Социальная динамика адаптации в статусных наборах
И последовательностях Как известно, статусным набором называется комплекс различных положений, занимаемых индивидом в пределах одной или нескольких социальных систем. В статусном наборе, как и в ролевом, тоже имеются проблемы стыковки. В какой-то мере эти проблемы сходны, хотя и не идентичны, по своей структуре. По этой причине, а также потому, что, надо признаться, эта глава чрезмерно затянулась, я не дам здесь даже общего очерка того круга проблем, которые можно идентифицировать уже сегодня. Однако будет полезно остановиться на некоторых из них и при этом указать, какой характер примет их дальнейший анализ. Статусные наборы, очевидно, обеспечивают одну базисную форму взаимозависимости между общественными институтами и подсистемами. Это следует из того общеизвестного факта, что одни и те же люди входят в различные социальные системы. Кроме того, следует заметить, что подобно тому, как группы и сообщества различаются по числу и сложности социальных статусов (которые составляют часть их структуры), так и отдельно взятые индивиды различаются по числу и сложности статусов, составляющих их статусный набор. Ни у кого из тех, кто входит в «сложную социальную структуру», нет одинаково сложных статусных наборов. В качестве конкретного примера, иллюстрирующего одну крайность, перечислим статусы, занимаемые в одно и то же время Николасом Мерреем Батлером, хотя на первый взгляд число их кажется бесконечным; в качестве гипотетического примера, иллюстрирующего другую крайность, перечислим относительно небольшой перечень статусов, занимаемых ученым-рантье, который действительно преуспел в самоизоляции от большинства социальных систем: он работает, хотя формально числится «безработным»; он не состоит в браке; он не связан с политическими, религиозными, гражданскими, образовательными, военными и др. организациями. Проблемы стыковки ролевых требований в сложном статусном наборе (первый пример) и в простом статусном наборе (второй пример) — это скорее всего проблемы совершенно различного порядка. Сложные статусные наборы не только облегчают связь между подсистемами общества; носители этих статусов, организуя свою ролевую деятельность, сталкиваются с затруднениями различных уровней сложности. Кроме того, в некоторых статусах с характерной для них ценностной ориентацией первичная социализация может так сильно повлиять на формирование личности, что затруднит для нее (иногда в большей, иногда в меньшей степени) выход за пределы требований других статусов.
Нейтрализация таких затруднений (потенциально они свойственны всем сложным статусным наборам) происходит благодаря нескольким разнородным социальным процессам. Прежде всего люди не воспринимаются другими людьми только в качестве носителя одного-единственного статуса, даже если речь идет о статусе, определяющем их общественное-положение. Работодатели часто признают, что их работники тоже имеют семьи, а в некоторых специфических случаях даже связывают свои ожидания по поводу поведения работника с этим обстоятельством. К работнику, о котором известно, что он перенес смерть близкого человека, члена своей семьи, естественно, какое-то время предъявляются более мягкие требования по работе. Социальное признание конкурирующих между собой обязательств, существующих в статусном наборе, помогает смягчать и модифицировать требования и ожидания членов ролевых наборов, связанных с некоторыми из этих статусов. В свою очередь, эта непрерывная адаптация связана с ценностями, существующими в обществе. Если имеется априорный консенсус по поводу относительной «важности» противоречащих друг другу статусных обязательств, то прекращается внутренняя борьба, сопровождающая принятие решений носителями этих статусов, и облегчается оказание помощи со стороны тех, кто входит в связанные с ними ролевые наборы.
Разумеется, существуют силы, препятствующие такой легкой адаптации. У тех, кто входит в ролевой набор, связанный с одним из статусов индивида, складывается свой собственный образ действий, который нарушается, если носитель этого статуса не выполняет своих ролевых обязательств. Если бы чисто эгоистическая мотивация действительно определяла все, это приводило бы к еще большим стрессам в статусных системах, чем обычно. В результате члены каждого ролевого набора то наступали бы на членов других ролевых наборов, то отступали бы под их натиском, а между ними всегда находились бы носители некоторых статусов. Но чисто эгоистическая мотивация — это еще не все; тем самым обеспечивается разработка различных способов согласования взаимоисключающих требований. С точки зрения психологии, сопереживание, умение поставить себя на место других, помогает уменьшить до минимума давление на людей, имеющих противоречащие друг другу статусные обязательства. Однако отнести сочувствие, сопереживание к сфере «психологии» — это еще не значит, что оно есть всего лишь индивидуальное личностное свойство, которым разные люди обладают в разной степени; то, в какой мере сочувствие, сопереживание свойственно членам общества, отчасти есть функция лежащей в его основе социальной структуры. Ибо те, кто входит в ролевые наборы индивида, имеющего противо- речащие друг другу статусные обязательства, в свою очередь, являются носителями многочисленных статусов, которые прежде или теперь, действительно или потенциально подвержены подобным стрессам. Эта структурная деталь по крайней мере облегчает появление сочувствия («Вот что было бы со мной, если бы не милость Божия»). Социальные структуры не лишены способности ко все более совершенной адаптации, которая достигается благодаря последовательной смене исходящих от культуры «наказов». Это помогает уменьшить частоту и интенсивность конфликтов в статусном наборе. Ибо чем чаще в сложных статусах происходят структурные конфликты между обязательствами, тем вероятнее, что возникнут новые нормы, которые будут управлять этими ситуациями, устанавливая приоритетные обязательства. Это значит, что каждый индивид, вовлеченный в подобные стрессовые ситуации, не должен будет импровизировать, изобретая новые приспособления. Кроме того, это означает, что члены его ролевых наборов в результате помогут ему уладить возникшие зат-руднения, одобряя и признавая его «решение», если оно соответствует функциональной эволюции стандартов приоритетности.
Социальные механизмы, сводящие подобные конфликты до минимума, можно также рассматривать с позиций статусной последовательности, то есть последовательной смены статусов, через которую проходит соответствующее число людей. Рассмотрим последовательность, которую Линтон назвал достижением статуса (говоря более обобщенно, ее можно назвать приобретением статуса: индивид переходит от статуса к статусу благодаря своим собственным достижениям, а не в силу случайностей рождения; эту вторую модель можно назвать моделью предопределенного статуса). Здесь основная идея заключается в том, что компоненты статусных наборов не комбинируются случайно. Процесс самоопределения — как социального, так и психологического — действует таким образом, чтобы свести на нет перспективы случайного набора статусов. Ценности, интериоризированные членами изначально господствующих статусов, уменьшают вероятность (которая в отсутствие этих ценностей была бы гораздо выше) того, что у них будут какие-либо побуждения занять статус, ценности которого несовместимы с их собственными. (Повторяю, как делал это в обзоре механизмов стыковки: я имею в виду, что этот механизм никогда не действует с полной и автоматической эффективностью; но он существует.) В результате процесса выбора последовательных статусов статусный набор в каждый данный момент времени интегрирован лучше, чем был бы в случае его отсутствия. Исходя из уже усвоенных ценностных ориентации, люди отвергнут некоторые статусы, которых они
могли бы достичь, потому что найдут их неприемлемыми для себя и выберут другие перспективные статусы, потому что будут считать их близкими себе по духу. Вот прекрасный пример, иллюстрирующий это общее теоретическое положение: те, кто готовился стать христианскими учеными и был предан этому учению, обычно не становятся врачами. Суть дела состоит в том, что это само собой разумеется. Эти два следующих друг за другом статуса — Христианская Наука и медицина — обычно не являются результатом процесса самоопределения. Но то, что действительно для этого яркого примера, по-видимому, сохраняет силу (хотя и не является таким наглядным и повторяющимся) и в других статусных последовательностях. В конечном итоге речь идет о той же самой теоретической идее, которую применил Макс Вебер, анализируя связь протестантской этики и частного предпринимательства. Он пришел к выводу, что благодаря процессу самоопределения в статистически наиболее частом статусном наборе принадлежность к аскетическим протестантским сектам сочетается с капиталистическим бизнесом (основные направления подобных стыковок мы наметили выше). Кроме того, оба эти статуса, как и следовало ожидать, стали создавать все более совместимые определения социальных ролей. Короче говоря, они действовали таким образом, чтобы свести действительный конфликт между статусами в статистически частом статусном наборе к более низкому уровню, чем тот уровень, которого конфликт достиг бы в отсутствие механизмов самоопределения и последовательного переопределения статусных обязательств. Те же самые механизмы дают возможность статусам, которые относятся друг к другу как «нейтральные», столь же часто встречаться в тех же самых статусных наборах. Под словом «нейтральные» я подразумеваю только то, что ценности и обязательства соответствующих статусов скорее всего не вступят в конфликт. (Разумеется, если говорить конкретно, то почти каждая пара статусов при определенных условиях может содержать противоречащие друг другу требования; однако некоторые пары легче вступают в подобные конфликты; другие пары, как мы видели, могут усиливать друг друга; третьи могут быть просто нейтральными.) Например, в конкретной ситуации вполне возможно, что инженер-строитель локомотивов чаще будет встречаться с взаимоисключающими статусными требованиями, если он итальянец, а не ирландец по происхождению, но в определенной социальной системе эта комбинация статусов может оказаться совершенно нейтральной. Модель взаимно индифферентных статусов в какой-то мере обеспечивает многообразие статусов в статусных наборах и при этом не вызывает конфликта между статусами. Она помогает объяснить тот Постоянно наблюдаемый факт, когда статусы в статусном наборе, не
будучи подобранными чисто случайно, в то же время не являются полностью интегрированными. Понятия статусного набора и последовательности статусов помогают поставить перед функциональным анализом социальных структур новые проблемы123. Тем не менее все вышеизложенное позволяет понять природу этих проблем. То, что они, в свою очередь, связаны с проблемами референтно-группового поведения, достаточно очевидно, и здесь мы не будем исследовать эти связи. Последствия референтно-группового поведения В заключение этого описания связей между теорией референтных групп и социальной структурой я просто избирательно упомяну (анализировать не буду) о некоторых последствиях референтно-группового поведения. Чтобы рассмотреть этот вопрос детально (теперь это возможно), следовало бы написать целую книгу, а не предварительное сообщение. Проблема 8 Функции и дисфункции референтно-группового поведения Как предполагалось в предыдущей главе и в первых разделах этой главы, «существует логическая связь между теорией референтных групп и концепциями функциональной социологии. Они, оказывается, интересуются разными аспектами одного и того же вопроса: первая теория концентрирует внимание на процессах, благодаря которым люди соотносят себя с группами, а свое поведение — с ценностями этих групп; вторая — на последствиях этих процессов, прежде всего для социальных структур, но также для индивидов и групп, вовлеченных в эти структуры»124. В предшествующих разделах мы уже идентифи- 123 Описание некоторых сопутствующих проблем увело бы нас слишком далеко в 124 Та же самая ориентация, будучи принята Эйзенштадтом, привела к интерес цировали (правда, предварительно) некоторые из социальных функций референтно-группового поведения. Рассмотрим одну из них — функцию предвосхищающей социализации, то есть усвоение ценностей и ориентации, принадлежащих таким статусам и группам, в которые человек еще не вовлечен, но куда он, вероятно, вступит. Она помогает подготовить индивида к будущим статусам его статусной последовательности. Эксплицитная, сознательная, а часто и формальная сторона этого процесса, разумеется, задается образованием и воспитанием. Но многое в такой подготовке имплицитно, неосознанно, неформально; именно поэтому понятие предвосхищающей социализации привлекает наше внимание. Подобная неформальная подготовка к ролям, которые предстоит исполнить в будущих статусах, должна идти в определенном направлении. К ней обычно не привлекается специализированный персонал, предназначенный для того, чтобы обучить человека исполнять эти роли, или же такое умение воспитывается бессознательно и попутно. Даже в школах предвосхищающая социализация переступает через формально отведенные для нее границы. К тому же предвосхищающая социализация не носит нравоучительного характера. Индивид реагирует на сигналы поведенческих ситуаций, более или менее бессознательно извлекает из них скрытый смысл, позволяющий осмыслить его ролевое поведение в будущем, и, таким образом, начинает ориентироваться на статус, который он еще не занимает. Обычно он не может четко сформулировать, какие ценности и ролевые требования он усваивает. Эту функцию предвосхищающей социализации помогает выполнить одна структурная деталь, которую можно назвать «ролевой градацией». Индивид более или менее постепенно продвигается через последовательность статусов и связанных с ними ролей, причем каждая фаза этого продвижения не слишком отличается от той, которую он уже прошел раньше. Хотя его «официальный» (то есть социально признанный) переход в новый статус может показаться внезапным, чаще всего это происходит только потому, что неформальная предвосхищающая подготовка прошла незамеченной. В последовательности статусов существует гораздо меньше перерывов постепенности, чем может показаться на поверхности социальной жизни с ее праздничными rites de passage* и официально объявленными изменениями статуса. Адекватность исполнения индивидом ролей его текущего реперту- вынолкяет такая ориентация в социальном жизненном пространстве индивида и его Деятельности как члена общества?» (см.: Eisenstadt S.N., Studies in reference group bel>aviour (Human Relations, 1954), 7, pp. 191—216, esp. p. 192). — Примеч. автора. * Ритуалы, отмечающие переход в новое положение. — Примеч. пер. ара более или менее постоянно подвергается оценке со стороны других людей. Тенденция возврата к поведению, свойственному предшествующей роли, подавляется благодаря постоянным подтверждениям его принадлежности к новообретенному статусу («Теперь вы большой человек...»). Соответственно подавляются также тенденции «преждевременного» перехода на более перспективные роли («Со временем, разумеется, но сейчас вы еще совсем не готовы...»). В итоге благодаря ориентации на нормы перспективных статусов индивид начинает вести себя как человек, находящийся на испытании, и стремится продвигаться вперед с такой скоростью, которая регулируется отзывами других членов его текущего ролевого набора. Совсем немного известно о тех статусных и ролевых ориентациях во времени, которые на каждой стадии жизненного цикла должны приобретаться под влиянием культуры, и еще меньше — о тех, которые действительно приобретаются под ее влиянием125. В своем расписанном по минутам описании поведения одного мальчугана в течение дня Баркер и Райт126 сообщают, что почти наполовину поведение мальчика явно ориентировалось на его текущие роли, очень небольшая часть (около четырех процентов «единиц поведения») была сориентирована на будущие роли и совсем незначительная — на прошлые роли. Параллельные репрезентативные данные о людях из различных обществ и социальных слоев отсутствовали, так что исследование этого вопроса осталось на уровне предположений. Например, было сказано, что в юности представления о далеком будущем неясны и почти безграничны; кажется, что прошлым можно пренебречь; таким образом, первостепенное значение приобретают настоящее и ближайшее будущее. В среднем возрасте сохраняется то же самое соотношение, только оно становится более сбалансированным. Старость ориентируется прежде всего на прошлое. Но все это остается на уровне догадок, и притом не самых поучительных. Структуры ориентации на статусы прошлого, настоящего и будущего на разных стадиях жизненного цикла почти наверняка меняются в соответствии с изменениями культурного уровня и социального положения. Но си- 125 Одна статья, имеющая дело с четырьмя культурами, в какой-то мере проливает свет на этот вопрос: Smith M.W., «Different cultural concepts of past, present and future: a study of ego extension», Psychiatry, 1952, 15, pp. 395—400. В другой статье начато исследование о возможности существования «различных целевых ориентации во времени у различных социальных классов»: для этого в Соединенных Штатах были предварительно обследованы более сотни детей из низших и средних слоев (LeShan L. L., «Time orientation and Social class», Journal ofAbnormal and Social Psychology, 1952,47,pp. 589—592. —Примеч. автора. ш Barker R.G. and Wright H.F., One Boy's Day (New York: Harper & Brothers, 1951). - Примеч. автора. стематическое изучение всего этого еще впереди. Однако можно сделать следующее предположение: так как ориентации во времени меняются, то выбор референтных групп тоже меняется; следовательно, меняется их функция по обеспечению предвосхищающей социализации. То, что снраведливо по отношению к одной этой функции референтных групп, по-видимому, сохраняет силу и для других функций, которые были идентифицированы в исследованиях референтно-группового поведения, ранее процитированных в настоящей главе. Но исследование этих функций (и дисфункций) референтных групп еще только началось, и, судя по тому как обстоят дела в настоящее время, лучшие работы появятся гораздо позже127.
127 Основные материалы но теории референтных групп можно найти в: Sherif M. and Sherif C.W., An Outline of Social Psychology (New York: Harper & Brothers, 1956). К сожалению, эта работа попала в поле моего зрения только после того, как моя книга была уже напечатана. — Примеч. автора.. XII. СТРУКТУРА ВЛИЯНИЯ: ЛОКАЛЬНЫЙ И КОСМОПОЛИТИЧЕСКИЙ ТИПЫ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ Это исследование посвящено изучению места средств массовых коммуникаций в структуре межличностных влияний. Базируясь в основном на интервью, взятых у восьмидесяти шести мужчин и женщин, принадлежащих к различным социально-экономическим слоям в «Ровере» (городке с населением 11 000 чел. на Восточном побережье), оно, в сущности, представляет собой скорее исследование единичного случая, нежели статистический анализ1 структуры влияний. Первоначально это пилотное исследование имело четыре основные цели: 1) идентифицировать типы людей, которых их окружение считает влиятельными; 2) соотнести формы коммуникативного поведения с ролями этих людей (то есть лиц, оказывающих влияние); 3) проследить, по каким каналам к ним приходит влияние; 4) выдвинуть гипотезы, необходимые для более систематического изучения межличностных влияний в местном сообществе. Данная глава посвящена анализу принципиально различных типов влиятельных личностей, — типов, которые мы можем обозначить как «локальный» и «космополитический». Но прежде чем мы обратимся к этому вопросу по существу, возможно, нам будет интересно бросить взгляд на два процедурных и методологических отступления, которые пришлось сделать по ходу дела. Первое отступление было сделано, когда в ходе прикладного социологического исследования, первоначально посвященного узкой практической проблеме, неожиданно возникли теоретические конструкты. Хотя пилотное исследование первоначально было предпринято для того, чтобы изучить функции, выполняемые общенациональным информационным журналом для различных типов читателей (проблема, относящаяся к со- © Перевод. Каганова З.В., 2006 1 Несмотря на то что цифры и диаграммы, в которых подводятся итоги нашего исследования, время от времени цитируются, они носят эвристический, а не демонстрационный характер. Они только позволяют указать источники интерпретационных гипотез, которые еще предстоит детально, систематически разработать. — Примеч. автора. циологии массовых коммуникаций), очень скоро благодаря первым же впечатлениям и результатам оно было переориентировано. Ибо оказалось, что журнал по-разному использовался людьми, которые в разной степени испытывали межличностные влияния в своем сообществе. Обращаясь ко второму отступлению, мы познакомимся с препятствием, которое вынудило нас выдвинуть альтернативные схемы для анализа тех же самых качественных данных. Дело в том, что наш первоначальный анализ оказался совершенно непродуктивным. Однако с возникновением понятия локального и космополитического типов влиятельных личностей «те же самые» качественные данные стали приносить полезные результаты, которые можно было разрабатывать в дальнейшем. После этого краткого процедурного обзора двух стадий нашего качественного анализа мы сможем лучше оценить описание локального и космополитического типов влиятельных людей. Превращение прикладного исследования в теоретическое Практическая проблема, для решения которой появилось это исследование, была достаточно ясной2. Научно-исследовательский отдел общенационального информационного журнала хотел выяснить, каким образом можно локализовать зоны личностных влияний в сообществе. Он хотел также знать, каковы характерные особенности влиятельных людей, в том числе читателей журнала. Доходил ли журнал до этих людей, занимающих «ключевое» положение в сети личностных отношений? Независимо от этого, каким образом журнал использовался влиятельными людьми и каким — рядовыми читателями? 2 Очень хочется проследить вытекающий из этой постановки вопроса последовательный ход нашего исследования. Первоначально клиентов главным образом (если не целиком) интересовала структура межличностных влияний, потому что «тема влиятельности» могла помочь им повысить спрос на рекламу. (Фрэнк Стюарт перечисляет 43 журнала общенационального масштаба, которые в разных вариациях используют идеи о том, что их читатели — это люди, обладающие влиянием.) Эта практическая задача, а также существование научно-исследовательского отдела обусловили необходимость проведения исследований в данной области. Но как только исследование было начато, его цели стали гораздо более многообразными, так как оно включило в себя такие подпроблемы, которые только отдаленно были связаны с первоначально поставленными задачами. Функции прикладного исследования, связанного с соответствующей теорией, следовало систематически изучить; некоторые исходные соображения по этому поводу изложены в главе V. — Примеч. автора. Как только эта практическая проблема была сформулирована, сразу же в центре внимания оказался вопрос о создании методов идентификации личностей по уровням межличностного влияния. Очевидно, невозможно определить, было ли число тех, кого можно назвать «влиятельными людьми», пропорционально (или непропорционально) числу читателей, не располагая процедурами для локализации и идентификации влиятельных лиц. Кроме того, сам факт, что эту проблему начали исследовать, указывал на то, что какие-то правдоподобные показатели влияния рассматривались клиентом неадекватно. Такие внешние показатели влияния тех или иных читателей, как род занятий, доход, владение собственностью и членство в организациях, можно было узнать при подписке на журнал или получить с помощью опроса читателей. Таким образом, исследование, имеющее своей целью создание более эффективных показателей влияния, исходило из следующей гипотезы: несмотря на то что люди, относящиеся к высокому «социальному статусу», могут оказывать относительно большое межличностное влияние, социальный статус не является адекватным показателем. Некоторые индивиды, занимающие высокий статус, очевидно, обладают небольшим межличностным влиянием, а некоторые индивиды, занимающие низкий статус, — большим. Требовалось новое качественное исследование, чтобы создать более адекватные показатели межличностного влияния. Но, как это часто бывает, предполагалось, что проблема изначально была поставлена правильно. Действительно ли влиятельные личности непропорционально представлены в составе читателей? Во всяком случае, действительно ли влиятельные личности пользуются журналом по-другому, чем рядовые читатели? На самом деле это была преждевременная постановка проблемы, но мы поняли это только после того, как пилотное исследование уже началось. Ибо, как мы поняли, дело не в том, чтобы идентифицировать влиятельных людей (и пользу, которую они извлекают из журнала), а в том, чтобы выявить типы влиятельных лиц (и, соответственно, их различное отношение к журналам как источникам информации, относящейся к обществу в целом, а не к их собственному сообществу). Основной перелом в этом исследовании, как мы убедимся, произошел вместе с осознанием того, что практическая проблема была переопределена по сравнению с ее первоначальной формулировкой. Это переопределение со временем отвлекло наше внимание от бросающихся в глаза альтернатив исследования. Только когда первоначальная проблема получила новую формулировку, только когда исследование средств для идентификации влиятельных людей превратилось в исследование типов влиятельных личностей, вероятно, различающихся своим отношением к средствам коммуникации, — только тогда исследование оказалось продуктивным и в прикладном, и в теоретическом аспектах. Только тогда данные, до этого не укладывавшиеся в нашу интерпретацию, встали на свое место. Только тогда мы сумели объяснить разнообразные и ранее не связанные между собой данные наблюдений с помощью небольшого числа понятий и предложений. Как мы увидим из описания основной части нашего исследования, потребовалась новая постановка проблемы, прежде чем мы оказались в состоянии продвинуться к решению и прикладных, и теоретических задач. Две фазы качественного анализа влиятельных людей По-новому поставив проблему, мы заинтересовались разработкой процедур (хотя бы несовершенных), которые дали бы нашим информаторам возможность выявить людей (помимо их непосредственного семейного круга), которые оказали на них большое «влияние» в ходе социальных взаимодействий3. Нас не интересовало косвенное влияние, оказываемое серьезными политическими, рыночными и другими административными решениями, которые влияют на большое количество людей4. В пролонгированных интервью опрашиваемых просили назвать людей, к которым они обращались за помощью или советом, когда принимали личное решение по тому или иному поводу (начиная с выбора работы и планирования образования для себя и своих детей и кончая выбором книг, игр или мебели). Кроме того, опрашиваемых просили указать, к кому, насколько им известно, люди вообще обращаются за советом в делах подобного рода. Такая пробная идентификация лиц, оказывающих межличностное влияние, разумеется, сопровождалась выяснением причин, по которым опрашиваемые выделяли тех, а не других индивидов. 3 В этой главе ничего не будет сказано по поводу предварительных процедур, 4 Что касается краткого обсуждения понятия межличностного влияния, приме В этих интервью восемьдесят шесть опрошенных упомянули 379 человек, которые оказали на них влияние в конкретной ситуации принятия решений. В этих опросах некоторые люди упоминались неоднократно. (Всего было сделано 1043 «упоминания», относящихся к 379 человекам, причем на некоторых из них ссылались более чем в тридцати случаях.) Пятьдесятсемьиз379,или 15%, упоминались больше четырех раз, и мы условно приняли это в качестве нашего рабочего критерия «влиятельности». Как мы вскоре убедимся, этот абсолютно пробный и произвольный критерий позволил нам идентифицировать ситуации, в которых мы могли исследовать межличностное влияние. Тридцать из этих влиятельных людей были впоследствии опрошены по поводу их собственной оценки своего влияния, оценки влияния, оказываемого на них другими людьми, ситуаций, в которых они оказывали влияние их поведения по отношению к средствам коммуникации, и т.п. Все это составило подлежащие анализу данные. Здесь не место описывать в деталях первую, довольно непродуктивную фазу нашего анализа поведения влиятельных личностей по отношению к средствам коммуникации. Но из краткого обзора того, как и почему он привел к разработке альтернативного анализа, можно извлечь кое-что полезное для кодификации методов качественного анализа5. Будет сказано ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы показать, каким образом собранный материал данных оказывал давление на исследователя, постепенно модифицируя его общие представления, так что исправление и переработка данных в свете новых идей шло рука об руку с появлением наводящего на новые мысли единообразия на месте беспорядочной груды фактов. На стадии, которая, как мы теперь знаем, была относительно бесплодной первой фазой нашего анализа, мы не только выделяли влиятельных личностей из общей массы, но и различали их сообразно с их s Поэтому данная часть нашего исследования — это призыв ко всему социологическому братству практиковать включение в свои публикации подробных описаний того, каким образом качественный анализ развивался в действительности. Только после того, как большая часть таких описаний станет доступной всем, будет возможно кодифицировать методы качественного анализа примерно с такой же четкостью, как и методы количественного анализа. Настоящее описание страдает оттого, что в нем опущены конкретные материалы, иллюстрирующие последовательность изменения категорий анализа; немногочисленные детали, приведенные здесь, извлечены из более обширной монографии, хранящейся в Бюро прикладных социальных исследований. Однако этого может оказаться достаточно, чтобы подчеркнуть необходимость все более подробных описаний социологического качественного анализа, которые сообщают сведения не только о конечном продукте, но также и о последовательных шагах, сделанных для того, чтобы получить этот продукт. С точки зрения Бюро, такая кодификация, очевидно, совершенно необходима и для сбора, и для анализа качественных социологических данных. — Примеч. автора. динамичным положением в местной структуре влияний. Различия проводились следующим образом: между лицами, пользующимися влиянием в настоящее время (предположительно занимающими устойчивое положение); потенциально влиятельными лицами (восходящими звездами, все еще продолжающими свое восхождение); лицами, чье влияние слабеет (прошедшими свою точку зенита и начавшими двигаться по нисходящей); пассивными влиятельными лицами (обладающими объективными атрибутами влияния, но не пользующимися ими для приобретения действительного влияния). Лица, не обладающие влиянием, в свою очередь, подразделялись на рядовых (имеющих ограниченное поле социальных контактов, в которых они обычно выступают в качестве тех, кто получает, а не дает советы) и изолированных (людей, почти полностью отключенных от социальных контактов). Как оказалось, эта классификация была логически безупречной, эмпирически применимой и фактически бесплодной. Конечно, наши данные легко можно было уложить в эти категории. Но достигнутое таким путем явно выраженное единообразие коммуникативного поведения или каких-то иных поведенческих моделей было совсем небольшим. Короче говоря, эти различия действительно существовали, но были относительно бесполезными для наших целей. Но поскольку, как однажды заметил Л. Дж. Гендерсон, «практически любая классификация лучше, чем никакая», наша классификация позволила кое-что открыть относительно функций информационных журналов и других средств коммуникации для лиц, занимающих различное положение в структуре влияний. Так, мы обнаружили, что некоторые влиятельные личности обычно пользуются информационным изданием не столько для того, чтобы выяснить что-то для себя, сколько для того, чтобы выяснить что-то для других, а именно для тех, кто обращается к ним за руководством и ориентацией. Кроме того, казалось совершенно очевидным, что функции информационных изданий различны в среде рядовых и влиятельных читателей. Для первых они выполняют частную, личную функцию; для вторых — общественную. Для рядового читателя информация, полученная благодаря журналу, — это продукт личного потребления, расш
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|