Когнитивная сфера младенца.
Ø Ощущения. Ø Восприятия. Ø Мышление. Ø Память. Ø Представления. Ø Внимание. У новорождённого есть ощущения. Наиболее развиты кожные. Высокоразвитые - вкусовые, обонятельные. Медленнее - слух, зрение. Слух. Есть предположение, что ребёнок слышит ещё в утробе. Но после рождения слуховой проход заполнен околоплодной жидкостью, поэтому ребёнок плохо слышит, но есть реакция на звук. В три - четыре месяца - реакция на пение, музыку. Прежде всего, слух ребёнка реагирует на интонации, позже звуки. Зрение. Нет координации осей. Развивается дольше других. Свет - реакция ориентировочная. Цвет - первые дни не различает (к пятому месяцу). Восприятия и ощущения. В формировании образа восприятия главная роль - действия. Поэтому необходимо сведение зрительных осей. Манипулирование предметами - рука лучший глаз (периодизация Пиаже). Память. Условный рефлекс - первоначальное развитие памяти. Например: плачет ребёнок - заходит мама - нет плача. Феномен узнавания: лица, предметы. Младенчество заканчивается, когда ребёнок узнаёт близких и родителей. На самом деле за некоторое время (латентный период), когда ребёнок не видит предмет, возникает забывание. Двухлетний ребёнок - латентный период несколько недель. К двум годам память может обеспечить рост психических процессов (т. н. “ сквозной” процесс). Внимание. В первые месяцы - непроизвольное внимание (как ориентировочный рефлекс). К двум месяцам может сам заинтересоваться, к пяти - берёт в рот и играет. Зачатки произвольного внимания - к одному году. Л. С. Выготский: “ Произвольное внимание начинается с указательного пальца”. Мышление. Характерно наглядно - действительное мышление. Отражение связей и отношений
только в наглядной ситуации и выделяется с помощью действия. В 1,1 г. - способен подставить стул, если высоко. Решение простых практических задач исходя из собственного опыта и опыта других людей. Речь. Параллельно с развитием мышления. Четыре периода развития речи. Два из них выпадают на младенчество: 1) период подготовки словесной речи; 2) первоначальное овладение языком. Подготовка словесной речи (от рождения - 1 г.). Первые голосовые проявления - плач и крик (носят рефлекторный характер). Плачет - подходит взрослый. Знак - у меня не всё в порядке. В два - три месяца ребёнок начинает гулить, ворковать, экспериментировать гласными, в хорошем расположении духа. Даже лепет плюс согласные. Лепет и воркование - видимо, заложены генетически (т. к. проявляются у глухих детей). До восьми месяцев дети всех народов “ лепечут одинаково”, позже начинают улавливать интонации языка (эхология). Существует ещё пассивная речь, которая развивается раньше, чем активная (где логика?). Расширение пассивного словаря с шести месяцев. Период активной речи: восемь - девять месяцев. Первоначальное овладение языком. 1 стадия) - слов и предложений; 2 стадия) - двух или трёх словных предложений. Первая стадия (от 1 г. - 1,5 лет) - первые слова отличаются своеобразием: слово может говорить и о предмете и о действии с предметом. Эти слова ситуативны - привязаны к ситуации, т.е. чужой не может понять речи ребёнка. Вторая стадия (1,5 - 2 г.) - быстрый рост активного словаря. К двум годам - 250 - 300 слов, имеющих устойчивое и чёткое значение. К этому времени почти все буквы, кроме Р, Л, С, З, Ж, Ш (свистящие; шипящие). АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА МЛАДЕНЦА.
Ребёнок ещё в утробе ощущает желанный он или нет. Эмоции - первая форма связи ребёнка с окружающим миром. Через эмоции выражается отношение к внешнему миру и средство общения. Дефицит
эмоционального общения и положительных эмоций оказывает отрицательное влияние на психическое, и даже физическое развитие. В младенческом периоде зарождаются и социальные эмоции - переживание человеком своего отношения к окружающим людям. Формируются, проявляются и закрепляются в межличностных отношениях. “ Комплекс оживления” - реакция на близких. Формируется эмоциональная реакция на похвалу - это предпосылка развития самосознания. Эмпатические реакции: если мама огорчена, ребёнок реагирует на состояние. К концу первого года - попытки утешить маму. В этот период быстрое заражение отрицательными эмоциями. В развитии эмпатии - взрослые играют главную роль. В период второго года жизни имеются большие предпосылки для развития отрицательных эмоций (предпосылка - есть опыт, но не развита речь и выплеск отрицательных эмоций). На втором году появляется страх - возникает на изменения привычной обстановки плюс родители пугают, пытаясь добиться послушания. Отклонения могут проявляться либо в недостаточном развитии - эмоциональная холодность - следствие развития поспитализма, эмоциональная длительная депривация (пример: у “ отказников” часто во взрослом состоянии эмоциональные нарушения). Если ребёнок лишён родителей в шесть месяцев, то это может привести к развитию асоциального поведения. Причины возникновения отклонений в эмоциональной сфере ребёнка: 1) срыв в привычном стереотипном поведении; 2) неправильное построение режима: а) несоответствие режима индивидуальным особенностям; б) частое нарушение режима; 3) неправильные воспитательные приёмы (запугивания, ограничения активности) плюс слишком большая порция эмоций приводят к переутомлению; 4) отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности (наличие сенсорной информации); 5) создание односторонней аффективной привязанности у ребёнка. Плохо, когда ребёнок видит постоянно только мать; 6) отсутствие единого подхода к ребёнку со стороны взрослых. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛАДЕНЦЕВ.
Стержень личности. До сегодняшнего дня нет единых представлений о мотивах и потребностях. В этот период важен вопрос мотивации, ребёнок рождается с
физиологическими потребностями. Как появляются социогенные потребности? Психоаналитический подход: основные потребности - либидо и тонатос. В начале первые социальные мотивы - эгоизм, себялюбие. Младенец - “ чистейшее наслаждающееся Я”. Пиаже: младенчество - доминирует эгоцентризм. Солипсизм. Выготский: младенец - максимальное социальное существо, так как зависит от взрослого. Лисина: ведущий фактор - потребность в общении. Божович: главная потребность - новые впечатления. Маслоу: рождается с физиологическими потребностями плюс потребность в безопасности. Эриксон: базальное доверие или недоверие к миру. Потребность в безопасности - к стабильности, к упорядоченности, защите (А. Маслоу). В зависимости от степени удовлетворения потребности в безопасности будет различаться базальное доверие или недоверие. Формирование мотива достижения начинается со стремления ребёнка делать, что - то самостоятельно плюс социальная потребность (некоторые исследователи). Я - КОНЦЕПЦИЯ.
Это совокупность представлений человека о себе. Самооценка плюс поведенческий компонент. До трёх месяцев ребёнок не воспринимает себя, как субъекта. Уже в три месяца - интерес к собственному телу, формируется схема тела. Способность к подражанию. Флейк - Хобсон - эта способность появляется уже у двух - трёх недельных детей. Инициатива подражания принадлежит самому ребёнку. Ребёнок наблюдает за реакцией взрослого. До восьми месяцев ребёнок замечает изображение в зеркале, но трудно сказать узнаёт ли себя. От восьми месяцев до полутора лет - отличает изображение в зеркале своё от других людей. К полутора годам - ребёнок указывает на пятно на лице. К двум годам - смысл тех действий, которые совершает перед зеркалом. Эмоциональное восприятие определяется отношением к ребёнку взрослого. До трёх месяцев ребёнок реагирует только на “ похвалу”. Причины: - возможно, положительные сигналы различаются проще;
- возможно, рефлективная защита от негативного. Я - концепция ребёнка определяется взрослыми. Половая идентификация. Кон - она складывается уже к полутора годам. Ребёнок ориентируется на биологические признаки. Имя - включается в “ образ Я” это средство самоактуализации. К двум годам в речи упоминается своё имя (в третьем лице). Целостного представления о себе ещё нет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|