Онтогенезе, в ходе взаимодействия с внешней средой.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Лекция: Курс лекций по возрастной психологии ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДЕТСКОЙ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
В начале появилась детская психология. Позже геронтология. В ХХ веке: акмеология (взрослый возраст). Детская психология изучена лучше. Возрастная психология изучает факты, законы и закономерности, связанные с возрастом человека. Задачи: раскрытие законов развития, что является движущей силой развития, какие факторы влияют, чем отличаются возрасты; чем отличается нормальное развитие от аномального; можно ли повлиять на психическое развитие если можно, то каким образом. Методы: анкеты (с подросткового возраста). Цель курса: обладать понятийным аппаратом; изучение фактов, описывающих возрастные подходы к изучению. Идеи развития пришли в психологию из других наук. 1. Чарльз Дарвин - стал задумываться о развитии взрослых. Сам описал развитие своего сына. Три идеи, вынесенные из Дарвина: 1) развитие - постепенная адаптация ребёнка к окружающей среде; 2) биологические основы - чем человек отличается от животного. В 1888 г. работа Прейра “ Душа ребёнка” описано психофизиологическое развитие дочери от рождения до трёх лет. Идеи развития возникли в конце XIX в. Пик - ХХ в. (первая половина). Альфред Адлер, Бине, Болдуин, Бюллер Карл, Бюллер Шарлотта, Жан Пиаже, Зигмунд Фрейд, Гезелл, Холл, Клапаред, Штерн. Отечественные: Выготский, Басов, Блонский, Фортунатов и другие. Современные отечественные: Леонтьев, Давыдов, Божович, Гальперин, Лурия, Рубинштейн, Петровский, Ананьев. Зарубежные: Бандура, Болби, Скиннер, Полберт, Валон, Эриксон. На сегодняшний день нет конкретной общепризнанной теории. Развитие - это процесс необратимых направленных и закономерных изменений, которые приводят к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики.
Развитие не всегда прогресс: может быть и тупик и регресс. Проблемами развития занимаются: генетическая психология, - как происходят изменения. Сравнительная психология - сравнивает развитие животных и человека. Психогенетика - роль наследственности в развитии. Возрастная или психология развития - возрастные изменения. Созревание - процесс, зависящий от наследственных факторов. Его сущность состоит в последовательности запрограммированных изменений (это количественные изменения). Развитие - качественные изменения. Созревание - основа для развития. Формы проявления развития: филогенез; онтогенез. Филогенез - процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида (история в целом). Онтогенез - процесс индивидуального развития человека. Области развития (сферы развития): 1) психофизическая - изменения тела (индивид); 2) психосоциальная сфера - изменения в эмоциональной и личностной сферах (личность); 3) когнитивная сфера - изменения в познавательной сфере и развитие способностей (субъект деятельности). Индивид - человек, как представитель биологического вида. Ананьев выделил в индивидных свойствах: первичные: 1) возрастно-половые; 2) индивидуально - психологические. вторичные: 1) психофизиологические функции; 2) органические потребности. Личность характеризуют: статус, роль, ценностные ориентации. Субъект деятельности - готовность субъекта к практической и теоретической деятельности. Большую роль играют умственные способности. Каковы цели развития? Аверин пришёл к выводу, что самосознание. Ананьев - индивидуальность - глубина личности, интеграция личности, объекта и субъекта деятельности. Факторы психического развития:
1) наследственность; 2) среда; 3) активность. Наследственность проявляется в индивидных свойствах, выступает в качестве условия развития. Передача информации через генный аппарат (уровень сформированности сенсорных систем, половое созревание). Генотип - это совокупность всех генов или генетическая конституция организма. Фенотип - совокупность всех признаков и свойств особей, развивающихся в онтогенезе, в ходе взаимодействия с внешней средой. Фенотип = генотип + среда. Благодаря генотипическому фактору в эволюции две тенденции: типизация; индивидуализация. Генотип обусловливает не только типичное, но и индивидуальное. Это связано с тем, что у нас индивидуальное сочетание генов. Количество вариантов генотипа: ; живёт на Земле . Среда - это многослойное понятие: географическое окружение (большое значение в период антропогенеза); экологическая среда; социальная среда (культура, уровень развития экономики). Среда - это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия. Однозначных доказательств, какой фактор определяется средой, а какой наследственностью нет. Активность - деятельное состояние организма, как условие его существования и поведения. Два подхода: принцип активности; принцип реактивности. Принцип активности - жизнедеятельность организма, это активное преодоление среды. Активность - нормальное состояние организма. Принцип реактивности - жизнедеятельность организма, это уравновешивание организма со средой. Нормальное состояние организма - стремление к пассивности. Для современной психологии ближе принцип активности. Активность проявляется: · в поисковой активности; · в поисковой деятельности; · в воле. Бернштейн: активность определяет, как живую важнейшую черту всех живых систем. Активность - системообразующий фактор, который связывает наследственность и среду. ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ. Множество подходов к пониманию развития. Принципы развития: 1) принцип устойчивого динамического не равновесия, как источник развития системы; 2) принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственность, изменчивость), как условие развития системы; 3) принцип дифференциации и интеграции, выступающий критерием развития структуры;
4) принцип цельности, как критерий развития функции. Комментарии: первый принцип - без неустойчивости нет развития. Устойчивая - развиваться не может, это ведёт к тупику. Впервые этот принцип сформулировал Бауэр в биологии - 1935 г. “ именно неравновесное состояние системы означает её высокий потенциал”. В области физиологии: доминанта Ухтомского. В психологии: школа Узнадзе - он подчёркивал факты, которые говорят об асимметрии. В концепции билатерального контура регулирования сформулировал Ананьев. Регуляция психологических процессов и свойств осуществляется с помощью вертикального (иерархического) и горизонтального (дополнительного) контура. Вертикальный связан с деятельностью подкорки и ретикулярной формации (ствола). Горизонтальный - больших полушарий. ЦНС - постоянно находится в неравновесном состоянии и все сенсомоторные функции - асимметричны. Второй принцип - об условиях развития - приспособления к среде обитания. Генотип почти не изменился за сорок тысяч лет. Третий принцип - развитие системы идёт от состояния относительной глобальности к состояниям большей дифференцированности и иерархической интеграции. Результат дифференциации - формирование новой автономной системы либо становление новых взаимоотношений (сначала у инфузорий химическая реакция, потом нервная система, затем специализированные органы чувств) дифференцирования. Интеграция - формирование новых связей между отдифференцировавшимися системами - централизация и иерархизация. Показатели уровня системы: 1) количество входящих элементов (степень разнообразия); 2) количество уровней (степень иерархизации); 3) количество и разнообразие связей между элементами и уровнями. Четвёртый принцип - цельность - интегральная, функциональная характеристика, связанная с единством цели и средств достижения. Цельность показывает меру связанности элементов целого (взрослый может подчинить своё поведение определённой цели (в отличие от ребёнка)).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|