Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суммовая разница у продавца




Покупатель (заказчик) товаров (работ, услуг) может:

· сначала получить товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), а потом оплатить их;

· сначала перечислить деньги поставщику (предоплата), а потом принять товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг).

В первом случае рублевая задолженность покупателя перед вами увеличится, если курс валюты в день оплаты вырос по сравнению с курсом в день реализации товаров (работ, услуг).

Во втором случае его задолженность возрастет, если курс валюты в день получения вами предоплаты ниже курса, установленного на дату отгрузки.

Сумму, на которую увеличится долг, в налоговом учете называют положительной суммовой разницей.

В бухгалтерском учете продавца положительные курсовые разницы включают в состав прочих доходов. В налоговом учете их включают в состав внереализационных доходов.

Отразить суммовую разницу в налоговом учете вы должны в день погашения задолженности покупателем. А если покупатель расплатился авансом – в день реализации товаров, работ или услуг (п. 7 ст. 271 НК РФ).

Пример

АО «Актив» продает товар, цена которого согласно договору составляет 10 000 долл. США (без учета НДС). Оплатить товар покупатель должен в рублях по курсу, действующему на день перечисления денег.

Курс доллара США составил:

· на дату передачи товара покупателю – 28 руб./USD;

· на дату оплаты товара – 30 руб./USD.

Стоимость товара в день отгрузки составила:

10 000 USD × 28 руб./USD = 280 000 руб.

Фирма получила от покупателя такую сумму:

10 000 USD × 30 руб./USD = 300 000 руб.

«Актив» учитывает доходы и расходы при налогообложении прибыли методом начисления.

Положительную суммовую разницу в размере 20 000 руб. (300 000 – 280 000) нужно отразить:

· в бухгалтерском учете – в составе прочих доходов;

· в налоговом учете – в составе внереализационных доходов.

Обратите внимание: при кассовом методе суммовые разницы в налоговом учете не образуются.

Дело в том, что при кассовом методе налоговой выручкой считается именно та сумма, которую покупатель заплатил поставщику. В момент же отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) выручку в налоговом учете не отражают.

Суммовая разница у покупателя

Ваша фирма может:

· сначала получить ценности (результаты выполненных работ, оказанных услуг), а потом оплатить их;

· сначала перечислить деньги поставщику (предоплата), а потом принять товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг).

В первом случае ваша рублевая задолженность перед продавцом уменьшится, если курс валюты в день оплаты снизится по сравнению с курсом в день получения ценностей (работ, услуг).

Во втором случае ваш долг уменьшится, если курс валюты в день перечисления вами предоплаты выше курса, установленного на дату отгрузки.

Сумма, на которую уменьшится ваш долг, и есть положительная суммовая разница. В бухгалтерском учете такие разницы называют курсовыми.

В бухгалтерском учете покупателя положительные курсовые разницы включаются в состав прочих доходов.

В налоговом учете их включают в состав внереализационных доходов.

Отразить суммовую разницу в налоговом учете вы должны в день погашения задолженности перед поставщиком. А если вы расплатились авансом – в день получения товаров или результатов выполненных работ (п. 7 ст. 271 НК РФ).

Пример

АО «Актив» приобретает станок.

Его цена, согласно договору, составляет 1000 долл. США (без НДС). Оплатить объект «Актив» должен в рублях по курсу, действующему на день перечисления денег поставщику.

Курс доллара США составил:

· на дату получения станка – 30 руб./USD;

· на дату оплаты станка – 28 руб./USD.

«Актив» учитывает доходы и расходы при налогообложении прибыли методом начисления.

Первоначальная стоимость, по которой станок будет принят к бухгалтерскому учету (введен в эксплуатацию), равна 30 000 руб.

«Налоговая» стоимость станка также составит 30 000 руб. Положительную суммовую разницу (2000 руб.) нужно отразить в налоговом учете в составе внереализационных доходов.

Обратите внимание: при кассовом методе суммовые разницы в налоговом учете не образуются.

Дело в том, что при кассовом методе «налоговым» расходом считается именно та сумма, которую вы заплатили поставщику. При оприходовании товаров (результатов выполненных работ и оказанных услуг) расходы в налоговом учете не отражают.

Положительные разницы, возникшие при покупке или продаже валюты

Как правило, фирмы продают и покупают валюту через коммерческие банки.

Курс иностранной валюты по отношению к рублю, установленный тем или иным банком, может отличаться от официального курса Банка России. В результате в бухгалтерском и налоговом учете компании возникают положительные или отрицательные разницы.

Покупка валюты

Как правило, валюту покупают:

· на оплату контрактов с иностранными партнерами;

· на оплату командировочных расходов работников, выезжающих за границу;

· на погашение кредитов (займов), полученных в иностранной валюте.

Если официальный курс валюты выше, чем курс, по которому ее купили, сумму возникшей разницы в налоговом учете отражают в составе внереализационных доходов, а в бухгалтерском учете – в составе прочих доходов.

Пример

ООО «Импортер» подало в банк «Коммерческий» заявку на покупку валюты в сумме 50 000 долл. США и перечислило ему 1 450 000 руб. Банк «Коммерческий» приобрел валюту на бирже по курсу 29 руб./USD. Курс доллара, установленный Банком России, – 30 руб./USD.

Разница между курсом Банка России и курсом, по которому банк «Коммерческий» приобрел валюту на бирже, составит 50 000 руб. (50 000 USD × (30 руб./USD – 29 руб./USD)). Эту разницу отражают в налоговом учете как внереализационные доходы, а в бухгалтерском учете – в составе прочих доходов.

Продажа валюты

Если официальный курс валюты ниже, чем курс, по которому ее продали, сумму возникшей разницы отразите:

· в бухгалтерском учете – в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99);

· в налоговом учете – в составе внереализационных доходов (п. 2 ст. 250 НК РФ).

Пример

На транзитный валютный счет АО «Экспортер» в банке «Коммерческий» поступила валютная выручка в сумме 10 000 долл. США. В этот же день «Экспортер» направил банку поручение на продажу 10% поступившей выручки (1000 долл. США) и зачисление оставшейся суммы на текущий валютный счет.

Банк «Коммерческий» продал валюту по курсу 30 руб./USD.

Курс доллара США, установленный Банком России на день поступления валюты на транзитный валютный счет, а также на день ее продажи и зачисления остатков на текущий валютный счет, составил 29 руб./USD.

Выручка от продажи валюты составит 30 000 руб. (1000 USD × 30 руб./USD). Стоимость списанной валюты – 29 000 руб. ((10 000 USD × 29 руб./USD) × 10%).

Положительный результат от продажи валюты составил 1000 руб. (30 000 – 29 000). Его отражают так:

· в бухгалтерском учете – как прочие доходы;

· в налоговом учете – как внереализационные доходы.

Ценности, которые выявлены в результате инвентаризации

В ходе инвентаризации фирма может выявить те или иные материальные ценности, которые не отражены в бухгалтерском и налоговом учете (материалы, товары, готовую продукцию и т. д.).

Эти ценности нужно отразить по рыночной цене. Их стоимость включают в налоговом учете в состав внереализационных доходов, а в бухгалтерском учете – в состав прочих доходов.

Пример

АО «Актив» провело инвентаризацию своего имущества. В ходе инвентаризации были выявлены неучтенные:

· товары (рыночная стоимость – 40 000 руб.);

· материалы (рыночная стоимость – 25 000 руб.);

· полуфабрикаты (рыночная стоимость – 35 000 руб.).

В налоговом учете бухгалтер «Актива» должен включить 100 000 руб. (40 000 + 25 000 + 35 000) в состав внереализационных доходов, а в бухгалтерском учете – в состав прочих доходов.

Материалы, полученные при демонтаже ликвидируемого основного средства

В процессе демонтажа (разборки) ликвидируемого (выводимого из эксплуатации) основного средства могут высвобождаться некоторые детали, запчасти и другие материалы, годные к использованию. Фирма может их продать, или использовать, например, для ремонта другого основного средства.

В бухгалтерском учете детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также иные материалы приходуются по текущей рыночной стоимости на дату списания объектов основных средств. Это указано в пункте 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, которые утверждены приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н. Бухгалтеру фирмы следует сделать проводку:

Дебет 10 Кредит 91-1

- отражены прочие доходы на сумму рыночной стоимости материалов, которые получены при ликвидации основного средства.

В налоговом учете стоимость материалов или иного имущества, которые получены при демонтаже или разборке в ходе ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, представляет собой внереализационный доход (п. 13 ст. 250 НК РФ).

Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, при определении базы по налогу на прибыль организаций, как правило, учитывают по рыночной цене. Это следует из пункта 3 статьи 105.3 и пункта 5 статьи 274 Налогового кодекса.

Такой внереализационный доход необходимо признать на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Обратите внимание. При ликвидации основных средств, выводимых из эксплуатации, в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества независимо от их использования или неиспользования в производстве (реализации или для управления организацией). Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 19 мая 2008 г. № 03-03-06/2/58.

Однако если в результате ликвидации основного средства образовались негодные материалы, стоимость которых равна нулю, то ничего отражать не нужно. Главное подтвердить это соответствующими документами (справкой комиссии, актом на вывоз мусора специализированной организацией и т. д.).

Расходы при реализации, а также при списании рассматриваемых материалов в производство признаются в сумме внереализационного дохода, учтенного в период их образования на основании пункта 13 статьи 250 Налогового кодекса.

При реализации прочего имущества основанием для списания указанной суммы служит подпункт 2 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса.

При использовании в производстве – это материальные расходы, списываемые на себестоимость продукции (выполненных работ) на основании пункта 2 статьи 254 Налогового кодекса.

Таким образом, учтенная ранее в налогооблагаемых доходах сумма (рыночная стоимость полученного от ликвидации основных средств оприходованного имущества), в дальнейшем может быть включена в налоговые расходы – если активы будут использованы в хозяйственной деятельности или проданы.

Стоимость материально-производственных запасов и прочего имущества, полученных при демонтаже (разборке) при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли организаций по мере отпуска в производство (с учетом ст. ст. 318 - 319 НК РФ) или по мере реализации (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Это указано в письме Минфина России от 10 августа 2012 г. № 03-03-06/1/400.

Пример

ООО «Лантра» решило разобрать непригодный для дальнейшего использования принтер. Рыночная стоимость деталей, полученных в результате демонтажа, проведенного в марте, составила 4500 руб.

В этом же месяце фирма в состав внереализационных доходов включила стоимость полученных материалов в сумме 4500 руб.

В бухгалтерском учете бухгалтер ООО «Лантра» тогда же сделал проводку:

Дебет 10-5 Кредит 91-1

- 4500 руб. - отражены прочие доходы на сумму рыночной стоимости деталей, которые получены при демонтаже принтера.

ООО «Лантра» в апреле использовало запчасти, оставшиеся после разборки ликвидированного принтера, для ремонта другого печатающего устройства.

Для целей налогообложения прибыли фирма признала расходы в размере 4500 руб.

В бухучете бухгалтер ООО «Лантра» сделал проводку:

Дебет 25 Кредит 10-5

- 4500 руб. - списана для ремонта другого принтера стоимость запчастей.

Списанная кредиторская задолженность

Кредиторскую задолженность (долг перед поставщиком) списывать нужно в двух случаях:

· по задолженности истек срок исковой давности (три года с того момента, как вы должны были заплатить поставщику);

· вам стало известно о том, что кредитор ликвидирован.

Сумму списанной кредиторской задолженности включают в состав внереализационных доходов. А НДС, ранее не принятый к вычету, - в состав внереализационных расходов (подп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Пример

На начало IV квартала отчетного года у ООО «Пассив» числится кредиторская задолженность по полученным, но не оплаченным товарам, срок исковой давности которой в этом квартале истекает.

Сумма задолженности – 59 000 руб. (в том числе НДС – 9000 руб.).

Фирма определяет налогооблагаемую прибыль методом начисления, а налог на прибыль платит ежеквартально.

Предположим, что по итогам отчетного года фирма получила убыток в сумме 120 000 руб. (без учета списанной задолженности).

Бухгалтер «Пассива» списал задолженность по истечении срока исковой давности.

После списания кредиторской задолженности фирма получила внереализационный доход в сумме 59 000 руб., и внереализационный расход в размере 9000 руб.

В итоге доходы фирмы составили:

120 000 + 59 000 руб. - 9000 руб. = 170 000 руб.

Сумму кредиторской задолженности можно учесть в составе внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли, если она списана в связи с истечением срока исковой давности (как правило, три года) (п. 18 ст. 250 НК РФ). Делается это на основании данных инвентаризации, письменного обоснования списания кредиторки (например, бухгалтерской справки) и приказа руководителя организации (письмо Минфина России от 12 сентября 2014 г. № 03-03-Р3/45767).

Дата признания внереализационных доходов в целях налогообложения определяется в соответствии с положениями пункта 4 статьи 271 НК РФ. Доходы в виде списанной кредиторской задолженности напрямую там не упомянуты. На наш взгляд, финансисты полагают, что руководствоваться нужно абзацем 5 подпункта 5 указанной нормы «по иным аналогичным доходам» и учитывать списанную кредиторскую задолженность в год истечения срока исковой давности, а именно в последний день отчетного периода, в котором этот срок истек.

Напомним, что отчетными периодами по налогу на прибыль являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. А для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, – месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Пример

Срок исковой давности по кредиторской задолженности компании истек 22 августа 2014 года. Пакет документов, обосновывающих списание задолженности, был подготовлен 28 августа 2014 года. Для организации отчетными периодами по налогу на прибыль являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Значит, внереализационный доход должен быть признан на последний день отчетного периода – девять месяцев, то есть 30 сентября 2014 года.

Не забудьте, что не включается в состав внереализационных доходов задолженность по уплате налогов, пеней и штрафов, а также обязательных страховых взносов, пеней и штрафов во внебюджетные фонды (пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Обратите внимание: кредиторская задолженность может образоваться в связи с тем, что акционеру (участнику) фирмы не были выплачены дивиденды. По истечении срока исковой давности эти суммы должны восстанавливаться в составе нераспределенной прибыли, а не включаться во внереализационные доходы.

Суммы восстановленных резервов

Ваша фирма может создать, в частности, следующие резервы:

· по ремонту основных средств;

· по предстоящим расходам на оплату отпусков и выплату вознаграждения за выслугу лет;

· по гарантийному ремонту и обслуживанию;

· по сомнительным долгам.

Создавать резервы вправе только те компании, которые определяют доходы и расходы методом начисления.

Участники консолидированной группы налогоплательщиков не могут создавать резерв по сомнительным долгам по задолженности друг перед другом. Также участники группы не создают резервы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в части реализации товаров друг другу.

Сумма созданных резервов уменьшает налогооблагаемую прибыль фирмы. Рассмотрим подробнее порядок списания конкретных резервов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...