Проблема 1 Уточнение понятия референтной группы 7 глава
" Turner R.H., «Reference groups of future oriented men», Social Forces, 1955, 34, pp. 130—136, at p. 131. — Примеч. автора. n Из других его серьезных работ по этому вопросу см.: Asch S.E., Block H. and Hertzman M., «Studies in the principles of judgments and attitudes: 1. Two basic principles of Judgments», Journal of Psychology, 1938, 5, pp. 219—251; Asch S.E., «Studies in the principles ofjudgments and attitudes: II. Determination ofjudgments by group and ego standards», Journal °f Social Psychology, 1940, 12, pp. 433—465. Что касается полного изложения теоретических соображений, включенных в эти и последующие исследования, см.: Asch S.E., Social Psychology (New York: Prentice — Hall, Inc., 1952). — Примеч. автора. * vs (versus) — в сторону; по направлению к, к. — Примеч. пер. Анализ отношения «разные нормы и ценности — разные референтные группы», как оказалось, поднимается до уровня теоретического исследования. В том же самом номере журнала, где Тернер опубликовал свои сообщения, была опубликована также сходная по своей направленности, но независимая статья Розена (Rosen). Ее основное положение тоже утверждает очевидное, но он относится к трюизму серьезно и пытается его развить: «Значимые другие не обязательно являются референтами во всех сферах индивидуаного поведения»73. И в данном случае я тоже не буду суммировать все результаты исследования, а остановлюсь только на одном из них, который, по-видимому, имеет важное значение для дальнейших исследований. Розен приводит, казалось бы, аномальные данные: те индивиды, которые в действительности являются самыми большими «традиционалистами» в своих религиозных взглядах и поведении, меньше всего способны почувствовать, что они живут в соответствии с традиционными нормами, как можно было бы предположить на основе расхожего здравого смысла. Применение теории референтных групп проясняет этот кажущийся парадокс. Ибо наибольшими «традиционалистами» или «ортодоксами» в своем религиозном поведении стремятся быть те, чьи родители особенно строго требовали соблюдения религиозных стандартов, и именно в контексте этих строгих стандартов данные индивиды чаще всего оценивают, чего им не хватает для их точного соблюдения. Эти результаты хорошо совмещаются с укоренившейся теоретической концепцией, согласно которой самооценка зависит от разнообразных стандартов суждения, созданных группой. Заслуга этой концепции состоит в том, что она напоминает нам хорошо известное, но признаваемое только в экстренных случаях положение: испытываемое индивидом ощущение, что он находится «в согласии с самим собой», зачастую возникает только потому, что он находится «в согласии» со стандартами группы, в которую он вовлечен эмоционально. Чувство личной независимости не обязательно свидетельствует об отказе от нормативных ограничений, выработанных всеми группами вообще.
Третья — и больше всего наводящая на размышления — статья Эйзенштадта74 рассматривает проблему обусловленности выбора различных референтных групп характером ценностей и норм, связанных стой или иной конкретной ситуацией, наиболее всесторонне. Несмотря на то что выполненный Эйзенштадтом анализ этой проблемы ог- 73 Rosen B.C., «The reference group approach to the parental factor in attitude and 74 Eisenstadt S.N., Studies in reference group behaviour: I. Reference norms and the social раничивается только его собственными данным, он все же явно представляет собой шаг вперед. Эйзенштадт начинает с создания типологии социальных норм, полностью признавая вместе с тем, что в его классификацию можно внести значительные усовершенствования. Пять типов норм, которые он выделяет (не буду упоминать их здесь, чтобы читатель мог обратиться к оригиналу), позднее были сведены к двум основным типам: 1) нормы, которые эксплицитно связывают «конечные ценности» группы с соответствующим ролевым поведением, создавая тем самым сложные переплетения социальных взаимодействий; 2) нормы, которые позволяют ранжировать различные роли или различные сферы поведения по их относительной важности, сглаживая тем самым потенциальные конфликты между их несовместимыми определениями. Подобно перечислению групповых свойств, которое, как мы только что убедились, есть прелюдия к классификации групп, классификация норм тоже предваряет постановку определенных теоретических проблем. Среди них основополагающей служит проблема определения условий, при которых тот или иной из этих общих типов референтных норм превращается в механизм социального контроля. Согласно пророческому предвидению Эйзенш-тадта, первый тип, который позволяет вновь и вновь подтверждать постоянно действующие ценности, лежащие в основе какой-либо специфической ситуации социального взаимодействия, обычно складывается в условиях, при которых установившийся в группе социальный порядок по тем или иным причинам серьезно нарушается. Слегка перефразировав это заключение, его можно выразить следующим образом: референтная ориентация на тип проникающих норм, связывающих конечные ценности с конкретными ситуациями социального взаимодействия, служит в качестве механизма социального контроля в условиях надвигающейся или действительно наступившей дезорганизации какой-либо одной подсистемы, а не в условиях потенциального конфликтамежду различными подсистемами (Eisenstadt, p. 202). Второй тип норм обычно вводится в действие, когда разнообразные и конфликтующие между собой определения социальной ситуации, даваемые различными группами, ставят индивида перед выбором между конфликтными ролями75.
" Именно эта проблема служит связующим звеном между теорией референтно-группового поведения и близкой ей теорией социальных ролей и ролевых конфликтов. Социальные структуры, культурные ценности и давление ситуаций взаимодействуют друг с другом и определяют выбор между альтернативными, а иногда и конфликтными ролями; модели этого выбора только начинают проясняться, и то лишь в общих чертах. См., например: Stouffer S., «An analysis of conflicting social norms», American Sociological Review, 1949, 14, pp. 707—714; а также его последующую статью, написанную совместно с Джексоном Тоби (Jackson Toby) и вытекающую из первой.
Мне следует допустить возможность того, что эти концепции кажутся мне такими важными потому, что в теоретическом отношении они очень близки некоторым концепциям, изложенным в предыдущей главе этой книги (на эту близость обратил внимание Эйзенштадт). Однако, независимо от этих чисто внешних соображений, данные концепции имеют совершенно очевидное достоинство: они концентрируют внимание на социологической теории референтно-группового поведения, на институциональных и структурных условиях, которые определяют тот или иной выбор референтных групп и, кроме того, выполняют для группы те или иные социальные функции76. И хотя авторы подобных исследований открыто признают, что эти работы носят предварительный характер, они тем не менее положили начало решению важной проблемы: каким образом именно те, а не другие членские группы выбираются в качестве референтных ориентиров для выработки взглядов, оценок и сравнений. Проблема 4.4 Выбор референтных групп из статусных категорий или подгрупп, включающих длительное взаимодействие [...Каково] сравнительное значение общих статусных категорий и внутренних подгрупп, членом которых является данный индивид... Например, что больше влияет на формирование личных ожиданий рабо- См. также анализ выбора роли в ситуации острого социального давления в: Killian L.M., «The significance of multiple — group membership in disaster», American Journal of Sociology, 1952, 67, pp. 309—314. — Примеч. автора. 76 Здесь содержится намек на проблемы, поставленные в предыдущей главе: «В этом пункте ставится теоретическая и исследовательская программа определения [т.е. выяснения) того, каким образом структура социальной ситуации способствует превращению некоторых сходных статусов в основу для подобных сравнений и в то же время приводит к игнорированию других сходных статусов как «не относящегося к делу». Вот еще один пример: проблема состоит в том, чтобы идентифицировать систему референ: тных координат, которой придерживается какая-то часть индивидов, относящихся к данной социальной категории, — часть достаточно большая, чтобы могли возникнуть определения ситуации, характерные для этой категории. Эти референтные координаты являются общими, потому что они формируются социальной структурой». Далее: «...именно институциональные определения социальной структуры могут привлечь внимание членов группы или носителей социального к некоторым общим для них референтным группам. Кроме этих общих референтных групп, могут существовать также всевозможные идиосинкразические референтные группы, различия которых совершенно хаотичны...» Эйзенштадт занимается спецификацией и разработкой именно этой социологической ориентации. Не будет большим преувеличением сказать, что в сфере действия теории референтных групп именно континуальность, а не дискретность становится преобладающим стилем мышления. — Примеч. автора.
чих по поводу перспектив их занятости в будущем — их (и их коллег по труду) нынешняя работа или высокий уровень безработицы, существующий в их профессии? Этот эпизод из «Американского солдата» указывает, таким образом, на необходимость кумулятивного исследования относительной эффективности систем референтных координат, созданных товарищами данного индивида и более общими статусными категориями. Он подсказывает, какие ключевые наблюдения должны быть инкорпорированы в эти исследовательские проекты, так что эта проблема... возможно, станет доступной для исследования уже в не столь отдаленном будущем. Подобные исследовательские проекты могли бы включать в себя данные о нормах и ситуациях, преобладающих вданном статусе в целом. Последующий анализ можно было бы выполнить, систематически сравнивая индивидов, которые имеют один и тот же статус, но чьи ближайшие коллеги руководствуются противоположными нормами или находятся в противоположных ситуациях. То, что рассматривалось в этом отрывке как исследовательский проект, с тех пор стало обретать черты реальности, воплотившись в исследование поведения избирателей под названием «исследование Эльмиры». Так, в одной из частей этого исследования, подробно рассматривающей референтно-групповое поведение77, отмечается, что именно содержание данного отрывка «обеспечило исследование голосования и что именно этот способ анализа» применялся повсюду, где только возможно. Эта монография включает целый ряд существенных результатов, которые я снова даже не пытаюсь суммировать в деталях. Чтобы проиллюстрировать общий смысл этих результатов, можно привести один пример. Было обнаружено, что взгляды рабочего на политическое лицо формальной организации (тред-юниона), к которой он принадлежит, формируются под влиянием его ближнего окружения по профсоюзу. Люди, чьи коллеги по профсоюзу являются республиканцами, гораздо больше склонны думать, что их профсоюз голосует по преимуществу за республиканцев, чем индивиды, чьи коллеги являются демократами. Тем не менее из собранных данных следует, что профсоюз как целое служит политической референтной группой только для некоторых его членов, тогда как для остальных референтные функции выполняют непосредственные товарищи по союзу. Этот результат приводит к постановке другой проблемы — проблемы идентификации условий, определяющих ту или иную модель выбора референтной группы.
77 Kaplan N., Reference Group Theory and Voting Behavior, pp. 79, 156 ff (эта работа Уже цитировалась раньше). — Примеч. автора. Основная работа, в которой излагается «исследование в Эльми-ре»78, прямо ставит эту общую проблему, о чем убедительно свидетельствуют следующие выдержки, написанные так сжато и выразительно, что их пересказ обернулся бы только искажением смысла: ...Что сказать по поводу неизбежных разногласий между небольшой тесной группой, состоящей из людей, близких друг другу, вместе с которыми данный избиратель живет, и более обширным сообществом, в котором он живет? Обычно говорят, что самое большое значение для избирателя имеет близкая ему среда, и так оно и есть на самом деле. Если первичная группа друзей или товарищей по работе имеет единое мнение по вопросам политики, то респондент голосует без колебаний. Если первичные группы демократов являются «сплоченными», то эта партия получает лишь ненамного меньше голосов, чем «сплоченные» группы республиканцев (т.е. каждая сторона теряет на всевозможные отклонения примерно 12—15 процентов голосов). Явное большинство республиканцев в более широком сообществе слабо влияет на результаты голосования, так как люди, входящие в гомогенные демократические группы, ничего об этом не знают. Но если первичная среда внутренне раздроблена, то влияние более отдаленного сообщества становится заметным. Тогда республиканцы получат более высокий процент голосов. Если среди друзей и товарищей по работе республиканцы относятся ко всем остальным как один к двум, то за них будет отдано примерно три четверти голосов; но если на каждых двух друзей придется по одному демократу, то за них будет голосовать примерно половина избирателей. В смешанной первичной группе средний избиратель как бы склоняется на сторону республиканцев. Таким образом, влияние более широкого сообщества больше всего сказывается на избирателях из раздробленных первичных групп. Если ближайшие партнеры избирателя не обеспечивают ему единого, ясного политического направления, если вместо этого они предлагают ему разные альтернативы, то более широкие ассоциации, имеющиеся в окружающем сообществе, усиливают какую-либо одну позицию в ущерб другой. 78 Berelson B.R., Lazarsfeld P.F. and McPhee W.N., Voting: Л Study of Opinion Formation in a Presidential Campaigh (Chicago: The University of Chicago Press, 1954). — pp. 98—101, and passim. Я позволил себе вольность выделить курсивом те предложения, которые, по-видимому, имеют наибольшее общетеоретическое значение; кроме того, я намеренно включил в цитату безыскусную, но информативную параллель между скачками и исследованием социальных процессов в местном сообществе. Низкий социальный статус этой аналогии, разумеется, не должен заставить социологов наложить на нее табу; по крайней мере в историческом плане стоит вспомнить, например, что теория вероятности обязана своим происхождением игорным домам и игре в кости, так как проблема метания костей последовательно заинтересовала д'Имола, Пачиоли, Кардана, Тарталья, Паскаля, Ферма и Жака Бернулли. Если мы можем сравнить великое с малым, то аналогия становится гораздо выразительнее и понятнее. — Примеч. автора. Точно такой же эффект можно наблюдать в любом социально-экономическом" статусе, в любой религиозной категории. При поддержке друзей из «правильной» партии (т.е. партии, традиционной для данной страты) каждая из подгрупп достигает 90-процентной «сплоченности» при голосовании. Но почти в каждом промежуточном случае категория избирателей, расположенная к республиканцам, вместе со смешаной группой друзей даст своей партии гораздо больше голосов, чем ее демократические оппоненты. Протестанты, имеющие одного (или трех) друга-демократа, «отдадут» демократам только 15 процентов голосов, но католики, имеющие одного друга-республиканца, «отдадут» республиканцам 36 процентов голосов (см. таблицу XLV — я усиленно рекомендую сделать это всем, кто испытывает интеллектуальное восхищение творческим социологическим анализом эмпирического материала). В общем, республиканцы получат гораздро больше голосов, чем могла бы им дать чисто случайная доля их участия в корректировке конфликтной среды благодаря всепроникающей республиканской атмосфере в Эльмире, которая стремится сохранить себя именно таким образом. Окрестное большинство извлекает выгоду из перекрестного давления оппонентов друг на друга. Можно назвать это эффектом пошлины («навара»), позаимствовав этот термин из языка скачек. Играя на тотализаторе, люди делают ставки друг против друга и тем самым влияют друг на друга. Но когда в результате набираются круглые суммы, поставленные сверх того лишние пенни — «навар» — отчисляются в пользу ипподрома или маячащего на заднем плане государства. В нашем случае роль отчислений, корректирующих малые группы, переходит к республиканскому сообществу. В каждый данный момент времени они могут быть небольшими, как на ипподроме, но со временем становятся значительными. Например, более высокий процент голосов, поданных за республиканцев пожилым населением Эльмиры, может быть следствием усталости от компромиссов и взаимных уступок первичных групп. С возрастом бывшие демократы платят в республиканском сообществе более высокую пошлину. Подобные результаты подтверждают некоторые фактуальные предположения, содержавшиеся в давно известной концепции плюрализма, которая утверждает, что ассоциации могут (а согласно политической доктрине плюрализма — должны) служить связующим звеном между индивидами, обществом и государством79. В аналитическом плане это здравая концепция социальной структуры, но только в первом приближении. Начать с того, что концепция не должна ограничиваться, как она ограничивалась в трудах плюралистов, борьбой за власть 79 Что касается поучительного социологического анализа плюрализма, рассматриваемого не только в качестве политической теории, но и в качестве концепции социальной структуры, см.: Nisbet R.A., The Quest for Community (New York: Oxford University Press, 1953); Kerr C, «Industrial relations and the liberal pluralist», Proceedings of the Seventh Annual Meeting of the Industrial Relations Association. — Примеч. автора. между негосударственными ассоциациями и государством. Социальная структура воздействует не только на формальные и осознанные проявления власти, но на всю сферу социальных влияний, в том числе на неформальные и непроизвольные влияния. Во-вторых — и глубокое исследование Нисбета это хорошо доказывает, — не свободу «индивидов», понимаемых как ничем не связанные человеческие атомы, защищают ассоциации, которые стоят между ними и суверенным государством, а свободу «личностей», включенных в самые разнообразные первичные группы — семью, группу партнеров в том или ином виде деятельности, локальную группу. Вымышленная фигура полностью изолированного индивида, которого так ярко описал Гоббс в освященной временем тринадцатой главе своего «Левиафана» и который с тех пор был включен во все постулаты либерального плюрализма, есть фикция, и к тому же, как доказала современная социология, это ошибочная и ненужная фикция. В-третьих, даже первичные группы, в которые в той или иной мере вовлечена личность, не одинаково влияют на ориентации своих членов. Иногда ценности групп, образующих непосредственную социальную среду (milieu) индивидов, не согласуются между собой (полностью или по большей части), и в таких случаях потенциальное воздействие этих групп нейтрализуется. Кроме того, если конфликтные ценностные ориентации, полученные в первичных группах, и модальные ориентации более широкой социальной среды выражены четко и определенно, то связующая роль первичной группы становится все более незначительной или вовсе сводится на нет, а связующее влияние более обширного сообщества — все более заметным. По крайней мере именно в этом направлении можно с успехом развивать экспериментальные итоги исследований в Эльмире. Другой способ осмысления этих результатов связан с выявлением того, какое место занимают «исследования малых групп» в теории референтных групп и в более общей социологической теории групп. Ясно, что в Эльмире не удалось бы получить такие интересные данные, если бы исследованию подверглось поведение нескольких индивидов, собранных на короткое время, чтобы составить «малую группу» для той или иной социологической лаборатории. Ибо решение проблемы в том и заключается, чтобы поведение этих индивидов изучалось в двойном контексте — контексте длительных и очень близких отношений («друзья» или «коллеги») и в контексте нормативной и поведенческой структуры сообщества, образующего общую среду для этих индивидов. Именно социологические проблемы такого рода подразумевают активное функционирование социальных структур, длительное
время оказывающих большое влияние на включенных в них индивидов, и именно эти требования не улавливаются, если объектом исследования становятся задуманные специально для данного эксперимента «малые группы», в которых индивиды сведены вместе ad hoc ради ограниченных целей, ограниченно вовлечены в «группу», — и все это на ограниченное время. Разумеется, здесь не подвергается сомнению исследовательская ценность экспериментальных малых групп; я только настаиваю на том, что такое исследование подходит для ограниченного круга социологических проблем и, вероятно, совсем не подходит для гораздо более широкого круга всех остальных проблем. Остается только сказать, что для таких проблем, как те, которые рассматриваются здесь в данный момент и для которых именно взаимосвязи между длительными, имеющими большое значение для человека личными отношениями и более крупной социальной структурой служат предметом исследования, метод экспериментальных малых групп, весьма поучительный в других случаях, оказывается неадекватным. Будем надеяться и верить, что уже в скором времени социологи и социальные психологи идентифицируют теоретические проблемы, которые лучше всего решаются с помощью метода экспериментальных малых групп, и будут отличать их от проблем, которые лучше всего изучать в обычной, повседневной социальной жизни793. Референтно-групповое поведение: элементы структуры В предыдущем разделе этого исследования, посвященного изучению неразрывной связи теории референтных групп с социальной структурой, рассматриваются детерминанты выбора групп — членские группы и группы не-членов, альтернативные типы членских групп, группы, включающие в себя длительные личные отношения и отличающиеся этим от абстрактных общностей, охватываемых категорией социального статуса, а также от более крупных сообществ и общества в целом, где индивид тоже находит свое место. Был рассмотрен широкий круг разнообразных теоретических и эмпирических проблем, взятых в их отношении к детерминантам выбора. Но так как все это 79а Что касается конфликтных референтных групп, см.: The Worker — Priests: A Collective Documentation. Translated from the French by Petrie J.-London: Routledge and Kegan Paul, 1956. Паттерны ролевых оппозиций, возникающих в среде французских священников-рабочих, можно очень хорошо интерпретировать с точки зрения только что рассмотренных концепций; их будет трудно, если не невозможно, возпроизвести в такой же теоретически адекватной форме в пределах лаборатории. — Примеч. автора. время мы не уделяли большого внимания последствиям и функциям референтно-группового поведения, а только упоминали некоторые из них, то теперь мы должны исследовать по крайней мере несколько структурных элементов, имеющих ключевое значение для референтно-группового поведения, если понимать его как социальный процесс. Как было мельком упомянуто в вышеприведенном перечне групповых свойств, которые, по-видимому, связаны с дальнейшим развитием теории референтных групп, элемент «наблюдаемости», или «видимости», играет руководящую роль в этом процессе. Следовательно, он требует эксплицитного изучения. Проблема 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|