Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-распорядительные методы управления




Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят:

- организационное проектирование,

- регламентирование,

- нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

 

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

 

Распорядительные методы реализуются в форме:

- приказа,

- постановления,

- распоряжения,

- инструктажа,

- команды,

- рекомендации.

Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

 

Социально-психологические методы управления

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социально-психологических факторов и направлены на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе для оказания воздействия на них в интересах достижения поставленных перед коллективом целей.

В группу социально-психологических методов входит ряд методов, в том числе:

· планирование социального развития коллектива,

· повышение производственной и творческой активности и инициативы членов коллектива,

· установление в коллективе благоприятного психологического климата,

· использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения,

· воспитание группового самосознания коллектива,

· сохранение и развитие традиций и обычаев коллектива,

· учет индивидуально-психологических особенностей членов коллектива в управлении;

 

Для выявления социально-психологических факторов, влияющих на эффективность производства и качество труда, широко используются такие методы исследований как анкетирование, интервьюирование, применение специальных тестов, хронометраж, наблюдение, опросы и т.п.

Социально-психологические методы управления предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Они базируются преимущественно на неформальных факторах, интересах личности, коллектива в процессе управления.

Социально-психологические методы управления включают:

а) формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей;

б) установление и развитие социальных норм поведения;

в) введение системы социального регулирования;

г) социальное стимулирование;

д) удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей;

е) создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата.

Цель социально-психологических методов управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.

Понятие организационной структуры управления.

Организационная структура управления (ОСУ) организации – часть ее организационной структуры и представляет собой упорядоченную совокупность органов управления, а также связей между ними и лицами в организации для решения управленческих задач в организации.

ОСУ обладают определенными признаками, которые проявляются в организационных структурах управления конкретных организаций (табл. 1).

 

Таблица 1. Признаки организационных структур управления (ОСУ) организации.

Признаки Содержание признаков
  Системность ОСУ организации есть социальная система, в которой особым образом связаны различные элементы (органы, подразделения, должностные лица и др.) для формирования новой социальной общности
  Наличие вертикальных, горизонтальных и иных взаимоотношений Между элементами структуры управления организации устанавливаются как прямые вертикальные иерархические связи, так и обратные взаимоотношения, а также горизонтальные и иные связи и отношения согласования, координации и сотрудничества и др.
  Дифференциация по уровням В организационной структуре управления организации должно быть представлено разделение обязанностей по уровням от высшего к низшему (структурирование по вертикали)
  Дифференциация по направлениям деятельности В организационной структуре управления организации должно быть представлено разделение обязанностей по направлениям деятельности (структурирование по горизонтали – функциональное, территориальное, отраслевое, товарное, рыночное, проектное и др.)
  Наличие общего технологического цикла Элементы структуры управления организации, дифференцированные по вертикали и горизонтали, должны быть связаны технологически с точки зрения основной деятельности
  Соответствие между управляющей системой и управляемой Организационная структура управления организации должна соответствовать управляемым системам, в том числе производственной структуре, она должна быть адекватна стоящим перед организацией проблемам
  Соответствие ОСУ миссии, целям и стратегии организации А. Чандлер «Стратегия определяет структуру». Организационная структура управления организации строится исходя из ее миссии, целей и стратегий
  Масштаб управляемости ОСУ организации должна формироваться с учетом требований к пределам управляемости в организации. Например, нормой управляемости подчиненными для руководителя является число 7 ± 2, иначе появляются проблемы в решении стоящих перед организацией задач
  Соответствие внутренней и внешней среде Формирование организационной структуры управления организации должно производиться и с учетом внутреннего состояния организации, и с учетом изменений условий внешней среды
  Соответствие полномочий и ответственности В ОСУ организации устанавливается соответствие между полномочиями и ответственностью руководителей, органов и исполнителей организации
  Соответствие размеру Организационная структура управления организации, в частности, определяется размером организации. В частности, чем больше организация, тем сложнее ОСУ.
  Сочетание централизации и децентрализации В ОСУ организации должны оптимально сочетаться тенденции централизации и децентрализации, что определяется миссией, задачами и организационными формами организаций

К определению организационных структур управления имеется два основных подхода:

- первый - в зависимости от внутреннего состояния организации, что предопределяет построение и функционирование ОСУ организации, исходя из потребностей внутреннего совершенствования, и формирует процесс принятия решений на базе информации, циркулирующей внутри организации. В этом случае появляется тип механистических организационных структур управления организаций («организации-механизмы»);

- второй – в зависимости от изменения внешних условий среды, что обеспечивает построение и функционирование ОСУ организации, исходя из необходимости постоянной адаптации организации, и формирует процесс принятия решений на базе информации, поступающей, в том числе, из внешнего окружения. В этом случае мы имеем дело с типом органических организационных структур управления организаций («организациями-организмами»).

Трансформация типов организационных структур управления с учетом усложняющихся условий среды происходит по определенному сценарию (рис. 1).

 

Основания организационной структуры управления организаций
Стабильность, простота Внешняя среда   Турбулентность, комплексность
         
Эффективность, точность   Цели   Инновации, изменения
         
Иерархический контроль   Отчетность   Экономическая эффективность
         
Безопасность, справедливость   Мотивация   Вызов, вознаграждение
         
Упорядоченные рабочие отношения   Культура   Свобода предпринимательства
         
Бюрократия     Основная проблема   Неопределенность, риск
         
  Механистический     Тип     Органический

Рис. 1. Особенности эволюции организационных структур управления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...