Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкретные функции управления в организации – это направления управленческой деятельности по решению конкретных проблем организации.




В настоящее время управленческая наука выделяет пять общих функций управления: планирование, организовывание (организация), мотивация (стимулирование), координация, контроль.

Функции Содержание
Планирование 1. Формулирование миссии, целей и перспектив развития организации 2. Определение необходимых ресурсов и их источников для функционирования и развития организации 3. Формирование планов организации 4. Составление перспективных проектов 5. Планирование эффективности функционирования и развития организации и др.
Организовывание (организация) 1. Формирование структуры организации 2. Создание и наполнение элементов (органов, иерархии, каналов коммуникации и др.) организации 3. Разработка и реализация системы связей и отношений внутри организации и с внешней средой 4. Создание, функционирование и развитие производственного комплекса организации (системы по разработке, созданию и продвижению продуктов) 5. Повышение капитализации организации, обеспечение ее инвестиционной и иной привлекательности и др.
Мотивация (стимулирование) 1. Материальное и моральное стимулирование управленческого и производственного персонала в организации 2. Стимулирование персонала организации 3. Побуждение партнеров организации к сотрудничеству 4. Работа с потенциальными потребителем продуктов организации и др.
Координация 1. Обеспечение согласованности всех подсистем управления в организации 2. Обеспечение коммуникации между подсистемами организации 3. Принятие решений о перетоке ресурсов из одной подсистемы организации в другую в случае необходимости 4. Согласование действий партнеров 5. Обеспечение единства идей, действий и продуктов и др.
Контроль 1. Оценка продуктов организации 2. Оценка организации по разным направлениям 3. Оценка деятельности подразделений организации 4. Оценка деятельности организаций-партнеров 5. Обеспечение обратной связи и корректировки деятельности в организации и др.

 

Общие функции управления в организации пребывают в определенной связи.

 

 


Конкретные функции управления - часть общей функции управления, содержащая сравнительно однородный состав задач управления и обособливаемая в интересах специализации управленческого труда и повышения на этой основе эффективности управления.

Конкретные функции управления группируются по определенным признакам объекта управления. Например, в управлении предприятием такими признаками являются воздействия: на все сферы деятельности предприятия, на отдельные стадии производственного процесса, на отдельные факторы производства.

Состав конкретных функций управления зависит главным образом от масштаба организации и степени диверсификации деятельности: чем больше масштаб организации и разнообразнее ее деятельность, тем уже специализация менеджеров и в большей степени дифференцируются конкретные функции. Так, из функция маркетинга может быть расчленена на функции: маркетинговые исследования, реклама, сбыт, послепродажное обслуживание; не исключено, что целесообразно выделить конкретную функцию связи с общественностью и т. д. На предприятиях малых масштабов нет необходимости в узкой специализации менеджеров и конкретные функции укрупняются.

22)) Функция планирования

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что надо делать, чтобы достичь этих целей. По своей сути, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных вопросах как: финансы, производство, сбыт, научные исследования и разработки, трудовые и другие ресурсы. Все это осуществляется для определения реальных возможностей организации. С другой стороны необходимо изучить состояние в данный момент и сделать прогноз возможных состояний внешней среды организации.

Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, заказчики, законы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет цели организации.

Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решать как в общих чертах, так и конкретно, что надо делать для достижения поставленных целей.

Таким образом, планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению её общих целей. (Следует отметить, что это определение планирования дано с точки зрения функций управления. Есть другие более общие определения планирования). Планирование в организации не представляет собой одноразового события. Во-первых, решив задачу данного этапа, которой соответствовал данный план, организация переходит к следующему этапу и планирование продолжается. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, — это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут развиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы должны пересматриваться, чтобы они согласовывались с реальностью.

Миссия организации.

Миссия организации – это ее предназначение, то во имя чего люди объединяются и осуществляют свою деятельность [14], тот след, который организация оставляет в истории и та роль, которую она играет в обществе.

Значение определения миссии организации состоит в том, что она:

- представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;

- создает уверенность в том, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;

- помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

- вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (инвесторов, потенциальных партнеров, потребителей) [14];

- повышает социальную значимость организации.

Примерная характеристика миссии, то есть предназначения, организации в обобщенном виде включает:

- предлагаемые продукты или услуги,

- цели организации,

- позиционирование на рынке,

- технологию (процессы, инновации),

- философию (базовые взгляды, ценности, мотивации),

- внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания),

- внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом) [14].

Как правило, в сокращенном виде под миссией понимается удовлетворение определенных общественных потребностей.

Осуществляя свою миссию, организация добивается достижения определенных целей, при этом данные цели и их группы должны соответствовать миссии.

Таким образом, в той или иной форме миссия присутствует у каждой организации, при этом руководство или сотрудники данной организации могут не осознавать ее истинное содержание.

Иногда миссию путают с главной целью организации. На наш взгляд, между этими двумя характеристиками организации существует определенная разница. Миссия как предназначение или причина существования организации присутствует в ее деятельности постоянно, во всех проявлениях, независимо от того, какие цели преследует организация в тот или иной момент своего существования. При этом миссия всегда имеет социально значимое содержание. Главная цель (главные цели) преследуются организацией для приведения ее в желаемое состояние, при этом, кроме главных организация постоянно ставит и достигает множество второстепенных целей, которые, иногда могут противоречить главным. Кроме того, цель должна характеризоваться критерием достижимости, то есть то, что декларируется в цели, может и должно быть реализовано. Миссия реализуется постоянно с момента проектирования до ликвидации организации. Также, обращая внимание на социальный характер миссии, нужно отметить, что цели, в том числе главные – это, в первую очередь, внутренние характеристики организации, то, что приоритетно для нее самой, а не для внешнего окружения. Таким образом, еще раз обратим внимание: миссия и главная цель связаны, но не тождественны.

Цели организации.

Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.

Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

Цели обладают рядом характеристик:

конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей;

ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных;

достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации;

взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться.

Установление целей анализ тенденций, наблюдаемых в окружении; установление предполагает прохождение трех обязательных фаз: 1) выявление общих для организации целей; 2) построение иерархии целей; 3) установление индивидуальных целей.

25)) Стратегическое управление и планирование.

Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.

Предметом стратегического управления являются:

1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.

2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.

3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

«Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.»

Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

Сущность стратегического управления заключается в ответе на 3 важных вопроса:

1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?

2. В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев?

3. Каким способом достичь желаемого результата?

Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

Стратегическое планирование - это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача заключается в обеспечении нововведений и изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации.

Одной из главных характерных черт стратегического плана является его адаптивность, т.е. способность приспосабливаться к различным изменяющимся факторам.

Процесс планирования стратегии встречает ряд сложностей при его реализации.

Основная трудность заключается в том, что процесс принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий в организации. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся в организации тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это - борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий.

Другая существенная проблема заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности (оперативным управлением), обеспечивающими получение прибыли, и новыми. В организациях на первых стадиях внедрения стратегического планирования нет ни соответствующей мотивации, ни склонности мыслить стратегически.

Процесс стратегического планирования включает в себя следующие основные этапы:

· формулирование целей организации;

· идентификация действующих в настоящее время задач и стратегии;

· анализ внешнего окружения под углом действительной возможности достижения поставленных целей;

· анализ ресурсов, который, с одной стороны, дает возможность идентифицировать имеющиеся в распоряжении ресурсы, а с другой - позволяет выявить сильные и слабые стороны данного предприятия;

· идентификация стратегически благоприятных случаев и угроз;

· установление сферы и масштаба необходимых изменений стратегии;

· принятие стратегических решений;

· внедрение стратегии;

· контроль за реализацией стратегии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...