В) публичных союзов, включая государство.
Каждый из двух последних видов капитала, в свою очередь, можно подразделить на реальный и финансовый. Реальный капитал воплощается в материально-вещественных благах как факторах производства (здания, машины, транспортные средства, сырье и др.), финансовый – в ценных бумагах и денежных средствах. В соответствии с этой концепцией величина капитала исчисляется как итог бухгалтерского баланса по активу. 2. В рамках бухгалтерского подхода капитал определяется как интерес собственников хозяйствующего субъекта в его активах, т. е. термин «капитал» в этом случае выступает синонимом чистых активов, а его величина рассчитывается как разность между суммой активов субъекта и величиной его обязательств. Такое представление выражается следующей балансовой моделью: К = А – О,(14) где К – капитал (собственников); А – активы хозяйствующего субъекта в стоимостной оценке; О – обязательства перед третьими лицами. В соответствии с этим подходом величина капитала исчисляется как итог раздела III «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса. 3. Учетно-аналитический подход является некоторой комбинацией двух предыдущих подходов. В этом случае капитал как совокупность ресурсов характеризуется одновременно с двух сторон: а) направлений его вложения (капитал как единая самостоятельная субстанция не существует и всегда облекается в некоторую физическую форму); б) источников происхождения (откуда получен капитал, чей он). В соответствии с этим выделяют две взаимосвязанные разновидности капитала: активный и пассивный капиталы. Активный капитал – это производственные мощности хозяйствующего субъекта, формально представленные в активе его бухгалтерского баланса в виде двух блоков – основного и оборотного капиталов (рис. 4).
Рис. 4. Структурное представление активного капитала Для того чтобы избежать путаницы, в рамках учетно-анали-тического подхода термин «активный капитал» стараются не использовать, а за элементами активной стороны баланса закреплен термин «средства». Пассивный капитал – это долгосрочные источники средств, за счет которых сформированы активы субъекта; они подразделяются на собственный и заемный капиталы (рис. 5). Рис. 5. Структурное представление пассивного капитала Собственный капитал есть часть стоимости активов предприятия, достающейся его собственникам после удовлетворения требований третьих лиц. Оценка собственного капитала может быть выполнена: формально (причем одним из двух способов: по балансовым оценкам, т.е. по данным текущего учета и отчетности, или рыночным оценкам); фактически, т.е. в случае ликвидации предприятия. Собственный капитал – это аналог долгосрочной задолженности предприятия перед своими собственниками (данное утверждение не следует понимать буквально, поскольку предприятие не имеет обязательства вернуть средства собственникам; последние могут получить определенный эквивалент вложенных ими средств либо через механизмы рынка, либо после ликвидации предприятия). Формально собственный капитал представлен в III разделе пассива баланса и основными его компонентами являются уставный, добавочный и резервный капиталы, нераспределенная прибыль. Заемный капитал есть денежная оценка средств, предоставленных предприятию на долгосрочной основе третьими лицами. В отличие от собственного заемный капитал: а) подлежит возврату, причем условия возврата оговариваются на момент его мобилизации; б) постоянен в том смысле, что с позиции поставщиков капитала номинальная величина основной суммы долга не меняется (если банк предоставил долгосрочный кредит в размере 10 млн. долл., то именно эта сумма и будет возвращена; напротив, вложение аналогичной суммы в акции может с течением времени сопровождаться как доходами, так и потерями).
Формально заемный капитал представлен в пассиве баланса как совокупность долгосрочных обязательств предприятия перед третьими лицами, раздел IV баланса. В соответствии с учетно-аналитическим подходом величина капитала исчисляется как сумма итогов раздела III «Капитал и резервы» и IV «Долгосрочные обязательства» бухгалтерского баланса.
Цена капитала Цена капитала – это основной показатель, на основе которого производится оценка капитала с целью определения затрат фирмы по его привлечению, а также целесообразности использования в конкретных экономических ситуациях. Цена капитала определяется как отношение издержек, связанных с обслуживанием капитала, к его сумме. Данный показатель рассчитывается как в целом на весь капитал фирмы, так и по отдельным его составляющим, т.е. в расчете на его собственную и заемную части. Это вызвано тем, что издержки на обслуживание собственного и заемного капитала различны. Издержками на обслуживание собственного капитала являются дивиденды. Исходя из этого цена собственного капитала (Цк) находится из выражения [2. C. 64] , (15) где Dпр – дивиденды по привилегированным акциям, которые определяются следующим образом: ,(16) где dпр – дивиденд, объявленный для выплаты по привилегированным акциям; qпр – число привилегированных акций; Dоб – дивиденды по обыкновенным акциям, которые находятся по формуле ,(17) где dоб – дивиденд, объявленный для выплаты по обыкновенным акциям; qоб – число обыкновенных акций; Кс – усредненная величина собственного капитала за отчетный период. Издержки, связанные с привлечением заемного капитала, представляют собой проценты за кредит и некоторые другие расходы, которые несет предприятие в соответствии с условиями кредитного договора. Для долгосрочного кредита, кроме процентов за кредит, это могут быть также арендная плата по финансовому лизингу, премии по облигационным займам, другие расходы.
Для краткосрочного кредита это могут быть, кроме процентов за кредит, также проценты по векселям, проценты по краткосрочным займам и пр. Для определения цены капитала предприятия в целом рассчитывается средневзвешенная цена капитала. Средневзвешенная цена капитала – это средневзвешенная величина из стоимостей капитала по различным источникам средств, взвешенная по доле каждого из источников в общей сумме инвестиций. Определяется она по формуле средневзвешенной арифметической [3. C. 229]: , (18) где ki – стоимость i-го источника средств; di – удельный вес i-го источника средств в общей сумме.
Экономический смысл использования показателя WACC состоит в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения WACC. На финансовом рынке цена отдельных источников финансирования постоянно изменяется, следовательно, будет изменяться и их соотношение в структуре пассивов организации, а также цена капитала WACC. Поэтому для оценки приемлемости финансовых ресурсов для инвестиций важно определить не только существующую цену капитала, но и цену привлечения каждой дополнительной его единицы, т.е. определить предельную цену капитала. Под предельной ценой капитала понимается уровень стоимости каждой новой его единицы, дополнительно привлекаемой предприятием. Концепция формирования предельной цены капитала базируется на том, что экономическое поведение субъекта хозяйствования предполагает использование на первоначальной стадии формирования капитала его элементов с наиболее низкой стоимостью; в процессе своего развития по мере исчерпания источников привлечения капитала с таким уровнем стоимости предприятие вынуждено прибегать к привлечению элементов капитала с более высоким уровнем стоимости. Следовательно, по мере развития предприятия и привлечения им все большего объема нового капитала показатель предельной его стоимости постоянно возрастает.
По каждому отдельному элементу капитала возрастание предельной стоимости капитала носит скачкообразный характер. Это означает, что до определенного размера привлечения нового капитала по данному элементу уровень его стоимости остается прежним, а затем новая единица капитала привлекается по более высокой стоимости (это новый уровень стоимости элемента капитала также сохраняется до определенных пределов его привлечения, после чего наступает очередной его скачок).
А Б В Г Д Сумма дополнительно привлекаемого капитала
Рис. 6. График динамики предельной стоимости капитала предприятия по отдельному его элементу [4. C. 470–471] Приведенный график (см. рис. 6) иллюстрирует скачкообразный характер изменения предельной стоимости капитала по отдельному его элементу по мере возрастания объема дополнительного его привлечения. Точка, в которой происходит каждый новый скачок уровня стоимости дополнительно привлекаемого капитала, называется «точкой разрыва» (break point – BP). На представленном графике такими «точками разрыва» являются точки А, Б, В, Г, Д. Увеличение уровня стоимости привлечения каждой дополнительной единицы отдельного элемента капитала в «точке разрыва» приводит одновременно к росту средневзвешенной стоимости дополнительно привлекаемого капитала предприятия. Следовательно, «точка разрыва» характеризует не только новый скачок уровня стоимости отдельного элемента капитала, но и границу перехода к новой средневзвешенной стоимости дополнительно привлекаемого капитала. С помощью «точки разрыва» можно определить, какая сумма дополнительного капитала может быть привлечена предприятием, прежде чем возрастет предельная средневзвешенная стоимость капитала. Алгоритм этого расчета имеет следующий вид:
Структура капитала Понятие «структура капитала» носит неоднозначный дискуссионный характер. В общем виде структура капитала представляет собой соотношение всех форм собственных и заемных финансовых ресурсов, используемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности для финансирования активов. Формирование структуры капитала происходит по различным признакам: а) по критерию участников: собственный капитал – характеризует общую стоимость средств фирмы, принадлежащих ей на праве собственности. В состав входит уставный (складочный) капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы;
заемный капитал – включает в себя денежные средства или другие имущественные ценности, привлекаемые на возвратной основе для финансирования развития деятельности фирмы. б) по критерию участия в процессе производства: основной капитал – инвестируется во все внеоборотные активы; оборотный капитал; в) по критерию целей использования: производительный капитал характеризует те средства предпринимательской фирмы, которые инвестированы в его операционные активы для осуществления хозяйственной деятельности; ссудный капитал характеризует средства, которые используются в процессе осуществления инвестиционной деятельности фирмы, причем речь идет о финансовых инвестициях в денежные инструменты (депозитные вклады в коммерческих банках, облигации, векселя и др.); спекулятивный капитал используется в процессе осуществления спекулятивных финансовых операций, т.е. в операциях, основанных на разнице в ценах приобретения и реализации. Современные теории структуры капитала формируют достаточно обширный методический инструментарий оптимизации этого показателя на каждом конкретном предприятии. Основными критериями такой оптимизации выступают: 1. Налоговая защита, уменьшающая стоимость займа за счет выплат по этому займу из налогооблагаемой прибыли. Займы дают преимущества тем организациям, которые имеют возможность и умеют использовать налоговую защиту. Необходимо иметь в виду, что помимо выплат по займам налоговой защите подлежат и другие выплаты, например, амортизационные отчисления. 2. Деловой риск организации, при увеличении которого возможно возникновение финансовых трудностей, дорого обходящихся предприятию и могущих привести к банкротству. При высоком риске необходимо выплачивать премию за риск, т.е. плата за кредит в этом случае обычно увеличивается. Поэтому фирмы с высоким деловым риском выпускают меньше долговых обязательств. 3. Ликвидность активов предприятия, показывающая, насколько быстро и без потерь можно эти активы продать. Например, нематериальные активы при возникновении финансовых трудностей быстро теряют свою стоимость. Поэтому предприятия с высокой долей нематериальных активов делают меньше займов, чем предприятия, имеющие ликвидные активы и большой объем налогооблагаемой прибыли. 4. Финансовый заслон, обеспечивающий легкий доступ к финансам. Обычно финансовый заслон имеют те предприятия, которые обладают хорошими инвестиционными, технологическими и производственными решениями. Эффективность инвестиций этих предприятий высокая. 5. Обеспечение приемлемого уровня доходности деятельности предприятия. 6. Минимизация средневзвешенной стоимости капитала предприятия. 7. Максимизация рыночной стоимости предприятия. Приведенные критерии дают основания для принятия разумных решений о соотношениях собственного и заемного капитала. Существует два основных подхода к целесообразности управления структурой капитала. 1. Традиционный подход. Считается, что стоимость капитала фирмы зависит от его структуры. Существует оптимальная структура капитала, минимизирующая значение средневзвешенной стоимости капитала и, следовательно, максимизирующая рыночную стоимость фирмы. Средневзвешенная стоимость капитала зависит от стоимости его составляющих, обобщенно подразделяемых на два вида – собственный и заемный капитал. В зависимости от структуры капитала стоимость каждого из этих источников меняется, причем темпы изменения различны. 2. Теория Модильяни–Миллера, которая гласит, что при некоторых условиях рыночная стоимость фирмы и стоимость капитала не зависят от его структуры, а следовательно, их нельзя оптимизировать, нельзя и наращивать рыночную стоимость фирмы за счет изменения структуры капитала. Последнее утверждение иногда называют «принципом пирога»: можно по-разному делить пирог, но его величина при этом не меняется. Если бы эта теория была корректна, менеджерам не приходилось бы волноваться, принимая решение о структуре капитала фирм, поскольку данный фактор, согласно этой теории, никак не повлиял бы на цену. Позже Модильяни–Миллер вынуждены были модифицировать свою теорию (см. глава 1). Темп устойчивого роста Важной задачей управления капиталом является сохранение финансового равновесия предприятия в процессе экономического развития. Обеспечение такого равновесия базируется на использовании модели устойчивого экономического роста предприятия, которая учитывает основные целевые стратегические показатели формирования капитала и их влияние на показатель темпа прироста реализации продукции при заданных пропорциях формирования капитала. Формула зависимости показателя темпа прироста реализации продукции от показателей капитала предприятия имеет следующий вид [5. C. 182]: , (20) где ЧП – сумма чистой прибыли предприятия; Кк – коэффициент капитализации чистой прибыли; А – общая сумма капитала предприятия (актива); Коб – процент оборота капитала; Р – объем реализации продукции; СК – сумма собственного капитала предприятия. В случае экономической интерпретации этой модели получаем представление о зависимости прироста объема реализации продукции от показателей интенсивности формирования и использования капитала: ,(21) где ΔQ – прирост объема реализации продукции; K1 – коэффициент рентабельности реализации продукции; K2 – коэффициент капитализации чистой прибыли; K3 – коэффициент левериджа; K4 – коэффициент оборачиваемости общей суммы капитала. Очевидно, что, изменяя параметры стратегии формирования капитала предприятия, можно соответствующим образом изменять оптимальный темп прироста объема реализации продукции, сохраняя при этом финансовое равновесие. Любое отклонение оптимального значения темпа прироста требует либо дополнительного привлечения финансовых ресурсов (нарушая финансовое равновесие), либо возникает необходимость генерации ресурсов для обеспечения надлежащего эффективного их использования. Эта модель регулирует оптимальные темпы развития объема операционной деятельности (прироста объема реализации продукции) и в обратном варианте ее действия контролирует основные параметры финансового развития предприятия через соответствующие коэффициенты рентабельности, оборачиваемости, капитализации использования заемных средств и т.д. Таким образом, устойчивый экономический рост предприятия обеспечивается следующими параметрами его финансового развития: · распределением прибыли на реинвестирование; · эффективностью использования активов предприятия; · применением финансового левериджа; · формированием соотношения между основным и оборотным капиталом. На действие этих факторов оказывают влияние факторы развития предприятия, изменения на финансовых и товарных рынках и другие факторы внешней среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|