Патофизиология системы крови
Стр 1 из 32Следующая ⇒ Патология органов и систем организма Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений IVуровня аккредитации по специальности «Фармация»
Донецк – 2015
Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Патология органов и систем организма Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений IVуровня аккредитации по специальности «Фармация»
Утверждено на заседании Ученого Совета университета Протокол № 6 от 22 октября 2015 г.
Донецк – 2015 УДК 616-092(075.8) ББК 52.52 П – 20 Патология органов и систем организма: Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений IY уровня аккредитации по специальности «Фармация». – Донецк, 2015. - 205 с. Авторы: Крюк Ю.Я., Ельский В. Н., Кривобок Г.К., Линчевская Л. П., Бондаренко Н. Н., Пищулина С.В., Стрельченко Ю.И.
П-20 Пособие составлено в соответствии с типовой программой по патологии для студентов высших медицинских учебных заведений по специальности «Фармация» и предназначено для облегчения приобретения студентами теоретических знаний по основным вопросам частной патологической физиологии. Представленные в пособии тесты и задачи для самоконтроля направлены на оказание содействия лучшему пониманию и усвоению теоретических вопросов и практических навыков по таким разделам как патология системы крови, кровообращения, дыхания, патология системы пищеварения, печени, почек. Кроме того, в пособии уделено внимание таким регулирующим системам как эндокринная и нервная. Пособие предусматривает выяснение основных закономерностей возникновения, развития, течения и исхода представленных типовых форм патологии указанных органов и систем организма. В представленных разделах отражены вопросы подходов к этиологическому, патогенетическому и симптоматическому принципам фармакологической коррекции.
Рецензенты: проф. Василенко И.В. – зав.каф. патанатомии лабораторной диагностики
Утверждено на заседании Ученого Совета университета Протокол № от 22 октября 2015 г. © Крюк Ю.Я. Ельский В.Н. Кривобок Г.К Линчевская Л.П. Бондаренко Н.Н. Пищулина С.В. Стрельченко Ю.И.
ВСТУПЛЕНИЕ
Образование в медицинском вузе включает в себя три этапа. Первый - изучение общеобразовательных фундаментальных предметов. Второй этап – переход от изучения здорового организма к изучению общей патологии (pathos –страдание, logos – учение). К которой относятся патанатомияия и патофизиология, завершающие вместе с фармакологией, общей хирургией и пропедевтической терапией общетеоретическую подготовку врача. Третий этап – изучение клинических дисциплин. Наличие четких представлений в этой области определяет основу развития взглядов на сущность будущей профессии, профессиональную культуру врача, возможность квалифицированно общаться с коллегами и будущими пациентами. Патологическая физиология – это наука, которая изучает причины и механизмы возникновения, развития, течения и исхода заболеваний, наиболее общие их закономерности (в отличие от клинических дисциплин, изучающих конкретные нозологические формы). Это наука о функциональных изменениях, происходящих в больном организме. Используя экспериментальный метод исследования, она, по существу, определяет экспериментальную основу для клинической медицины и поэтому позволяет решать многие вопросы, поставленные клиникой по познанию сущности патологии человека, и разрабатывать принципы ее лечения (экспериментальная терапия).
В свете сказанного выше предметом изучения патофизиологии является не больной организм, а само понятие «болезнь» и его составляющие. Задачами патологической физиологии являются: - раскрытие механизмов возникновения, развития, течения и исхода болезни и отдельных ее проявлений; - определение общих принципов профилактики и лечения болезней. Таким образом патофизиология теснейшим образом связана со всеми клиническими дисциплинами. Предмет патофизиологии составляет совокупность знаний, накопленных при изучении сущности болезней, причин и условий их возникновения, механизмов развития и течения, а также совокупность знаний об основных компонентах болезни и важнейших закономерностях повреждения отдельных органов и систем организма. Как учебная дисциплина патофизиология состоит из трех разделов: - Общая нозология (nosos – болезнь, logos – учение) - общее учение о болезни; типовые патологические процессы (эволюционно выработанные стандартные реакции организма на действие болезнетворных факторов); - патофизиология органов и систем организма (частная патофизиология). Данное пособие представляет учебный материал третьего раздела и является продолжением пособия по общей патофизиологии.
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ
Система состоит из четырех компонентов: а) периферическая кровь, циркулирующая по сосудам; б) органы кроветворения; в) органы кроверазрушения; г) регулирующий нейрогуморальный аппарат. Своеобразие системы крови состоит и в том, что патологические изменения в ней возникают вследствие нарушения функций не только отдельных ее компонентов, но и других органов и систем организма в целом. Любое заболевание, патологический процесс, а также ряд физиологических сдвигов могут в той или иной степени отразиться на количественных и качественных особенностях состава циркулирующей крови. Нарушения в системе крови проявляются в типовых формах патологии и реактивных изменений: - общего объема, соотношения плазмы и форменных элементов крови; - в системе эритроцитов; - в системе лейкоцитов; - в системе тромбоцитов; - в системе гемостаза.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|