Организационно-распорядительные методы управления
Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. К числу организационных методов относят: - организационное проектирование, - регламентирование, - нормирование. При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.
При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения. Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.). Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы. Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.
Распорядительные методы реализуются в форме: - приказа, - постановления, - распоряжения, - инструктажа, - команды, - рекомендации. Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.
Социально-психологические методы управления Социально-психологические методы управления основаны на использовании социально-психологических факторов и направлены на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе для оказания воздействия на них в интересах достижения поставленных перед коллективом целей.
В группу социально-психологических методов входит ряд методов, в том числе: · планирование социального развития коллектива, · повышение производственной и творческой активности и инициативы членов коллектива, · установление в коллективе благоприятного психологического климата, · использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, · воспитание группового самосознания коллектива, · сохранение и развитие традиций и обычаев коллектива, · учет индивидуально-психологических особенностей членов коллектива в управлении;
Для выявления социально-психологических факторов, влияющих на эффективность производства и качество труда, широко используются такие методы исследований как анкетирование, интервьюирование, применение специальных тестов, хронометраж, наблюдение, опросы и т.п. Социально-психологические методы управления предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Они базируются преимущественно на неформальных факторах, интересах личности, коллектива в процессе управления. Социально-психологические методы управления включают: а) формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей; б) установление и развитие социальных норм поведения; в) введение системы социального регулирования; г) социальное стимулирование; д) удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей; е) создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата. Цель социально-психологических методов управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.
Понятие организационной структуры управления. Организационная структура управления (ОСУ) организации – часть ее организационной структуры и представляет собой упорядоченную совокупность органов управления, а также связей между ними и лицами в организации для решения управленческих задач в организации. ОСУ обладают определенными признаками, которые проявляются в организационных структурах управления конкретных организаций (табл. 1).
Таблица 1. Признаки организационных структур управления (ОСУ) организации.
К определению организационных структур управления имеется два основных подхода:
- первый - в зависимости от внутреннего состояния организации, что предопределяет построение и функционирование ОСУ организации, исходя из потребностей внутреннего совершенствования, и формирует процесс принятия решений на базе информации, циркулирующей внутри организации. В этом случае появляется тип механистических организационных структур управления организаций («организации-механизмы»); - второй – в зависимости от изменения внешних условий среды, что обеспечивает построение и функционирование ОСУ организации, исходя из необходимости постоянной адаптации организации, и формирует процесс принятия решений на базе информации, поступающей, в том числе, из внешнего окружения. В этом случае мы имеем дело с типом органических организационных структур управления организаций («организациями-организмами»).
Трансформация типов организационных структур управления с учетом усложняющихся условий среды происходит по определенному сценарию (рис. 1).
Рис. 1. Особенности эволюции организационных структур управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|