Проблема 6 Нонконформизм как тип референтно-группового поведения
В предыдущей главе и в предшествующих разделах данной главы было высказано предположение о том, что конформистское и нонконформистское поведение можно адекватно описать (не говоря уже о том, чтобы адекватно проанализировать) только в том случае, если это поведение связано с членскими и не-членскими группами, взятыми в качестве нормативно- и оценочно-референтных ориентиров. Например, выше читаем: «На языке социологии социальный конформизм обычно обозначает конформность по отношению к нормам и ожиданиям индивидов в их собственной членской группе... А нонконформизм по отношению к нормам внешней группы, таким образом [как видим], эквивалентен тому, что обычно называют неконформностью, то есть неконформности по отношению к нормам внутренней группы». Указывалось, что на этом основании возникают «два взаимосвязанных вопроса... каковы функциональные и дисфункциональные последствия позитивной ориентации на ценности иной, не своей группы? Во-вторых, какие социальные процессы вызывают, поддерживают или подавляют такую ориентацию?» После того как это было опубликовано, я вновь обратился к источнику наших представлений о том, что ныне называется референтно-^повым поведением, - главе 8 книги Кули (Cooley) «Чедоаечсская порода и социальный порядок» - и обнаружил, что уже^в 1902 г. Кули понимал нонконформизм примерно таким же образом То что он описывал как «импульс к бунту или подспудное желание поступать наперекор» (то есть черту негативизма, отчужденности, нонкон-формизма), можно в более отдаленной перспективе PaccMaTPMBaTbn™"*^
Среда оказывает далеко не такое определенное и очевидно ^, е влияние, как обычно думают. Наша реальная среда з"на образа ми, которые чаще всего присутствуют в наших мыслях и ^и человек обладает живым, способным к развитию умом, то скорее всего^ни будут раз™ отличаться от того, что дано главным образом ^Тстшда'рташ по отношению к которой мы проявляем лояльность и с чьими^JZZ-мы пытаемся сообразоваться, определяется нашими решенными склон ностями и симпатиями, путем выбора из всех оказываем,^"^Zx ных влияний; а поскольку наш выбор в какой-то мере "е»1ГГс2- чувственно воспринимаемых партнеров, возникает видимость нонконфор "юбой нонконформизм, имеющий позитивный или ^Z^oZ характер, должен проявляться именно в этом выборе более °™да""°™ ношенииг сама по себе оппозиция бесплодна и за пределами личностной -Здесь мы сталкиваемся с явным преувеличением - настолькоi»o» нем самом заложена возможность корректировки. Всячески --«с подчеркнуть мысль, очень важную в то время, когда писался этот текст, а именно ™^° ™™ социальная среда состоит не только из людей, с которыми данная ™^ь **улет в непосредственное взаимодействие, Кули склоняется к другой, столь же^неразум ной крайности, утверждая, что среда состоит только из образов другие: лад ей и стан Дартов. Наивный объективизм нельзя исправить с помощью такого ^е наивного субъективизма. Однако, как выясняется при знакомстве с его трудами в действ тельное™ Кули нельзя считать таким крайним идеалистом, каким он предстает отрывке. — Примеч. автора.
специфичности не несет в себе никакого смысла. Следовательно, между конформизмом и нонконформизмом нет никакой демаркационной линии; есть просто более или менее специфический и необычный выбор, более или менее специфическая и необычная комбинация влиянийт. Какова бы ни была история понятия нонконформизма, теперь совершенно очевидно, что это понятие обеспечивает основу для консолидации теории «девиантного поведения» (отчасти102 таким обра- 101 Cooley C.H., Human Nature and the Social Order (New York: C. Scribner's Sons, 1902; reprinted by The Free Press, 1956), pp. 301—302; вся глава 8, озаглавленная «Подражание». Я выделил курсивом те части отрывка, которые непосредственно связаны с теорией референтных групп. То, что Кули считает фактом, со временем превратилось в ряд проблем, изучаемых при помощи эмпирических исследований. Сказать, что теория референтных групп отчасти представляет собой переоткрытие того, что уже давно было сделано Кули, значит дать правильное прочтение предыстории теории референтных групп. Но было бы ошибкой считать теорию референтных групп всего лишь таким переоткрытием. Ситуация, когда зародыши новых идей остаются бесплодными до тех пор, пока в ходе интеллектуального развития у них не возникнет новых значений, часто повторяется в истории человеческой мысли. Действительно, переоткрытие обычно происходит именно таким образом; накопление научных знаний в итоге приводит к тому, что становятся ясными соответствующие идеи и наблюдения, уже давным-давно опубликованные. Однако в большинстве случаев их игнорировали, потому что их достоверность была отнюдь не очевидна, а на более ранней стадии развития данной дисциплины и не могли быть очевидной для более широкого, но менее информированного круга наблюдателей, существовавшего в те далекие дни. Говоря несколько метафорически, эти идеи «опережали свое время». Со временем, в сочетании с новыми идеями и новыми исследовательскими инструментами, они приобретали новый смысл. Должен пояснить при этом, что, обратившись к давно забытым наблюдениям Кули (насколько мне известно, вышеприведенные страницы из его трудов еще никогда не служили исходным пунктом для подтверждающих их кумулятивных исследований с тех самых пор, как они были впервые опубликованы), я не хотел принизить достижения современных социологов, которые совершенно независимо создали теорию референтных групп. Я не намерен участвовать в играх «очернителей», отнимающих у современного Петра его заслуги, чтобы воздать должное Павлу давно прошедших дней. Я хочу только указать на некоторое нарушение постепенного развития этой теории, составляющее в ретроспективе, как мы можем видеть, перерыв более чем в сорок лет. — Примеч. автора.
т Я не цитирую других работ, которые развивали теорию девиантного поведения, поскольку в некоторых своих деталях они были проанализированы в предыдущих главах. Следует, однако, сказать, что глава в книге Парсонса «Социальная система», посвященная «девиантному поведению и механизмам социального контроля», обеспечивает базис для предполагаемой теоретической консолидации. Действительно, в этой главе Парсонс предвосхищает один из тех случаев, когда теория референтных групп приобретает огромное значение для анализа социальных систем. Но такая консолидация еще не стоит в повестке дня, и потребуются согласованные усилия многих исследователей, прежде чем эта перспектива будет реализована. — Примеч. автора. зом, как это было показано в главах VI и VII, трактующих явление аномии) и теории референтно-группового поведения. Ибо как только мы начинаем понимать, что нонконформизм — это типичный конформизм, сообразующийся с ценностями, стандартами и ожиданиями референтных личностей и групп, он сразу же начинает концептуально отличаться от остальных форм девиантного поведения. Подлинный «индивидуальный» нонконформизм, абсолютно не связанный с прошлыми, настоящими или реально возможными в перспективе референтными группами, — это то, что психологи называют «аутизмом», то есть странные, причудливые мысли и действия, далекие от внешней реальности103. Здесь нас интересует не индивидуальный, а общественный нонконформизм. Когда нонконформизм представляет собой конформизм по отношению к ценностям, стандартам и практической деятельности, которые сложились на более ранних стадиях общественного развития и все еще существуют, хотя принимаются не всеми, его часто описывают как «консерватизм». Уничижительно, но иногда точно его называют «реакционным», особенно в тех случаях, когда его выражением служат попытки снова обратиться к тем ценностям и практическим действиям, которые были заменены новыми или просто преданы забвению. Когда нонконформизм представляет собой конформизм-по отношению к ценностям, стандартам и практической деятельности, которые еще не были институционализированы, но рассматриваются в качестве нормативной системы будущих референтных групп, то его часто описывают как «радикализм». Уничижительно, но иногда точно его называют «утопизмом», особенно в тех случаях, когда, как считается, он изображает совершенное общество, которое невозможно достигнуть104. Но так как подобные социально-политические ярлыки имеют не только чисто описательную функцию, их редко используют в качестве объективного описания, но наклеивают на различные типы нонконформизма. С этой точки зрения, теория референтных групп требует обоснованного выявления различий между многочисленными разновидностями поведения, в настоящее время описываемого социологами как «девиантное поведение». То, что здесь идентифицируется как «нонконформизм» (в устоявшемся в историческом смысле), должно просто отличаться от таких разновидностей девиантного поведения, как преступность и правонарушения. Эти разновиднос-
103 О месте аутистского мышления в социально-психологической теории см.: 104 Ср. с описанием идеологического и утопического менталитетов в: Mannheim ти «девиантного поведения» отличаются друг от друга в структурном, культурном и функциональном отношениях1043. Следовательно, не нужно думать, что все они адекватно схвачены единым понятием «девиантного поведения»; это — вопрос для исследования, а не для выдвижения предположений и допущений. На первый взгляд поведение нонконформиста и преступника в структурном плане может показаться одинаковым. Ни тот, ни другой не живут в соответствии с морально укорененными ожиданиями других, с кем они вовлечены в систему взаимно переплетающихся статусов и ролей. В обоих случаях другие люди, входящие в ту же социальную систему, будут действовать таким образом, чтобы привести поведение «девиантных» индивидов в соответствие с установившимися ожиданиями. Как бы то ни было, различия, которые, возможно, отделяют нонконформиста от преступника, часто скрыты от наблюдения, так как нонконформисты не так уж редко провозглашаются преступниками. Тем не менее под этим поверхностным сходством таятся глубокие различия.
Во-первых, нонконформист в отличие от преступника не пытается скрыть свои отступления от преобладающих групповых норм. Напротив, он громко заявляет о своих расхождениях с ними. С этим тесно связано второе различие: нонконформист бросает вызов легитимности норм и ожиданий, которые он отвергает, или по крайней мере их применимости в некоторых ситуациях; преступник, в общем, признает их легитимность. Он вообще не доказывает, что кража правомочна, а убийство добродетельно. Он просто находит удобным или соответствующим складу его ума нарушать нормы и уклоняться от них. В-третьих, нонконформист, соответственно, стремится изменить групповые нормы, заменить нормы, которые он считает нелегитимными с точки зрения морали, нормами, имеющими альтернативную моральную основу. Преступник, напротив, стремится только избежать влияния ныне существующих норм. Нонконформист обычно взывает к «высшей морали»; преступник, помимо вынужденной самообороны, ссылается на оправдывающие его обстоятельства. Наконец — и в этом принципиальное различие между ними, — нонконформист допускает (хотя допускает неохотно и неосознанно), что от- |04а Об этих различиях говорится в главе VI при описании пятого типа адаптации к аномии; там указано, что и господствующие культурные цели, и институциональные средства отвергаются и заменяются новыми ценностями, которые обретают легитимность и сторонников (pp. 194, 209—210). Что касается дальнейшего обсуждения этого последнего типа «девиантного поведения», см.: Organski К., Change in Tribal South Africa (неопубликованная докторская диссертация, Columbia University, Department of Sociology, 1956). — Примеч. автора. ход от преобладающих норм возможен только ради совсем или почти совсем бескорыстных целей; преступник предполагает, что отход от норм будет служить его собственным интересам. Предыдущие характеристики этих двух типов стремились выявить существующие между ними различия. Зная о тех карательных следствиях, которые может повлечь за собой его общественное поведение, нонконформист тем не менее действует в соответствии со своими чувствами и ценностями; преступник, зная о последствиях своих поступков, всячески стремится их избежать, скрывая от общества свое девиантное поведение. В сфере культуры нонконформист тоже принципиально отличается от преступника (повторяю, даже в тех случаях, когда общество, почти полностью исчерпав все остальные способы социального контроля, навешивает на нонконформиста ярлык преступника). Ибо, несмотря на публичные дефиниции и внешнюю видимость, многие понимают, что нонконформист, отличающийся от остальных людей только своими политическими, религиозными или моральными убеждениями, в действительности преступником не является. Сточки зрения социологической теории, различия между уровнем культуры и уровнем социальной структуры (к которому мы обращались в предыдущих разделах) носят основополагающий характер, хотя их не сразу можно заметить из-за того, что в основе и культуры, и социальной структуры лежат одни и те же исторические поведенческие комплексы. Не входя в подробное обсуждение этого вопроса, которое завело бы нас слишком далеко в сторону, укажем только, что они образуют различные уровни анализа. На уровне социальной структуры поведение нонконформиста (как и любое девиантное поведение) приводит в действие механизмы социального контроля со стороны тех, кто вовлечен в переплетающиеся социально-статусные и социально-ролевые взаимодействия с носителем девиантного поведения. Его неспособность жить в соответствии с ожиданиями тех, с кем он связан непосредственно, позволяет им накопить мстительные чувства, и они, в свою очередь, реагируют на нее тем, что наказывают его за отступления от установленных ролевых ожиданий. Ролевые партнеры носителя девиантного поведения стремятся вести с позиций своих собственных интересов; носитель девиантного поведения делает их жизнь несчастной или трудной, и они пытаются заставить его снова вести себя как все, чтобы в итоге они могли вернуться к своим обычным делам. На уровне культуры такое же поведение со стороны «ортодоксальных» членов социальной системы возникает даже в тех случаях, если они не вовлечены непосредственно в систему социальных отношений с носителем девиантного поведения. В этом смысле их враждебная реакция на его поведение бескорыстна. Они ничего (или почти ничего) не теряют из-за того, что он отклоняется от сложившихся норм и ролевых ожиданий; его «плохое поведение» не наносит им ощутимого ущерба. Тем не менее их реакция тоже враждебна, так как они ин-териоризировали эти моральные нормы (которые в данный момент нарушаются) и воспринимают поведение, которое в конечном итоге отвергает эти нормы или угрожает в дальнейшем их социальной ва-лидности как отрицание ценностей, которыми дорожат они сами и все их группа. Форму этой враждебной реакции лучше всего описать как «моральное негодование», бескорыстные нападки на тех, кто отступает от групповых норм, даже если подобные отклонения не мешают другим членам группы исполнять их собственные роли, поскольку у них отсутствуют непосредственные социальные связи с де-виантными индивидами105. ins функциональное объяснение морального негодования было классически сформулировано Гоббсом (хотя и на архаическом языке естественного закона):«Кроме того, несправедливость характера есть предрасположение или наклонность к правонарушению и является несправедливостью еще до перехода в действие и независимо от того, имеется ли правонарушение по отношению к какому-нибудь индивидуальному лицу. Несправедливость же поступка (т.е. правонарушение) предполагает наличие индивидуального лица, по отношению к которому совершено правонарушение, именно наличие лица, с которым заключено соглашение. И поэтому часто случается, что правонарушение совершено по отношению кодному лицу, между тем как материальный ущерб, проистекающий из этого правонарушения, нанесен другому. Так, например, если хозяин приказывает своему слуге дать деньги какому-нибудь постороннему человеку и это приказание не исполняется, то правонарушение совершено по отношению к хозяину, с которым слуга заключил раньше соглашение о повиновении, материальный же ущерб потерпел посторонний человек, по отношению к которому слуга не имел никакого обязательства и потому не мог совершить по отношению к нему никакого правонарушения. Точно так же в государствах могут частные люди прощать друг другу свои долги, но не могут прощать разбоев и других насилий, от которых они потерпели моральный ущерб, ибо неуплата долгов есть нарушение обязательства по отношению к ним самим, разбой же и насилия есть правонарушение по отношению к личности государства» (Гоббс Т. Левиафан — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936, — гл. XV, с. 131). Это — пример беспристрастного возражения на нарушение норм. Классическая современная разработка теории морального негодования содержится в книге Ранульфа «Моральное негодование и психология среднего класса» (см.: Ranulf S., Moral Indignation and Middle Class Psychology ('Copenhagen: Levin & Munksgaard, 1938), хотя, по свидетельству ее автора, исследование этого вопроса находится еще на самой начальной стадии. Как неоднократно разъясняет Ранульф, его собственная работа в социологическом отношении исходит непосредственно из фундаментальной теории функций морального негодования, самым сильным (если не самым первым) представителем которой является Эмиль Дюркгейм. См. также более раннюю монографию того же автора: Ranulf S., The Jelousy of the Gods and Criminal Law at At/tens: A Contribution to the Sociology of Moral Indignation (Copenhagen: Levin & Munksgaard; London: Williams & Norgate Ltd., 1933). 2 vols. — Примеч. автора. Если бы этой отдушины морального негодования не существовало, действие механизмов социального контроля было бы жестко ограничено. Онобылобыограниченодействиямитехлюдей, кому нонконформистское и девиантное поведение наносит непосредственный ущерб. Однако на самом деле моральное негодование и бескорыстное противодействие нонконформизму и девиантному поведению придает механизмам социального контроля гораздо большую силу, так как не только относительно немногие люди, которым носители девиант-ного поведения причинили непосредственный ущерб (например, родители похищенного ребенка), но и крупные коллективы, придерживающиеся сложившихся культурных норм, активизируют свои попытки вернуть девиантных личностей (а также, в порядке упреждения,тех, кто обещает стать таковыми) к общепринятому поведению. На уровне культуры нонконформист, с его ссылками на высшую мораль, может (в отличие от простого преступника) в исторически благоприятных условиях продолжать свою деятельность на фоне латентного морального негодования. В какой-то мере его нонконформизм является либо обращением к утраченным моральным ценностям прошлого, либо к ценностям грядущего. Поэтому для него всегда существует перспектива (далеко не всегда становящаяся реальностью) получить поддержку других членов общества, изначально не таких смелых и не склонных к риску. Его нонконформизм — это не его личное отклонение от моральных норм, но вклад в создание новой морали (или в восстановление старой, полузабытой морали). Короче говоря, он апеллирует к прошлой или будущей референтной группе. Он реанимирует забытые системы ценностей, стандартов и практических действий или разрабатывает новые, еще не запятнанные разного рода уступками и прагматически целесообразными компромиссами. Всем этим нонконформист резко отличается от обычного преступника, который ничего не восстанавливает и ничего не вводит в жизнь, а пытается только удовлетворить свои личные интересы или выразить свои личные мнения. Хотя, возможно, не всегда учитывает различия между ними, но с точки зрения динамики культуры нонконформист и обыкновенный преступник находятся на разных полюсах. Наше краткое описание культурного и структурно-социального уровней криминального поведения и нонконформизма, разумеется, многое оставило за кадром. Но сказанного вполне достаточно для наших непосредственных задач. Обе разновидности отклонений от групповых норм можно описать (и они действительно описывались) как «девиантное поведение» (в первом приближении это не будет ошибкой), но тем не менее при более точном анализе (на структурно-социальном и культурном уровнях) они явно отличаются друг от дру- га. Можно предположить также, что они различаются и на личностном уровне. Личности тех, кто возглавлял нонконформистские движения, имеющие историческое значение, конечно же,могут случайно иметь большое сходство с личностями тех, кто совершал малые и большие преступления в своих собственных интересах. Однако подчеркивать это случайное поверхностное сходство за счет характерных и очень глубоких различий — значит расписываться в интеллектуальном банкротстве академической психологии. Как бы психология ни пыталась опровергнуть этот вывод, отважные английские разбойники Джон Невинсон и его более знаменитый последователь Дик Турпин (XVII в.) совсем не похожи на отважного нонконформиста Оливера Кромвеля. Если же для кого-то в силу политических и религиозных пристрастий этот пример покажется самоочевидным и не требующим доказательств, пусть он проанализирует суждения историков, превращающих Троцкого или Неру в преступников, имеющих многочисленных последователей. Возможно, бессознательные побуждения некоторых нонконформистов не слишком отличаются от побуждений обычных преступников. В обоих приведенных примерах поведение является вынужденным, призванным искупить чувство лично совершенного греха. Нарушение существующих норм может иметь своей целью легитимизацию вины; этого можно достичь, если вину будут разделять все. Тем не менее, поскольку нарушаемые нормы очень многообразны в функциональном отношении, психологическое значение их нарушения тоже может быть самым разным. Подобно концептуальной структуре социологии, которая в первом приближении может быть настолько груба, что не видит разницы между нонконформизмом по отношению к учрежденным, но подозрительным с точки зрения морали нормам и отклонением от бесспорных общепризнанных норм, концептуальная структура психологии, с ее идеями вины, защитных механизмов, форм реагирования и т.п., может завуалировать принципиальные различия, объясняя в корне отличные формы социального поведения одними и теми же мотивами. Правда, это значит констатировать проблему, но не решить ее. Однако сложившаяся в этих науках ситуация имеет несомненное теоретическое достоинство, напоминая нам, что мы довольно часто бываем склонны скрадывать или преуменьшать поведенчески значимые различия. Делать это — значит осуществлять на практике сомнительную методологию редукционизма. Быть редукционистом — значит придерживаться ложного допущения, которое, согласно незабываемому описанию Уильяма Джеймса, заключается в том, что «струнный квартет Бетховена... это на самом деле скрип лошадиных хвостов, трущихся о коша- чьи кишки, и может быть исчерпывающе описан подобными терминами...»106. Нонконформист, чья деятельность имеет историческое значение, с точки зрения социальной структуры, культуры и личности представляет собой особый тип социально-девиантной личности. Следуя древнему изречению — «природа каждой вещи лучше всего познается в крайних проявлениях», — мы должны обратить особое внимание на крайних нонконформистов, которые вступают на свой путь общественного нонконформизма, хорошо зная, что они рискуют (риск настолько велик, что это знание перерастает в уверенность) и могут быть жестоко наказаны за свое поведение в группе. В самом точном смысле слова, этот тип человека является типом мученика, то есть человеком, который жертвует собой из принципа. Придерживаясь норм и ценностей какой-то иной референтной группы, а не той, чьим ожиданиям он не соответствует, он готов принять, если не приветствовать107, почти неизбежные и притом болезненные последствия этих разногласий. 106 James W., The Willto Beleiv (New York: Longmans, Green, and Co., 1937), p. 76. В 107 Однако если бы он действительно обнаруживал признаки радостного предвку Но психологические причины мученического поведения — это одно, а его социологическая природа — это нечто совсем иное. Мотивы мученика могут быть самыми разнообразными: мученическое поведение может служить проявлением нарциссизма, или потребности в наказании, или стремления овладеть неподатливой на первый взгляд внешней реальностью ради тех, кого любишь108. Возможно, и так. Однако в социальном контексте этот тип нонконформизма обязательно включает в себя публичный отказ от некоторых установленных ценностей и практических действий и верность альтернативным ценностям и практическим действиям, за что человек навлекает на удовлетворением «патологической» психической потребности. Мазохизм пользуется общим уважением лишь при наличии определенных социальных институций. В условиях такой социальной среды, где можно испытать чисто ритуальное наслаждение, мазохистский характер может идеально подходить для эффективного исполнения социальных ролей. Но в общем в попытках представить личную потребность как общественную добродетель усматривают двойное прегрешение: претензию на вознаграждение за действия, которые кажутся бескорыстными, а в действительности оказываются эгоистическими, и нарушение необходимого для стабильности общества взаимного доверия, поскольку тем самым внушается сомнение в моральности действительно бескорыстного поведения других людей. — Примеч. автора. т Все согласны с тем, что терминологическое обозначение мотиваций оставляет желать лучшего. Из этого замечания не следует, что мотивы представляют собой отдельные единичные импульсы, каждый из которых «производит» соответствующую форму поведения. Кули (даже безотносительно к систематизированной психологической теории) высказал несколько общих соображений по этому поводу, которые гораздо лучше соответствуют (если они вообще чему-нибудь соответствуют) нашему времени, чем тому, когда он их высказал (около двух поколений тому назад). Например: «Обсуждение в терминах «альтруизм — эгоизм» фальсифицирует факты в наиболее жизненно важном пункте. Это становится возможным, если допустить, что наши импульсы, относящиеся к личности, можно разделить на два класса — импульсы «Я» и импульсы «Ты» — примерно так же, как мы подразделяем сами индивиды; между тем приоритетным для всего спектра чувств является факт взаимного воздействия личностей, так что импульс принадлежит не одной из них, но тому, что служит для них общей основой, — их общению». Или другой пример: «...термин «альтруизм» используется для того, чтобы обозначить нечто большее, нежели доброта или доброжелательность — некоторое принципиальное психологическое или моральное различие между этими чувствами (или этим классом чувств) и иными чувствами, называемыми эгоистическими; но этого различия, по-видимому, не существует. Все социальные чувства альтруистичны в том смысле, что включают в себя отношение к другим людям, и очень немногие альтруистичны в том смысле, что исключают себя. Мысль о подразделении чувств по линии «альтруизм — эгоизм», по-видимому, проистекает из смутного, неясного предположения, согласно которому каждая идея, исходящая от личности, должна давать отдельный единичный ответ на каждую идею, исходящую от тела» (Cooley C.H., Human Nature and the Social Order, pp. 128, 129—130). Можно утверждать: когда Конт создал новый термин «альтруизм» и дал ему свое определение, он помог создать своеобразное заблуждение, которое Кули попытался нейтрализовать. — Примеч. автора. себя почти неизбежное наказание со стороны других людей. В функциональном отношении такой нонконформизм может содействовать социальным и культурным переменам. В этой связи следует заметить, что реакции других людей на эту разновидность нонконформизма могут быть гораздо более сложными, чем можно предположить, если судить о них только по чисто внешней враждебности. Признанный нонконформист хочет, чтобы к нему относились со смешанным чувством ненависти, восхищения и любви, даже со стороны тех, кто все еще сохраняет верность оспариваемым ценностям и практическим действиям. Действуя открыто, а не тайно, и, очевидно, сознавая, что навлекает на себя суровые санкции со стороны группы, нонконформист стремится в какой-то мере заручиться уважением людей, даже если оно похоронено под толстым слоем открытой враждебности и ненависти со стороны тех, кто испытывает ощущение, что их чувствам, интересам и статусу угрожают слова и действия нонконформиста. Должное воздаяние за бескорыстное поведение образует позитивный компонент этого двойственного отношения. Чувствуется, что у нонконформиста достаточно смелости, чтобы пойти на большой риск (он, так сказать, демонстрирует эту способность), особенно ради бескорыстных целей109. В какой-то мере (хотя, по-видимому, в гораздо меньшей) смелость, очевидно, проявляется и в тех случаях, когда человек рискует даже ради узколичных, эгоистических или чуждых ему целей, как в известных случаях «бесстрашного преступника» и «отважного врага», которыми, соответственно, восхищаются даже тогда, когда проклинают. Так как потенциально отвага представляет собой социальную добродетель (иными словами, она функционально необходима для сохранения и развития групп в соответствии с их конечными ценностями), то 109 Примеров тому, разумеется, бесконечное множество. Рассмотрим только один из них — судьбу Джона Брауна, этого предателя, убийцы и отважного фанатика, готового умереть задело свободы, как он его понимал. По мнению Карла Сандберга, «Браун так тихо и набожно радовался тому, что его повесят публично, на глазах у всех людей и всех народов, что его нельзя было с легкостью изгнать из людских мыслей». А губернатор штата, который повесил его после судебного процесса, проведенного с полным соблюдением закона, вынужден был сказать следующее: «Браун — это человек с самыми крепкими нервами, которые я когда-либо видел, разбитый и поверженный, истекающий кровью и брошенный в тюрьму. Это — человек, обладающий ясным умом, отвагой и силой духа. Это — фанатик, тщеславный и болтливый, но стойкий, искренний и умный». Поскольку «девиантное» поведение — это поведение, которое делают таковым общественные нормы и стандарты, то социальное определение ужасающих преступлений Брауна явно отличается от определения многочисленных преступлений, сделанных теми, кто был только конокрадами. Описывая этот великий акт нонконформизма, Карл Сандберг выступает и в качестве историка, и в качестве представителя американской культуры (Sandburg С, Abraham Lincoln: The Prairie Years (New York: Harcourt, Brace & Company, 1926). - П, pp. 188—195). — Примеч. автора. она вызывает уважение даже в тех сложных случаях, когда ее используют не на благо группы, а во вред ей. Даже этот краткий обзор может прояснить функциональные различия между двумя разновидностями девиантного поведения. В определенных условиях
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|