Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ состояния, развития и использования материально-технической базы розничной торговли.

На выполнение плана и динамику товарооборота большое влияние оказывают состояние, развитие и эффективность ис­пользования материально-технической базы торговли. Под мате­риально-технической базой, прежде всего, имеются в виду основныесредства (фонды). В торговле по принадлежности они подразделяются на собственные и арендованные. В процессе анализа основ­ные средства должны изучаться комплексно, независимо от их принадлежности. Основные средства подразделяются на произ­водственные и непроизводственные.

Производственные основные средства (участвующие в предпринимательской деятельности) классифицируются по отраслям народного хозяйства: промыш­ленности, сельского хозяйства, торговли, общественного пита­ния, строительства, заготовительных организаций и др.

  Непроиз­водственные основные средства включают здания, сооружения и инвентарь, находящиеся в ведении жилищно-коммунальных хозяйств, предприятий бытового обслуживания, органов просве­щения, культуры, здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения. В первую очередь изучают производственные основ­ные средства, обеспечивающие нормальное функционирование торговых предприятий.

По выполняемым функциям производст­венные основные средства подразделяются на активные и пас­сивные.

К активным относят машины, оборудование, приборы и тому подобные основные средства, непосредственно участвую­щие в торгово-производственных процессах.

Пассивные основные средства включают здания, сооружения, передаточные устройства и транспортные средства, обеспечивающие нормальное функцио­нирование активных основных средств.

 По назначению основ­ные средства торговых предприятий подразделяются на здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, производственный и хо­зяйственный инвентарь и другие виды основных средств.

Последние годы в нашей стране успешно развивается сеть супермаркетов и гипермаркетов, крупных торговых центров, созда­ются агрегированные торговые структуры, транспортно-складские комплексы, автоматизированные системы управления, со­временные системы безналичных расчетов с покупателями с применением пластиковых и дисконтных карт. Все это вызывает необходимость крупных капитальных вложений, а, следователь­но, комплексного и глубокого исследования их экономической целесообразности и эффективности.

Анализ материально-технической базы торговли обычно на­чинают с изучения и оценки состава и структуры производст­венных основных средств. В торговле, как и в других отраслях народного хозяйства, происходит перевооружение предприятий современными машинами и оборудованием, и поэтому их доля в общем объеме основных средств должна расти. Необходимо отметить, что техническая оснащённость многих розничных торговых предприятий низка. Далеко не полностью удовлетво­ряются потребности отрасли по выпуску торгово-технологического и подъемно-транспортного оборудования. В связи с этим ставится задача улучшать использование имеющегося парка ма­шин и оборудования, своевременно и полно оснащать торговые предприятия современной техникой.

Для оценки состояния основных средств и их влияния на торгово-производственные процессы определяют следующие по­казатели:

- коэффициент физического износа основных средств, рассчи­тываемый отношением суммы износа к первоначальной или восстановительной их стоимости;

- коэффициент обновления, определяемый отношением суммы вновь поступавших основных средств за год (или за бо­лее длительный период) к их остатку на конец года;

- коэффициент выбытия, определяемый отношением выбыв­ших основных средств за год (или за более длительный пе­риод) к их остатку на начало года;

- коэффициент прироста основных средств, исчисляемый от­ношением суммы их прироста за год к остатку основных средств на начало года;

- долю активной части производственных основных средств в общей их стоимости, которая характеризует технический уровень торгового предприятия;

- показатель фондовооруженности труда, рассчитываемый отношением среднегодовой стоимости производственных основных средств к среднесписочной численности работ­ников;

- показатель технической вооруженности труда, определяемый отношением среднегодовой стоимости активных производ­ственных основных средств к среднесписочной численности работающих.

Анализ показателей оценки состояния основных средств обычно проводят в динамике, так как на практике отсутствует планово-нормативная, информация. Коэффициенты обновления, выбытия и прироста основных средств необходимо изучать взаимосвязано (по всем основным средствам и отдельно пo производственным основным фондам, а внутри их - по отдель­ным видам основных средств), что позволяет глубоко проанали­зировать и оценить воспроизводство материально-технической базы торговли.

Необходимо также определить обеспеченность торговых пред­приятий отдельными видами машин, оборудования, помещениями (сравнением фактического их наличия с плановой по­требностью для успешной торговой и другой деятельности). Обобщающими показателями оценки обеспеченности предпри­ятий торговли производственными основными фондами явля­ются фондовооруженность и техническая вооруженность труда. Рост фондовооруженности и особенно технической вооружен­ности ведет к повышению производительности труда. В связи с этим их следует анализировать взаимосвязано (сопоставлени­ем за ряд лет темпов роста производительности труда, фондово­оруженности и технической вооруженности труда).

Для оценки технической оснащенности торговых предпри­ятий определяют стоимость активной части основных производст­венных средств на 100м2 торговой площади. Кроме того, исчисляют коэффициент механизации труда, представляющий собой долю работников, у которых труд механизирован более чем на 50 %, в общей численности работающих, и коэффициент механизации работ, определяемый отношением затрат времени на выполне­ние работ механизированным путем к общим затратам рабочего времени. Коэффициенты механизации труда и механизации работ обычно изучают по отдельным группам работников, что помога­ет полнее выявить возможности и резервы дальнейшей механи­зации и автоматизации торгово-производственных процессов.

Важным показателем технического состояния производст­венных основных средств является возрастной состав машин и оборудования. Машины и оборудование со сроком службы бо­лее 10 лет физически и особенно морально устаревают и их не­обходимо своевременно заменять. Анализ возрастного состава машин и оборудования должен проводиться по отдельным их видам с использованием стоимостных, натуральных и относи­тельных показателей. Относительным показателем, в частности, может быть удельный вес (доля) каждой возрастной группы в общем количестве или в общей стоимости машин и оборудования. Машины и оборудование по срокам их службы обычно группи­руют в следующихинтервалах: до 5 лет; 5—10 лет; 10—15 лет; 15—20 лет и свыше 20 лет. Следует также определить и проанали­зировать средний возрастной их состав (по отдельным группам машин и оборудования и в целом по предприятию).

В процессе анализа необходимо установить, как развивается материально-техническая база торговли, изучить своевремен­ность ввода в действие построенных основных средств. Соглас­но действующим нормативам, продолжительность строительства одноэтажного продовольственного магазина площадью 700м2—14месяцев; непродовольственного одноэтажного магазина пло­щадью до 800м2 — 11 месяцев; двухэтажного универмага площа­дью до 700м2 — 21 месяц и т.д. Если план ввода в действие тор­говой сети и складских помещений не выполнен, то необходимоподсчитать потери в розничном товарообороте и прибыли. По­тери в товарообороте определяют прямым счетом. Если удлине­ние сроков строительства составляет один, два, три иболее пол­ных месяца, то потери в товарообороте берутся в размере плана розничной реализации товаров на этот период. Если удлинение сроков строительства составляет неполный месяц, то предвари­тельно определяют плановую среднедневную реализацию това­ров, которую затем умножают на количество рабочих дней удли­нения сроков строительства.

В процессе дальнейшего анализа необходимо установить причи­ны нарушения сроковстроительства и ввода в действие магази­нов, другой торговой сети, развозной и разносной торговли,при­нять меры по развитию материально-технической базы торговли и повышению эффективности ее использования. Аналогично подсчитывают потери розничного товарооборота в связи с удли­нением сроков проведения текущего икапитального ремонтов, инвентаризаций и проверок. По торговому предприятию потери товарооборота по указанным причинам составили 520 млн. р.

Важным вопросом анализа является изучение размеров мага­зинов и их специализации. Практикапоказывает, что наиболее высокую эффективность имеют в продовольственной торговле универсамы, а в непродовольственной — универмаги. Универсамы обычно функционируют на основе индустриальной технологии доставки и продажи товаров, прогрессивных методов обслужи­вания покупателей. В них примерно на 30 % выше выработка на 1м2 торговой площади, на 25 % ниже издержки обращения, чем в продовольственных магазинах с универсальным ассортимен­том. В универсамах обеспечивается комплексное предложениепродовольственных товаров повседневного спроса, что сокращает нерациональные затраты времени покупателей на совершение покупок. По расчетам научно-исследовательских институтов, оптимально доля универсамов должна составлять примерно 70 % от общей площади всех продовольственных магазинов города. Аналогичные преимущества имеют и универмаги. В процессе анализа следует установить, какие имеются возможности для улучшения структуры торговой сети, расширения сети универсамов и универмагов, повышения эффективности работы магазинов.

Большое значение для развития розничноготоварооборота и улучшения обслуживания покупателей имеет правильное раз­мещение торговой сети. Исследования показывают, что радиус обслуживания покупателей по товарам повседневного спроса не должен превышать 400-500 м.В связи с этим необходимоизу­чить, соответствует ли дислокация магазинов другой торговой сетисозданию максимальных удобств покупателям. Применяя приемы линейного программирования, можно разработать оптимальный вариант размещения торговой сети в городе (районе) и определить эффективность его внедрения.

Улучшению обслуживания покупателей и повышению эффек­тивности использования материально-технической базы способ­ствует развитие прогрессивных форм торговли (самообслуживания, продажи товаров по заказам, образцам, с открытой выкладкой, доставки товаров на дом). Практика показывает, что в торговых залах магазинов самообслуживания можно разместить и реализо­вать на 20-ЗО % больше разновидностей товаров, чем в магазинах с традиционными формами торговли. При продаже товаров по методу самообслуживания на 15—20 % сокращаютсязатраты времени покупателей на приобретение товаров. Наибольшая эффективность в продовольственных магазинах самообслуживания достигается, если доля фасованных товаров в их товарообо­роте составляет более 90 %, в том числе промышленной фасовки — не менее 80 %. По рекомендациям Украинского научно-иссле­довательского института торговли и общественного питания (УкрНИИТОПа) доля продажи товаров по методу самообслужи­вания должна составлять не менее 80 %, в том числе в торговле продовольственными товарами — не менее 85 %.

Для оценки экономической эффективности функциониро­вания магазинов самообслуживания необходимо сравнить ре­зультаты их хозяйственной деятельности с показателями работы предприятий, осуществляющих торговлю традиционным мето­дом, постепени выполнения плана товарооборота и темпам его  роста в динамике, выработке на одного торгового работника и на 1м2 торговой площади, соотношениям темпов роста произ­водительности труда и средней заработной платы, уровням из­держек обращения, доходности, рентабельности и т.п.

При анализе и оценке деятельности магазинов самообслужи­вания следует использовать технологические показатели (долю торговой площади в общей площади магазинов; коэффициент установочной площади, т.е. занятой под оборудованием; долю товарных запасов, размещенных в торговом зале; число разновид­ностей реализуемых товаров и др.) и социальные (затраты времени покупателей на совершение одной покупки; коэффициент завер­шенности покупок; количество услуг, оказываемых покупателям, и т.п.). Следовательно, проводя анализ, подсчитывают не только экономический, но и социальный эффект. Социальный эффект магазинов самообслуживания проявляется в повышении культуры торговли, экономии времени покупателей на приобретение това­ров, росте дополнительных услуг покупателям и т.д. Проведенные исследования показывают, что многие магазины самообслужива­ния имеют низкую эффективность в связи с узким ассортиментом товаров, неправильным его формированием, недостатками в тор­гово-производственных процессах, товароснабжении, организа­ций труда и материальной ответственности. Доля фасовщиков в магазинах самообслуживания нередко составляет 10-15 % от общей численности работников. В то же время в магазинах с традиционными формами торговли они обычно отсутствуют. Показателями интенсивности и эффективности использования материально-технической базы на розничных торговых предприятиях (в том числе и в магазинах самообслуживания) помимо объема товарооборота на 1м2 торговой или всей площади являют­ся:

- фондоотдача (объем товарооборота на один рубль всех произ­водственных основных средств или активной их части);

- фондо­емкость (размер основных средств на один рубль товарооборота).

Анализ показателей фондоотдачи и фондоемкости в торговле ча­ще всего проводят в динамике, так как сложно определить пла­новую среднегодовую стоимость производственных основных средств. В процессе анализа основное внимание уделяют выявле­нию и мобилизации резервов роста фондоотдачи при повышении качества обслуживания покупателей. Если в изучаемом периоде произошла переоценка производственных основных средств, то ее влияние на фондоотдачу измеряют путем расчета последней до и после указанных изменений и сравнением полученных ре­зультатов.

На фондоотдачу большое влияние оказывает переоценка (до­оценка или уценка) основных средств. При дооценке основных средств фондоотдача снижается, при уценке - растет. Для измере­ния влияния этого фактора на фондоотдачу необходимо определить ее уровень с учетом переоценки основных средств и сравнить с фактической фондоотдачей отчетного года. Далее необходимо изучить рациональность использования площадей торговых предприятий, установить возможности рас­ширения торговой площади за счёт сокращения подсобных и складских площадей, переоборудования и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров и т.п. Следует также установить, как магазины обеспечены оборудова­нием и машинами (современными измерительными приборами, кассовыми аппаратами, холодильным оборудованием, транспорт­ными средствами, автоматами по продаже товаров, сканерами, терминалами, другими техническими средствамиавтоматизации учета и контроля реализации отдельных товаров и др.) и насколько эффективно они используются.

Использование материально-технической базы торговли не­посредственно связано с режимом работы магазинов и, в част­ности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня; обеденного перерыва, выходными и санитарными днями. На практике отдельные продовольственные магазины работают с 8 или 9 ч утра в одну смену. Услугами таких торговых предприятий не может пользоваться преобладающая часть заня­того населения (работающие в первую смену). Изучая режим работы магазинов, необходимо проверить, насколько он отвеча­ет требованиям оптимального обслуживания покупателей. По магазинам, работающим в одну смену, определяют целесообраз­ность их перевода на работу в полторы смены или изменения времени начала и окончания рабочего дня. По полутора- и двух­сменным магазинам выявляют возможности повышения эф­фективности их работы в отдельные часы, особенно в вечернее время. При проведении такого анализа широко используют хро­номегражные наблюдения и производят подсчет выручки в отдель­ные часы работы. Изучение потоков покупателей в отдельныечасы по дням рабочей недели позволяет разработать оптималь­ные графики выхода на работу продавцов, кассиров, других ра­ботников, обеспечивающие в часы пик привлечение максимально возможного числа работающих. Следует иметь в виду, что каждый дополнительный час работы магазина ведет к ростуиздержек обращения и особенно расходов на оплату труда. Необходимо также подсчитать потери рабочего времени, а в связи с этим и товарооборота, вследствие внепланового закрытия магазинов для проведения инвентаризаций, проверок и т.п. Одновременно изучают прогрессивность торговых и других технологических процессов, выявляют пути их совершенствования, что положительно сказывается на хозяйственной деятельности магазинов.

В процессе анализа эффективности использования матери­ально-технической базы магазинов следует определить, как из­менились по сравнению с планом и прошлым годом торговая площадь, количество рабочих дней за год, средняя, продолжи­тельность рабочего дня и выработка (объем товарооборота) на 1м2 торговой площади за 1 ч работы и как повлияли эти факто­ры на развитие товарооборота.

Завершается анализ разработкой мер по реализации выявлен­ных резервов развития и повышения эффективности использованияматериально-технической базы торговли, улучшения обслу­живания покупателей. Исследования показывают, что при удлинении времени работы магазинов на 10 % прирост товаро­оборота составляет примерно 7 %.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...