Теория издержек предприятия
2.1.1. Понятие об издержках предприятия и их видах. В современной рыночной экономике основной производственной единицей является фирма. Фирма представляет собой сложное объединение материальных, трудовых и других ресурсoв, организованных и скоординированных в целях производства товаров и услуг. Как собственник фирма покупает на рынке землю, труд, капитал (факторы производства), а затем, соединяя их в процессе производства, реализует на рынке созданный с их участием продукт. Следовательно, фирма активно влияет на формирование рыночного предложения готовой продукции и рыночного спроса на нее. Рыночное предложение прямо связано с эффективностью размещения фирмой ресурсов в процессе производства. Это объясняется тем, что предложение товаров на рынке ограничено затратами на их производство (издержками) и стимулируется превышением дохода фирмы над ее затратам (прибылью). Издержки производства — это затраты на приобретение факторов производства (ресурсов — земли, труда, капитала). В определении величины издержек производства проводится различие между бухгалтерскими издержками и экономическими издержками. Бухгалтерские издержки представляют собой денежные затраты фирмы на производство товара, что отражается на бухгалтерских счетах. Бухгалтерские издержки не учитывают положения с распределением ресурсов в экономике (их ограниченности), с одной стороны, и возможностями для каждой фирмы выбрать оптимальный вариант ресурсов, с другой. Поэтому для определения величины издержек производства используется категория экономических издержек. Экономические издержки учитывают, что, во-первых, запасы ресурсов, доступные для вовлечения в производство, ограничены; во-вторых, для каждого вида ресурсов имеется несколько вариантов применения. Следовательно, для любой фирмы использование какого-либо ресурса в производстве того или иного товара является результатом выбора между несколькими альтернативными вариантами.
Современные экономисты исходят из тоге, что торговые издержки (затраты), как и издержки (затраты) производства, должны приносить прибыль (доход) предпринимателю и, таким образом, выступают в качестве ценообразующего фактора. Альтернативные издержки, или издержки выбора, — это денежные затраты, связанные с упущенными возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы ( издержки упущенных возможностей ). Величина альтернативных издержек определяется различными способами: а) денежными доходами, которыми жертвует владелец ресурсов, используя их для собственного производства благ, а не продавая их другим потребителям; б) расходами на покупку и использование необходимых ресурсов; в) доходами, которыми предприниматель должен обеспечить поставщика ресурсов, чтобы не допустить их альтернативного использования. Хотя альтернативные издержки являются денежными расходами фирмы, они не всегда совпадают с последними. Например, фирма может купить ресурсы у государства по твердой цене. Цена этих ресурсов является бухгалтерскими издержками. Однако на рынке эти же ресурсы имеют свободные, более высокие цены. Затраты на ресурсы по свободным ценам и составят для фирмы альтернативные издержки. Другой пример, когда фирма может приобрести часть ресурсов по свободным рыночным ценам ("явные" денежные издержки), а другая часть ресурсов, вовлеченных в производство, является собственностью фирмы ("неявные" издержки). Альтернативные издержки в данном случае равны сумме "явных" (денежных) и "неявных" издержек.
Таким образом, рассчитывая свои затраты для определения объема производства и, следовательно, предложения, фирмабудет ориентироваться на альтернативные издержки, рассматривая именно их (а не бухгалтерские издержки) в качестве фактора, ограничивающего предложение товаров на рынке. Каждая фирма стремится к минимизацииальтернативных издержек, поскольку любое их увеличение сокращает прибыль, стимулирующую предпринимательскую активность. Временные промежутки, в течение которых хотя бы один фактор производства остается постоянным, получили название краткосрочных периодов в деятельности предприятии, а временные промежутки, в течение которых все факторы переменные — долгосрочных периодов. Какой бы период в деятельности фирмы ни рассматривался, переменные факторы всегда активнее влияют на объемы выпуска продукции, чем постоянные. При этом в экономических моделях для краткосрочных периодов в качестве переменного фактора экономическая теория чаще всего рассматривает труд, поскольку из всех факторов производства он имеет наибольшую мобильность. Однако это не означает его исключительной роли для создания продукта. Краткосрочный и долгосрочный периоды означают разные условия в деятельности предприятия. Поэтому закономерности эффективности производства формулируются отдельно для каждого из них. Эти закономерности существенны для динамики, как физических объемов выпуска продукции, так и стоимостных характеристик производства. Постоянные и переменные издержки. В краткосрочном периоде издержки соответственно аналогичному делению факторов производства могут быть разделены на постоянные и переменные. Постоянные издержки — это денежные затраты на ресурсы, составляющие постоянные факторы производства. Величина постоянных издержек не зависит от объема производства. К ним относятся затраты на эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования, административно-управленческие расходы, арендная плата. Постоянные издержки существуют даже тогда, когда фирма не осуществляет никакого производства. Поэтому это — невозвратные издержки, создающие основу для возникновения убытков фирмы.
К постоянным издержкам относятся: - расходы на содержание производственных зданий, машин, оборудования; - рентные платежи; - страховые взносы; - жалованье высшему управляющему персоналу и будущим специалистам предприятия. Все эти расходы должны финансироваться даже тогда, когда предприятие ничего не производит. Переменные издержки — это денежные затраты на ресурсы, составляющие переменные факторы производства. Их величина меняется вместе с изменением объема производства. К ним обычно относятся затраты на материалы, сырье, заработную плату. К переменным издержкам относятся: - затраты на товары, приобретаемые на оптовом предприятии, топливо, энергию, транспортные услуги; - затраты на заработную плату рабочим и служащим и т. д. В супермаркетах оплата услуг работников-контролеров входит в состав переменных издержек, поскольку управляющие могут приспособить объем данных услуг к числу покупателей. Деление издержек на постоянные и переменные условно, а для очень продолжительных промежутков времени отсутствует совсем, так как в этом случае все издержки являются переменными. Общие и средние издержки. Сумма постоянных и переменных издержек образует общие, или суммарные, издержки производства. Для фирмы это наименьшие общие денежные затраты, необходимые для производства определенного количества продукции. Однако фирму интересуют не столько общие, сколько средние издержки, так как за увеличением общих издержек может скрываться снижение средних, т.е. издержек, приходящихся на единицу продукции. Какова динамика средних издержек? Если объем производства мал, то на него падает вся тяжесть постоянных издержек производства. По мере увеличения объема производства средние постоянные издержки снижаются, а средние переменные возрастают. При этом общие средние издержки будут снижаться до тех пор, пока рост средних переменных издержек нейтрализуется снижением средних постоянных издержек. Затем рост объема производства будет сопровождаться ростом общих средних издержек.
Доходы и прибыль фирмы. Эффективность размещения фирмой своих ресурсов отражается не только на издержках производства. Минимизация издержек создает условия для появления и роста прибыли фирмы. При этом, поскольку издержки отражают затраты фирмы в процессе производства, прибыль является главным результатом этого процесса. Поэтому основной мотив деятельности фирмы — стремление к максимальной прибыли. Прибыль выступает критерием эффективного размещения ресурсов, ключевым показателем деятельности фирмы. Почему? Ведь на практике далеко не каждая фирма ставит безусловной целью своей деятельности получение прибыли. Многие фирмы стремятся либо к достижению личного благосостояния ее владельцев и работников, либо к расширению объема продаж ради обеспечения устойчивости на рынке, либо к завоеванию новых рынков и т.д. Однако какие бы цели ни ставила перед собой фирма, именно прибыль является средством их успешного достижения. Поэтому экономическая теория рассматривает прибыль в качестве общего для всех фирм критерия эффективности. Понятие прибыли. Прибыль обычно трактуется как разница между доходами и издержками. Соответственно видам издержек фирмы доход подразделяют на общий, средний и предельный. Общий доход — это денежная сумма, поступающая от продажи определенного количества товаров (выпуска). Он равен цене товара, умноженной на количество товара. Средний доход — это общий доход, деленный на количество единиц продукции, т.е. цена единицы товара. Предельный доход — это приращение дохода за счет бесконечно малого увеличения произведенной и проданной продукции (увеличение продаж на одну единицу товара). Однако превышение доходов над издержками — это так называемая бухгалтерская прибыль, так как она отражает разницу между выручкой фирмы от реализации продукции и денежными (реально оплаченными) затратами фирмы на ее производство. Но для фирмы важна экономическая прибыль — превышение дохода фирмы над всеми осуществленными с ее стороны и возможными, но упущенными затратами. Рассмотрим пример. Допустим, на открытие магазина затрачено в качестве авансированного капитала 20 тыс. руб. Выручка от деятельности магазина составила 40 тыс. руб. за год. Казалось бы, прибыль должна быть равна 20 тыс. руб. Но это не так. Владелец магазина, занявшись своим бизнесом, лишился определенной суммы заработка по найму, доходов от денежных средств, которые он мог бы вложить в покупку акций, приносящих дивиденды. Если предположить, что такого рода суммы в общей сложности достигают 12 тыс. руб., то окажется, что вся сумма затрат на открытке магазина составит для ее владельца уже не 20 тыс., а 32 тыс. руб. Соответственно и прибыль окажется равной не 20 тыс. (40 — 20), а лишь 8 тыс. руб. (40 — 32).
Такая очищенная от всех видов издержек (включая издержки, возникающие в процессе экономического выбора) прибыль получила в экономической теории название экономической прибыли. Она представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и альтернативными издержками. Эта прибыль всегда отличается от "бухгалтерской" прибыли на величину "неявных" издержек. Именно экономическая прибыль играет роль важного стимула эффективного распределения фирмой ресурсов. В условиях рыночной экономики на формирование прибыли фирмы помимо издержек производства влияет и спрос на выпускаемую продукцию. При этом характер спроса определяет особенности получения дохода в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. При анализе дохода, получаемого фирмой, особо выделяется показатель предельного дохода, или дополнительного дохода, от продажи одной единицы продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|