Методы разработки и принятия управленческих решений.
Методы групповой работы Метод «мозговой атаки». Бывают ситуации, когда лицу, принимающему решение, трудно найти вариант решения. В этом случае можно применить метод «мозговой атаки». Он позволяет выявить и сопоставить индивидуальные суждения, спектр идей по решению проблемы, а затем принять решение. Метод ключевых вопросов. Технологию его реализации целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся при решении проблемы. Задаваемые вопросы служат стимулом для формирования стратегии и тактики решения задачи, развивают интуицию, формируют алгоритмы мышления, наводят человека на идею решения, побуждают к правильным ответам. Известно, что еще в Древнем Риме политикам рекомендовалось для сбора более полной информации о событии ставить перед собой ряд вопросов и отвечать на них: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Метод свободных ассоциаций. Отмечено, что на этапе генерирования идей при использовании новых ассоциаций повышается результативность творческой деятельности за счет возникновения новых идей. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные связи между элементами решаемой проблемы и прежним опытом лиц, привлеченных к коллективной работе. Данный метод и технология его исполнения учитывает особенности деятельности мозга человека, вырабатывающего новые идеи при возникновении новых ассоциативных связей. Так, если члены группы предлагают слово, понятие, то оно может стать базисом для установления ассоциативных связей. Например, у некоторых людей слово, услышанное случайно, чей-то образ, картина, мелодия рождают идею, способствующую решению проблемы. Так, издателю одного журнала предстояло уменьшить его себестоимость. Мучительно раздумывая, он пытался найти экономичное решение. Случайно взяв орфографический словарь, он обратил внимание на слово «бумага», и сразу возник вопрос: «Заметит ли покупатель и подписчик, что бумага будет более дешевая?»
Метод инверсии. При поиске идеи решение проблемы часто можно найти, изменив направление поиска на противоположное, противоречащее сложившимся традиционным взглядам, продиктованным логикой и здравым смыслом. Нередко в ситуациях, в которых логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными, оптимальна противоположная альтернатива решения. Классический пример инверсии — изобретение ракеты К. Циолковским. Он решил, что придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и выпускающую вместо ядер газы. Метод и технология его исполнения базируются на принципе дуализма (двойственности), оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления, диалектического подхода к анализу объекта исследования. Приемы индивидуальной работы Прием «Ожидание вдохновения». При решении трудных задач, когда не удается сконцентрировать усилия, целесообразно чередовать напряженную интеллектуальную работу с расслаблением, отключением сознания от задачи. Однако перед сном следует вновь вспомнить о задаче и думать о ней, пока не уснешь. Утром или даже ночью, подчас неосознанно, проснувшись, можно встать и решить сложную задачу. Прием базируется на «просоночных состояниях», возникающих в период засыпания (метод Э. Куэ) и позволяющих «ставить задачи» своему мозгу. Психотехнология учитывает, что с переходом к естественному сну и «отключением» сознания бессознательное человека как бы программируется на решение какой-либо важной (актуальной) задачи.
Мыслительная технология: «метод Меттчета». Рекомендуется использовать следующие «режимы мышления» для создания, контроля и применения образа мышления при решении проблемы: · стратегические схемы (действовать в соответствии со стратегией, создавать ее); · образы (представлять проблему в виде схем, рисунков); · в параллельных плоскостях (наблюдать за своими мыслями во время их пересечения); · с разных точек зрения; · в основных элементах (варианты решений, суждений, понятий, тактик, отношений, препятствий). Технология может быть использована для организации индивидуального мышления лица, принимающего решения, а также для повышения эффективности его совместной работы с персоналом. Аналитический прием: «Метод ликвидации безвыходных ситуаций». Используя данный способ, можно моделировать принятие различных управленческих решений, последовательно исключая факторы, приводящие к нежелательным прогнозируемым последствиям. Достигается это за счет варьирования решений: приспособить, модифицировать, усилить, ослабить, заменить, переделать, объединить использовать что-то по-другому.
Методы управления организацией. Методы управления - совокупность способов и приемов целенаправленного воздействия органов управления на социальные отношения, а также способ осуществления управленческой деятельности, в результате которой достигаются цели организации, или, как отмечают зарубежные авторы, методы управления - это эффективные способы достижения целей. Методы управления организацией – способы обеспечения реализации миссии и достижения главной цели организации через привлечение к профессиональной и иной деятельности всех лиц, причастных к данной организации. Рассмотрим классификацию методов управления организации. Во-первых, по характеру воздействия выделяются прямые и косвенные методы, которые реализуются через соответствующие организационные формы. Прямыми методами выступают способы непосредственного воздействия на людей, работающих в организации. Такими методами является администрирование, приказы, распоряжения, директивы, инструкции, поручения, разнарядки и др. Косвенные методы имеют характер опосредованного воздействия через различные гибкие механизмы продвижения необходимых решений в организации. Косвенными методами можно считать диалог, призывы, воззвания, содействие, стимулирование, просьбы, договоренности и др.
Во-вторых, по содержанию можно обозначить административные, организационные и психологические методы (табл. 1.).
Таблица 1. Содержание некоторых методов управления организациями.
В-третьих, по степени конкретизации использования методы можно выделить общие и частные методы. Общие, в целом, соответствуют методам, рассмотренным нами выше при анализе предмета и метода теории организации. Мы отмечали системный подход, комплексный подход, ретроспективный подход, прогнозирование, сравнительный анализ, социологические методы, моделирование, экспериментирование, инновационный подход. Данные методы характерны для управления всеми социальными системами, то есть организациями. Частные методы применяются только в отдельных составляющих управления и характерны для отдельных групп организаций (табл. 2).
Таблица 2. Некоторые частные методы управления организациями.
Таким образом, в организации используется весь комплекс основных методов управления, формирующих процесс управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|