Анализ транспортных расходов.
Значительный удельный вес в издержках обращения торговых предприятий занимают транспортные расходы, которые планируют и учитывают по двум статьям: «Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли и общественного питания» и «Транспортные расходы по доставке товаров покупателям». На первую статью относят издержки по доставке товаров и продуктов на предприятия торговли и общественного питания; на вторую — транспортные расходы по оптовой реализации товаров, обусловленные договором (контрактом). Анализ транспортных расходов, связанных с доставкой товаров в организации (предприятия) торговли и общественного питания, проводят по статье в целом и по видам используемых транспортных средств. Это позволяет более глубоко изучить и оценить транспортные издержки. Товары от иногородних поставщиков могут поступать как на условиях франко-вагон станция отправления, так и на условиях франко-вагон станция назначения. В результате доля транспортных расходов в издержках обращения предприятий розничной торговли значительна. В связи с этим необходимо систематически выявлять и использовать резервы сокращения транспортных расходов за счет развития закупки товаров у местных поставщиков на льготных условиях, правильности выбора транспорта, повышения эффективности его использования, расширения централизованной доставки и кольцевого завоза товаров. Расходы на перевозки железнодорожным, водным, воздушным, автомобильным и гужевым транспортом, прежде всего, зависят от правильного выбора транспорта. При перевозках товаров народного потребления на большие расстояния наиболее дешевыми и экономичными видами транспорта являются железнодорожный и водный, наиболее дорогим — воздушный. Однако воздушный транспорт производит доставку грузов во много раз быстрее железнодорожного или водного. Поэтому, исходя из установленных тарифов за весь цикл перевозочных работ, включая погрузочно-разгрузочные операций, и с учетом скорости доставки грузов следует установить, какой вид транспорта в условиях деятельности торгового предприятия экономически целесообразен для перевозки отдельных партий товаров.
Значительное место в перевозках товаров народного потребления занимает, железнодорожный транспорт. Расходы по железнодорожным перевозкам зависят от количества и ассортимента структуры перевозимых грузов. В связи с этим следует определить, какие товары и в каком объеме закупались у иногородних поставщиков на условиях франко-вагон станция отправления и завозились железнодорожным транспортом, какие изменения произошли в объеме и структуре грузооборота по сравнению с планом и с прошлым годом и чем они вызваны, а главное — измерить их влияние на размер транспортных издержек. Влияние изменения объема перевозимых товаров обычно определяют прямым счётом (разницу между фактическим и базисным объемами перевозимых товаров умножают на тарифную ставку стоимости их доставки). Торговые предприятия должны стремиться к расширению перевозок товаров в вагонах и контейнерах, по которым установлены более низкие тарифы (из расчета за перевозку одной тонны груза) при условии максимальной их загрузки. При перевозке грузов большой скоростью железнодорожные тарифы обычно удваиваются по сравнению с их перевозкой малой (грузовой) скоростью. Торговые предприятия должны осуществлять перевозку товаров большой скоростью только в необходимых случаях (при перевозках ягод, овощей, фруктов и других скоропортящихся товаров). Влияние каждого из перечисленных факторов на сумму расходов по железнодорожным перевозкам определяется прямым счетом.
Особое внимание уделяют выявлению и реализации резервов сокращения расходов по железнодорожным и водным перевозкам за счет увеличения производства товаров на местах, особенно завозимых издалека, правильного планирования завоза и вывоза товаров, выбора рациональных форм товародвижения, расширения транзитного завоза товаров, прямых связей промышленных предприятий с торговыми и т.п. Значительного сокращения транспортных расходов можно также достичь рациональным использованием транспортных средств, ликвидацией чрезмерно дальних, встречных, повторных и других нерациональных перевозок товаров. Перевозка товаров на небольшие и даже средние расстояния в основном производится автомобильным транспортом, который имеет ряд преимуществ перед другими видами транспорта. Он обеспечивает перевозку грузов без излишних перевалок и значительно ускоряет их доставку грузополучателям. Завоз товаров автомобильным транспортом в торговую сеть может производиться в порядке централизованной их доставки промышленными предприятиями и другими поставщиками или самостоятельно каждым розничным торговым предприятием. Анализ расходов по перевозкам товаров автомобильным транспортом проводят в целом по предприятию и в указанном выше разрезе. Расходы на автомобильные и гужевые перевозки изучают не на реализованные, а на поступившие товары, что позволяет всесторонне и глубоко проанализировать влияние факторов на их размер. Если правильно рассчитать издержки обращения на остаток товаров, то результаты анализа можно, несомненно, распространить и на реализованные товары. Наиболее экономичной формой доставки товаров на предприятия розничной торговли является централизованный завоз. Он улучшает процесс товародвижения, обеспечивает более производительное использование транспортных средств, снижает себестоимость перевозок грузов, сокращает численность работников, занятых транспортным процессом, и т.д. Проводя анализ, прежде всего, изучают, как организована централизованная доставка и какие имеются резервы для ее расширения, а при перевозке небольших партий товаров — возможности развития их кольцевого завоза. Также проверяют соблюдение графика завоза товаров в торговую сеть, выполнение заявок и заказов розничных торговых предприятий, осуществление предварительной подготовки товаров к отправке, применение доставки товаров в контейнерах, за пломбой отправителя и других рациональных методов их завоза. Одновременно изучают оптимальность маршрутов доставки, правильность закрепления получателей товаров за поставщиками. Выявляют возможности замены автомобильного транспорта с почасовой оплатой автомобилями с оплатой по тарифам за объем выполненных работ, что значительно сокращает транспортные издержки и повышает производительность транспортных средств. Все это позволяет улучшить организацию централизованной доставки и кольцевого завоза товаров при одновременном сокращении издержек обращения.
Целесообразно также проверить обоснованность взимания наценок поставщиками на возмещение расходов по централизованной доставке товаров. Наценки (нормы) возмещения затрат по централизованному завозу товаров должны быть установлены в минимальных размерах при условии рационального использования транспортных средств. На практике эти нормы нередко с избытком покрывают расходы поставщиков по централизованной доставке товаров, в том числе и убытки от непроизводительного использования транспортных средств, и обеспечивают им получение неправомерной прибыли. Все это не создает материальной заинтересованности у поставщиков для совершенствования и удешевления транспортировки товаров. В настоящее время розничными торговыми предприятиями производится в значительных размерах самостоятельный завоз товаров в торговую сеть. Это вызвано отсутствием централизованной доставки товаров или имеющимися недостатками в ее организации (нарушениями сроков доставки, ассортимента, количества и качества поставляемых товаров и др.). Торговые предприятия оплачивают автохозяйствам за каждый час нахождения у них автомобиля или за количество тонн перевезенных грузов (с учетом расстояния перевозки и класса грузов). Перевозка товаров автомобилями с оплатой из почасового расчета обходится торговым предприятиям намного дороже, чем автотранспортом, работающим с оплатой за объем выполненных работ. Но она позволяет скрыть недостатки в организации процесса транспортировки товаров, сверхнормативные простои, неудовлетворительное использование автомашин и других транспортных средств. Проводя анализ, необходимо выявить возможности расширения использования автомобилей, оплачиваемых за количество перевезенного груза, сокращения «почасовых» автомашин. Одновременно устанавливают возможности и резервы улучшения использования транспортных средств за счет полной загрузки автомобилей (путем рациональной укладки грузов, наращивания бортов, правильного выбора марок автомашин для перевозки определенных партий товаров и т.п.), использования прицепов, полуприцепов, контейнеров, закрепления постоянных шоферов за определенными маршрутами, сокращения порожних пробегов и простоев автомобилей при погрузке, разгрузке и их ожидании. Снизить простои транспортных средств при погрузке и разгрузкеможно за счет предварительной подготовки товаров и сопроводительных документов к отправке, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления оптимального графика завоза товаров, их поступления в магазины только требуемого ассортимента и высокого качества.
Раздельное изучение на розничных торговых предприятиях расходов по автомобильным перевозкам в разрезе способов доставки товаров не только помогает выявлять недостатки в организации их завоза, но и содействует улучшению, процесса товародвижения и сокращению транспортных издержек. Расходы, связанные с эксплуатацией собственного грузового автомобильного и гужевого транспорта, отражаются на соответствующих статьях издержек обращения (в соответствии с их экономическим содержанием). Поэтому при использовании собственного автомобильного транспорта необходимо сопоставить стоимость оказанных им услуг по действующим тарифам, учтенную на счетах издержек, с фактическими затратами на его содержание. В результате определяют финансовый результат (прибыль или убыток) от эксплуатации собственного автомобильного транспорта. Аналогичное сравнение должно проводиться и при анализе деятельности собственного гужевого транспорта. Кроме того, по гужевому транспорту устанавливают экономическую целесообразность его использования. Основная цель анализа — выявить, изучить и мобилизовать резервы улучшения использования собственного автомобильного и гужевого транспорта и сокращения на этой основе издержек обращения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|