Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивная сфера младенца.




 

Ø Ощущения.

Ø Восприятия.

Ø Мышление.

Ø Память.

Ø Представления.

Ø Внимание.

У новорождённого есть ощущения. Наиболее развиты кожные. Высокоразвитые -

вкусовые, обонятельные. Медленнее - слух, зрение.

Слух.

Есть предположение, что ребёнок слышит ещё в утробе. Но после рождения

слуховой проход заполнен околоплодной жидкостью, поэтому ребёнок плохо слышит,

но есть реакция на звук.

В три - четыре месяца - реакция на пение, музыку. Прежде всего, слух ребёнка

реагирует на интонации, позже звуки.

Зрение.

Нет координации осей. Развивается дольше других. Свет - реакция

ориентировочная. Цвет - первые дни не различает (к пятому месяцу).

Восприятия и ощущения.

В формировании образа восприятия главная роль - действия. Поэтому необходимо

сведение зрительных осей. Манипулирование предметами - рука лучший глаз

(периодизация Пиаже).

Память.

Условный рефлекс - первоначальное развитие памяти. Например: плачет ребёнок -

заходит мама - нет плача.

Феномен узнавания: лица, предметы. Младенчество заканчивается, когда ребёнок

узнаёт близких и родителей. На самом деле за некоторое время (латентный

период), когда ребёнок не видит предмет, возникает забывание. Двухлетний

ребёнок - латентный период несколько недель. К двум годам память может

обеспечить рост психических процессов (т. н. “ сквозной” процесс).

Внимание.

В первые месяцы - непроизвольное внимание (как ориентировочный рефлекс). К

двум месяцам может сам заинтересоваться, к пяти - берёт в рот и играет.

Зачатки произвольного внимания - к одному году.

Л. С. Выготский: “ Произвольное внимание начинается с указательного пальца”.

Мышление.

Характерно наглядно - действительное мышление. Отражение связей и отношений

только в наглядной ситуации и выделяется с помощью действия. В 1,1 г. -

способен подставить стул, если высоко. Решение простых практических задач

исходя из собственного опыта и опыта других людей.

Речь.

Параллельно с развитием мышления. Четыре периода развития речи. Два из них

выпадают на младенчество:

1) период подготовки словесной речи;

2) первоначальное овладение языком.

Подготовка словесной речи (от рождения - 1 г.).

Первые голосовые проявления - плач и крик (носят рефлекторный характер).

Плачет - подходит взрослый. Знак - у меня не всё в порядке. В два - три месяца

ребёнок начинает гулить, ворковать, экспериментировать гласными, в хорошем

расположении духа. Даже лепет плюс согласные. Лепет и воркование - видимо,

заложены генетически (т. к. проявляются у глухих детей). До восьми месяцев дети

всех народов “ лепечут одинаково”, позже начинают улавливать интонации

языка (эхология).

Существует ещё пассивная речь, которая развивается раньше, чем

активная (где логика?). Расширение пассивного словаря с шести месяцев.

Период активной речи: восемь - девять месяцев.

Первоначальное овладение языком.

1 стадия) - слов и предложений;

2 стадия) - двух или трёх словных предложений.

Первая стадия (от 1 г. - 1,5 лет) - первые слова отличаются своеобразием:

слово может говорить и о предмете и о действии с предметом. Эти слова

ситуативны - привязаны к ситуации, т.е. чужой не может понять речи ребёнка.

Вторая стадия (1,5 - 2 г.) - быстрый рост активного словаря. К двум годам -

250 - 300 слов, имеющих устойчивое и чёткое значение. К этому времени почти все

буквы, кроме Р, Л, С, З, Ж, Ш (свистящие; шипящие).

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА МЛАДЕНЦА.

 

Ребёнок ещё в утробе ощущает желанный он или нет.

Эмоции - первая форма связи ребёнка с окружающим миром. Через

эмоции выражается отношение к внешнему миру и средство общения. Дефицит

эмоционального общения и положительных эмоций оказывает отрицательное влияние

на психическое, и даже физическое развитие. В младенческом периоде зарождаются

и социальные эмоции - переживание человеком своего отношения к

окружающим людям. Формируются, проявляются и закрепляются в межличностных

отношениях.

“ Комплекс оживления” - реакция на близких.

Формируется эмоциональная реакция на похвалу - это предпосылка развития

самосознания.

Эмпатические реакции: если мама огорчена, ребёнок реагирует на состояние. К

концу первого года - попытки утешить маму. В этот период быстрое заражение

отрицательными эмоциями. В развитии эмпатии - взрослые играют главную роль.

В период второго года жизни имеются большие предпосылки для развития

отрицательных эмоций (предпосылка - есть опыт, но не развита речь и выплеск

отрицательных эмоций).

На втором году появляется страх - возникает на изменения привычной

обстановки плюс родители пугают, пытаясь добиться послушания.

Отклонения могут проявляться либо в недостаточном развитии -

эмоциональная холодность - следствие развития поспитализма, эмоциональная

длительная депривация (пример: у “ отказников” часто во взрослом состоянии

эмоциональные нарушения).

Если ребёнок лишён родителей в шесть месяцев, то это может привести к

развитию асоциального поведения.

Причины возникновения отклонений в эмоциональной сфере ребёнка:

1) срыв в привычном стереотипном поведении;

2) неправильное построение режима:

а) несоответствие режима индивидуальным особенностям;

б) частое нарушение режима;

3) неправильные воспитательные приёмы (запугивания, ограничения

активности) плюс слишком большая порция эмоций приводят к переутомлению;

4) отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности

(наличие сенсорной информации);

5) создание односторонней аффективной привязанности у ребёнка. Плохо,

когда ребёнок видит постоянно только мать;

6) отсутствие единого подхода к ребёнку со стороны взрослых.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛАДЕНЦЕВ.

 

Стержень личности. До сегодняшнего дня нет единых представлений о мотивах и

потребностях. В этот период важен вопрос мотивации, ребёнок рождается с

физиологическими потребностями.

Как появляются социогенные потребности?

Психоаналитический подход: основные потребности - либидо и тонатос.

В начале первые социальные мотивы - эгоизм, себялюбие. Младенец - “ чистейшее

наслаждающееся Я”.

Пиаже: младенчество - доминирует эгоцентризм.

Солипсизм.

Выготский: младенец - максимальное социальное существо, так как

зависит от взрослого.

Лисина: ведущий фактор - потребность в общении.

Божович: главная потребность - новые впечатления.

Маслоу: рождается с физиологическими потребностями плюс потребность в

безопасности.

Эриксон: базальное доверие или недоверие к миру.

Потребность в безопасности - к стабильности, к упорядоченности, защите (А.

Маслоу).

В зависимости от степени удовлетворения потребности в безопасности будет

различаться базальное доверие или недоверие.

Формирование мотива достижения начинается со стремления ребёнка делать, что -

то самостоятельно плюс социальная потребность (некоторые исследователи).

Я - КОНЦЕПЦИЯ.

 

Это совокупность представлений человека о себе. Самооценка плюс поведенческий

компонент.

До трёх месяцев ребёнок не воспринимает себя, как субъекта. Уже в три месяца

- интерес к собственному телу, формируется схема тела.

Способность к подражанию.

Флейк - Хобсон - эта способность появляется уже у двух - трёх недельных

детей. Инициатива подражания принадлежит самому ребёнку. Ребёнок наблюдает за

реакцией взрослого.

До восьми месяцев ребёнок замечает изображение в зеркале, но трудно сказать

узнаёт ли себя.

От восьми месяцев до полутора лет - отличает изображение в зеркале своё от

других людей.

К полутора годам - ребёнок указывает на пятно на лице.

К двум годам - смысл тех действий, которые совершает перед зеркалом.

Эмоциональное восприятие определяется отношением к ребёнку взрослого.

До трёх месяцев ребёнок реагирует только на “ похвалу”.

Причины:

- возможно, положительные сигналы различаются проще;

- возможно, рефлективная защита от негативного.

Я - концепция ребёнка определяется взрослыми.

Половая идентификация.

Кон - она складывается уже к полутора годам. Ребёнок ориентируется на

биологические признаки.

Имя - включается в “ образ Я” это средство самоактуализации. К двум годам в

речи упоминается своё имя (в третьем лице). Целостного представления о себе ещё

нет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...