Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория трёх ступеней детского развития К. Бюллера (1879 - 1963).




 

1 стадия - инстинкт;

2 стадия - дрессура (навык);

3 стадия - интеллект.

Связывал с созреванием мышления, с окружающей средой, с аффективными

принципами, с переживанием удовольствия, с детством. Главная закономерность -

переход удовольствия с конца на начало действия.

1 стадия - удовольствия связанные с удовлетворением инстинктивных потребностей;

2 стадия - удовольствие связано с самим принципом (первичное удовольствие);

3 стадия - удовольствие переносится на начало, оно предвосхищает действия.

Бюллер перенёс эту схему на онтогенез (изучал обезьян).

Вундт - основной метод самонаблюдение.

Теория Бюллера равна теории рекапитуляции (биологическое повторение

филогенеза в онтогенезе).

СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД.

 

q Концепция Эриксона.

q Бихевиоральное направление.

q Теории социального научения.

q Социальное влияние Бронфенбренера.

Концепция Эрика Эриксона.

Ученик Фрейда. Для развития личности очень важен социум. Автор

психоисторического метода:

q применение психоанализа к истории;

q для понимания личности необходимо разобрать общество, в

котором живёт данный человек (конкретные культурные условия).

Групповая идентичность - формируется благодаря тому, что с

первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на социум, в котором он

живёт (культурная среда).

Эго идентичность - создание у субъекта чувства устойчивости и

непрерывности “ я”. Идентичность позволяет ощущать себя целостным, устойчивым,

несмотря на окружающие изменения. Формирование эго идентичности проходит ряд

стадий.

Понимание возраста иное, чем у Фрейда. Эриксон рассматривает развитие

человека на протяжении всей жизни.

Жизнь - имеет восемь периодов. По Эриксону для каждой стадии характерны

задачи, которые выдвигаются обществом, которые определяют этапы развития,

зависящие от достигнутого уровня психологического развития и от общества, в

котором живёт индивид. Существуют две линии развития: нормальная; аномальная.

Жизнь - это борьба между двумя этими линиями. Переход от одной эгоидентичности

к другой Э. Эриксон связывал с понятием “ кризиса” - это не конфликт, это не

катастрофа, это поворотный пункт развития, это выбор между прогрессом и

регрессом. Период усиливающейся уязвимости и возрастающего потенциала.

Кризис - это период с одной стороны наибольшей уязвимости, с

другой стороны наибольшего потенциала.

Человеческое существование зависит от трёх процессов (структур), которые

дополняют друг друга.

q Соматические (телесные, биологические связанные с ростом, созреванием).

q Психические (эгосинтез) - связаны с опытом индивида.

q Культурные (этос) - нормы взаимоотношений людей.

 

ВОЗРАСТ

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

I. Раннее младенчество (0 - 1 г.)

Базальное доверие:

взаимная любовь, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других потребностей.

Базальное недоверие:

плохое обращение матери с ребёнком, пренебрежение, лишение любви, резкое отлучение от груди, эмоциональная изоляция.

II. Позднее младенчество (1 - 3 г.)

Самостоятельность (автономия):

уверенность в себе, ребёнок смотрит на себя, как на самостоятельного человека, но ещё зависимого от родителей.

Сомнения в себе:

гипертрофированное чувство стыда, сомнения в своих способностях, не признанность, недостаточное развитие элементарных навыков, желание скрыть ущербность от людей.

III. Раннее детство (3 - 5 л.)

Активность (инициатива):

активное изучение внешнего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое общение.

Пассивность (вина):

вялость, отсутствие инициативы, зависимость от других людей, подавленность, отсутствие признаков поло-ролевого общения.

IV. Среднее детство (5 - 11 л.)

Трудолюбие, прилежание:

выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков, постановка и решение реальных задач, ориентация на будущее.

Чувство собственной неполноценности:

слаборазвитые навыки, избежание сложных задач и ситуаций соревнования, ощущение обречённости на посредственное существование, ощущение затишья перед бурей, робкое поведение, комфортность.

V. Половая зрелость (11 - 20 л.)

Жизненное самоопределение:

развитие временной перспективы, самоопределение “ каким быть”, экспериментирование себя в разных ролях учения, чёткая половая поляризация, формирование личности и мировоззрения, способность быть лидером и подчинённым.

Путаница ролей:

смешение и смещение временных перспектив (мысли не только о будущем, но и о прошлом), стремление разобраться в себе, отношениях с миром, поло-ролевая фиксация (смешение форм поло-ролевого общения), путаница в мировоззрении, неумение сочетать лидерство и подчинение.

VI. Ранняя взрослость (20 - 40, 45 л.)

Близость к людям:

стремление к контакту с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворённость личной жизнью.

Изоляция от людей:

избежание людей, особенно близких интимных отношений, трудность характера, неразборчивость в отношениях, непредсказуемость общения, первые симптомы психических расстройств.

VII. Средняя взрослость (40 - 60 л.)

Творчество (генеративность):

позитивная творческая работа над собой и другими людьми, зрелая, полноценная разнообразная жизнь, удовлетворённость семейными отношениями, обучение и воспитание нового поколения.

Застой (стагнация):

эгоизм, непродуктивность в работе, часто ранняя инвалидность, забота лишь о себе, всепрощение себя.

VIII. Поздняя взрослость (60 и более)

Полнота жизни:

постоянные раздумья о прошлом, его спокойная взвешенная оценка, принятие прошлой жизни такой, какой она была, понимание и принятие неизбежной смерти.

Отчаяние:

ощущение того, что жизнь прожита зря, что время летит слишком быстро, прошлое оценивается негативно, потеря веры в себя и других людей, боязнь смерти.

 

ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

 

МЛАДЕНЧЕСТВО.

 

0 - 1 - Выготский, Эльконин.

0 - 2 - Крайг.

0 - 3 - Квинн.

0 - 18 - Бромлей.

Рождение.

Акт рождения - стресс для ребёнка. В последние минуты родов организм ребёнка

вырабатывает большое количество адреналина и норадреналина, тем самым,

компенсируя нехватку кислорода. Первые вздохи происходят с трудом после

убирания жидкости из носовой полости, заполнения воздухом лёгких возникает

крик. Иногда ребёнок некоторое время чихает и кашляет, возникает рефлективная

реакция. Испытывает ли ребёнок боль установлено, что в его крови существуют

болеутоляющие бета - эндорфины. Первые полчаса ребёнок ведёт активное

существование - идеальное время для установления первых контактов.

Внешний вид.

Рост - 48 - 54, 56 см. Вес - 3,2 кг. Кожа покрыта для защиты творожным слоем;

волосами, которые потом отпадают (ланига); голова вытянута (деформирована);

гениталии припухлые.

Период приспособления к новым условиям - кардинальная смена типа дыхания.

Переход на лёгочное дыхание - излишняя работа кровообращения. Перестраивается

пищеварительная система, настраивается дольше (газы, боли в желудке).

Изменяется система терморегуляции (в утробе - температура постоянная).

Необходимо время для приспособления, нужно держать в тепле. Дети рождаются в

разной степени приспособленными к жизни вне утробы.

В XIX в. Апгар предложила оценочную шкалу пяти показателей - по трёх балльной

шкале.

 

ПОКАЗАТЕЛЬ

СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ

 

0

1

2

Сердцебиение

Отсутствует

Частота менее 100 ударов

Более 100 ударов

Дыхание

Отсутствует

Медленное нерегулярное

Громкий крик

Мышечный тонус

Вялый

Некоторая степень сгибания

Активные движения

Рефлективная возбудимость

 

Слабо выражена (гримасы)

Хорошо выражена (крик)

Окраска кожи

Синюшно - бледная

Розовое тело, синюшно - коричневая

Розовая

 

Норма 7 - 10 баллов.

Бондинг - процесс формирования эмоций, привязанности между

родителями и ребёнком.

На влияние первых контактов родителей и ребёнка разные точки зрения: влияние

не имеет принципиального значения; влияние имеет большое значение для

формирования привязанности.

Ребёнок рождается с набором рефлексов (Крайг). Большинство из них исчезает.

Остаются немногие.

До шестидесятых годов ХХ в. полагали, что возможности ребёнка ничтожны. Нет

адекватных методов для выведения возможностей.

Ощущения.

Зрение - зрительный анализатор ещё не достиг совершенства, но

ребёнок проявляет зрительную активность (реакция на свет). Уже на первой неделе

ребёнок может направлять взгляд в одну точку на предмет (10 - 15 см от

ребёнка). Ребёнок способен к концу первой недели реагировать на яркие

выразительные игрушки (может собрать глаза в одну точку). Новорождённые

предпочитают более сложные изображения простым, изогнутые линии - прямым.

Слух - ребёнок слышит уже в утробе матери, различает звуки,

услышав звук, поворачивает голову, таким образом, анализаторные системы

взаимосвязаны.

Обоняние - после шестнадцати часов ребёнок различает запахи.

Осязание - прикосновение ребёнок чувствует ещё в утробе,

реагирует на прикосновения, температуру.

Вкус - новорождённый различает четыре вкуса: сладкий; горький;

кислый; солёный. Предпочитает сладкий.

Новорождённый ребёнок способен к обучению.

Брунер, Калнинс: 1973 г. - эксперимент: пустышка малыша была присоединена к

проектору, когда сосал - изображение чёткое и, наоборот. Быстро научился сосать

при чёткости. Эксперимент изменили: сосёт - нечёткое. Ребёнок не сосал

пустышку, быстро переучился.

Выводы:

v ребёнок способен к обучению;

Папоусек - эксперимент: научил ребёнка включать свет поворотом головы, но

затем ребёнок терял интерес к этому занятию. Ситуация была изменена: свет

включался, когда ребёнок поворачивал голову в другую сторону. Ребёнок тоже

терял интерес.

Выводы:

1) подтверждения Калнинса, Брунера - мотив научения - получение новой

информации;

2) феномен привыкания - габитуации - младенцы привыкают к

воздействию среды и перестают реагировать.

Исследования новорождённых позволили выделить шесть состояний.

v Глубокий сон - у ребёнка закрыты глаза, мышцы лица

расслаблены, дыхание замедленное.

v Неглубокий сон - закрыты глаза, дыхание неровное

частое, под веками глаза двигаются, нельзя определить видит ли сон.

v Дремота - либо хочет спать, либо только что

проснулся; глаза открыты наполовину, дыхание неритмичное.

v Пассивное состояние бодрствования - как будто, что -

то рассматривает, глаза открыты, сосредоточенный взгляд, двигает руками и

ногами.

v Активное состояние бодрствования - ребёнок проявляет

бурную активность, двигается всё тело, дыхание нерегулярное.

v Плач - быстрое дыхание, движения.

Покачали ребёнка больше, спит. Со временем сон и бодрствование -

равные. Приволирует состояние активного бодрствования.

Три эффективных способа успокоения ребёнка:

v покачать;

v на руки взять;

v туго перепеленать (активность мышц снижается и ребёнок успокаивается).

Новорождённость - первый период жизни ребёнка.

Выготский: новорождённость - критический период. В период рождения

происходит физическое, но не биологическое отделение от матери. Новорождённость

- промежуточное звено между утробным и внутриутробным периодами. Биологически

ребёнок не отделим от матери:

v питание (молоко);

v сон - основная форма существования;

v поза - до четырёх месяцев во сне эмбриональная поза;

v поведение - перемещения определяются взрослыми;

v в последние месяцы развитие может происходить вне утробы (с семи

месяцев).

Рождение (Выготский) - это не просто этап в развитии - это качественный скачок.

Развитие внутри утробы качественно отличается от развития вне утробы. Это

различие определяется социальным фактором - социальной ситуацией развития. Все

свои потребности ребёнок удовлетворяет через взрослого - центр жизни младенца.

Новорождённый - максимально биологическое существо, но

Выготский опровергает эту точку зрения: новорождённый - это максимально

социальное существо, зависит от социума.

Вся активность ребёнка направлена на привлечение внимания взрослого - это

создаёт противоречия. С одной стороны, максимальная социальность (зависимость),

с другой - минимальные возможности движения. Выготский видел в этом стимул

развития, источник.

Центральное новообразование периода новорождённости:

Комплекс оживления - это эмоциональная, двигательная реакция

ребёнка на появление в поле зрения матери (улыбка, акт движения, радость).

КО - свидетельствует о том, что ребёнок отличает мать от других;

КО - это первый акт движения (попытка воздействия на взрослых);

КО - это зарождение координации движений;

КО - психологический критерий конца кризиса новорождённости.

Существуют физиологические критерии конца кризиса - появление зрительного

и слухового сосредоточения.

Существует медицинский критерий - приобретение ребёнком первоначального веса.

Новорождённые ведут себя по - разному: различия темпераментов (не по типам):

лёгкие; трудные.

Психоанализ - травма кризиса новорождённости.

В первый месяц ребёнок приспосабливается к жизни безусловными рефлексами.

 

РАЗДРАЖИТЕЛИ

РЕФЛЕКСЫ

Действие яркого света

Шлепок по переносице

Хлопок руками возле головы

Поворот головы направо

Разведение локтей в стороны

Нажатие пальцем на ладонь

Нажатие пальцем на подошву

Царапающие движения от пальцев к пятке

Укол булавкой подошвы

Поднятие ребёнка, лежащего животом вниз

Глаза закрываются

Глаза закрываются

Глаза закрываются

Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

Руки быстро сгибаются

Пальцы сжимаются и разжимаются

Сжимаются пальцы ног

Большой палец ноги поднимается, а другие вытягиваются

Колено и стопа сгибаются

Пытается поднять голову, вытягивает ноги

 

Один из первых условных рефлексов - поза кормления.

Комплекс оживления - переход от стадии новорождённости к стадии младенчества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...