоков - руководители на всех уровнях организации должны представлять потребности в информации собственные, своих начальников, коллег и подчиненных. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации. Он должен стараться определить, что такое «слишком много» и «слишком мало» в информационных обменах. 2. Управленческие действия - регулирование информационного потока — лишь один пример из числа действий руководителя по совершенствованию обмена информацией. Есть и другие. К примеру, руководитель может практиковать короткие встречи с одним или несколькими подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приоритетов, распределения работы и т.п. Руководитель может также по своему усмотрению предпочесть вариант периодических встреч с участием всех подчиненных для рассмотрения тех же вопросов. Многие организации настаивают на проведении работниками руководящего звена таких еженедельных встреч-совещаний. Подчиненный может предпринимать подобные шаги, добиваясь по своей инициативе контакта с руководителем или товарищами по работе. 3. Системы обратной связи - в той же мере, в какой обратная связь может способствовать совершенствованию межличностного обмена информацией, могут действовать и системы обратной связи, создаваемые в организации. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации. Один из вариантов системы обратной связи — перемещение людей из одной части организации в другую с целью обсуждения определенных вопросов. Опрос работников — еще один вариант системы обратной связи. Такие опросы можно проводить с целью получения информации от руководителей и рабочих буквально по сотням вопросов:
- четко ли доведены до них цели их деятельности; с какими потенциальными или реальными проблемами они сталкиваются или могут столкнуться; - получают ли они точную и своевременную информацию, необходимую им для работы; - открыт ли их руководитель для предложений; - информированы ли они о грядущих переменах, которые отразятся на их работе. 4. Системы сбора предложений - разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель подобных систем — снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх. Чаще всего такая система реализуется в варианте ящиков для предложений, куда работники фирмы могут анонимно подавать свои предложения. К сожалению, этот вариант не слишком эффективен, ибо часто отсутствует механизм подтверждения факта рассмотрения предложений, как и стимулирование работников, чьи предложения пошли организации на пользу. Программы, обеспечивающие такое стимулирование и располагающие механизмом, объясняющим, почему та или иная идея внедряется, позволяют работникам понять причины принятия или отказа от их предложений. Кроме того, у работников есть шанс получить денежное вознаграждение. 5. Информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации. Относительно крупные организации, как правило, издают ежемесячные бюллетени, которые содержат информацию для всех работников. В подобные ежемесячные бюллетени могут входить статьи с обзором предложений по поводу управления, на темы охраны здоровья работников, нового контракта, нового вида продукции или услуг, которые намечено предложить потребителям в скором времени, подборка «работник месяца», ответы руководства на вопросы рядовых сотрудников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|