Поведенческие особенности.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Существенно меняется окружение ребёнка. В семье у ребёнка есть теперь обязанности и права. Основной вид деятельности - учебная, но много времени занимает игровая плюс трудовая деятельность (как правило, вместе со взрослыми). Структура учебной деятельности: Þ учебная ситуация или задача; Þ учебные действия; Þ действия контроля (перерастают в самоконтроль); Þ действия оценки (перерастают в самооценку). Большое место занимают игры - соревнования (видимо, поэтому популярен спорт), настольные игры плюс компьютер. Специфические игры девочек и мальчиков. Обычно во дворах есть места для мальчиков и для девочек. Развитие социального поведения - две тенденции: Þ расширение социальных отношений; Þ дифференциация социальных отношений. Психологически ребёнок начинает отдаляться от взрослого, поэтому контроль должен быть более мягким и менее навязчивым. Родители - образцы (равнение). Со сверстниками: соперничество; борьба за лидерство. Лидер выражает ценности данной группы плюс товарищество (умение дружить). Именно в младшем школьном возрасте - дружба (как социальный феномен). Мид - территориальные разделения, иногда враждебные. Формируются устойчивые представления о принадлежности к полу. Отношения в классе подготавливают почву к социальным отношениям в подростковом возрасте плюс центральные новообразования младшего школьного возраста: 1) формирование произвольности; 2) формирование рефлексов; 3) формирование внутреннего плана действий; 4) становление чувства компетентности. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ.
ПЕРЕХОДНЫЙ ИЛИ МАРГИНАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Отечественная психология - 11 - 14 лет.
Зарубежная психология - 11 - 20 лет. Две группы факторов, влияющих на развитие: 1) половое созревание; 2) зависимость от родителей, учителей. Выготский: натуральный ряд - биологические особенности; социальный ряд - условия воспитания. Несинхронность развития и внешнего, и внутреннего. Проблемы акселерации - увеличение разрыва между натуральным и социальным рядами. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Пубертатное развитие - половое созревание, изменения в гормональной системе, изменения в организме. Чем раньше начинается половое созревание, тем бурнее оно протекает. 12 лет - два года; 13 - 14 лет - четыре года; 15 лет - шесть лет. Акселераты - мало времени, чтобы освоить своё новое положение. Реторданты - больше времени для психологической адаптации. Бурный рост - рост костей, но отстаёт в развитии мышечная система. Ребёнок не успевает координировать свои движения (неуклюжесть). Мышцы, не могут держать позвоночник, возникает сколиоз. Подросток ощущает себя взрослым, готов взяться за любую работу. Сердечно - сосудистая система - дисгармония. Сердце растёт быстрее, чем сосуды, которые снабжают его кровью. Возможны нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы, позже симптомы исчезают. Нервная система - не равновесие между возбуждением и торможением. Преобладает возбуждение. Повышенная возбудимость, вспыльчивость, аффективные бурные реакции, сильная реакция на волнующие события, затем наступает вялость. Появление вторичных половых признаков - развитие по мужскому и женскому типу. Важное значение придаётся одежде. Для подростка важно быть, как все. Девочки могут полнеть. Диета опасна. Дисморфофобия - страх нарушения строения тела. Синдром гадкого утёнка (Квазимодо). Типичные переживания по поводу внешности. Кожный жир - появляются угри. Избыточное оволосение. Пубертатная гинекомастия - увеличение груди у мальчиков (чаще слева) временно.
Почти завершается созревание головного мозга. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.
Завершение фронтального развития чувствительности. Развитие избирательности и константности познания (большую роль в познании играют интересы). Изменяются особенности социальной перцепции: обращает внимание не только на ближнее окружение, но и на других людей. Завершается общее формирование сенситивной организации личности. Это сенситивный возраст для развития логического (абстрактного) мышления. Абстрактное мышление в значительной степени опирается на образы (в школе при изучении материала важна наглядность). Подросток чаще прибегает к логическому запоминанию (иная организация материала при запоминании). Формирование способов познавательной деятельности: § решение задачи должно быть не только правильным, но и рациональным; § важно умение учиться; § формируются критичность, логичность, широта ума. В значительной степени развивается воображение. Фантазии более реалистичны, в них подросток снимает напряжение. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.
Повышенная эмоциональная возбудимость. Резкие перепады без объективной основы. Полярность эмоциональных проявлений - подростковый комплекс. Активное развитие социального переживания - эмпатия. Ведущая деятельность - общение со сверстниками - источник переживаний. Обида приводит к страшным последствиям. Открытие своего внутреннего мира, начало духовной жизни. СФЕРА ОБЩЕНИЯ.
Подростки ценят в сверстниках - умение дружить, хранить тайну, помощь в беде. Часто не задумываются о мотивах поведения. Характерны полярные оценки (чёрное и белое). В классе возникают группировки, бурные выяснения отношений. В общении - дифференциация по половому признаку. Сообщество сверстников - источник норм и ценностей. Общение со взрослыми отступает на второй план. Взрослый перестаёт быть непререкаемым авторитетом. Подросток уважает того, кто уважает его самого. Возможность сравнивать учителей - клички. Интерес к предмету определяется качествами учителя. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.
Выготский: отмирание старых, возникновение новых интересов. Новые
стойкие увлечения. Ведущая деятельность - общение со сверстниками. Важна учебная мотивация Мотивация общения. Теряют актуальность отношения со взрослыми, на первом месте общение со сверстниками. Общение более глубокое и содержательное. Дружба и любовь. Потребность принадлежать к группе. Общение гомосексуальное и гетеросексуальное. Общение решает задачи социальной адаптации: q освоение гендерных ролей; q освоение моделей взаимоотношений с представителями противоположного пола; q освоение социальных норм и ценностей. Принадлежность к группе - удовлетворение школьных потребностей: q возможность разделить с друзьями общие интересы; q возможность найти сопереживание, сочувствие; q группа обеспечивает эмоциональную поддержку. Общение со взрослыми и сверстниками различается: взрослые - неровные отношения; сверстники - возможность быть лидером. Две противоположные тенденции: q стремление к индивидуализации; q принадлежность к группе. Потребность в дружбе проявляется. Чёткое различие товарища и друга (на основе личностных качеств). Активный поиск друга. Подростки нуждаются в неформальном общении со взрослыми. Если потребность не удовлетворяется, возникают проблемы с родителями, увеличивается возможность проявления девиантного поведения (преступное). В школе не только учёба, но и общение. Учебная мотивация. Ведущий мотив связан со стремлением, занять определённое положение в классе, добиться признания сверстников. Познавательные интересы варьируются у разных подростков (узкий или широкий круг предметов). В целом достаточно низкий уровень познавательных интересов. У большинства ориентация на оценку. Но постепенно всё большая дифференциация интересов. Девочки - гуманитарные; мальчики - естественные. Потребность в автономии, самостоятельности, независимости, свободе. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ←АВТОНОМИЯ→ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ Обретение независимости Избавление от детской и свободы без внешнего эмоциональной руководства, принятие зависимости от
самостоятельных решений. родителей. Мотивация подростковой сексуальности. Интерес к собственному телу. Сексуальные переживания: для девушек - нежность, чувства; юноши - любопытство. Другие мотивы: получение удовлетворения, желание эмоционального контакта, брак, престижность, самоутверждение, расширение чувства свободы и независимости. Райс - очень часто движущая сила подростковой сексуальности не удовлетворение биологических потребностей, а эмоциональных. Существует связь между сексуальностью и успеваемостью в школе. Отличники - позже. Таким образом, сексуальность выступает, как способ удовлетворения потребности в успехе. Мотивы асоциального поведения. Девиантное поведение - отклоняющееся от принятых в обществе правовых и нравственных норм. Подростковый возраст наиболее удобен для формирования дивергентного и девиантного поведения. Наиболее криминализированы - на 100000 человек - 2000 преступлений в год. Противоправные действия - привлечение внимания сверстников, проблемы с родителями. Под впечатлением доверия от взрослых. Самосознание. Самооценка в подростковом возрасте углубляется. Появляются новые механизмы формирования самооценки. На самооценку влияют взаимоотношения со сверстниками. В этом возрасте появляется механизм сравнения (с другими, с прошлым, с будущим). Выделяет в себе как положительные, так и отрицательные качества. Присутствует зависимость самооценки от значимых других. Неадекватная самооценка может стать причиной асоциального поведения. Самооценка - индикатор психологического комфорта. Формирование я - концепции - главное новообразование. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СФЕРА.
1. Поведенческие реакции, связанные с общением; 2. Поведенческие реакции, связанные с учебной деятельностью. Социально - психологические причины нарушения поведения. Личко выделяет реакции на воздействия среды: 1) реакция эмансипации; 2) реакция группирования со сверстниками; 3) реакция увлечения (хобби); 4) реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Реакция эмансипации - стремление освободиться от взрослых (типичная подростковая реакция). За ней стоит потребность быть самостоятельным. Потребность в самоутверждении. Может принимать асоциальные формы бродяжничество. Биологические нормы: среди собак в период пубертата молодые члены стаи начинают борьбу за своё место в группе. Реакция группирования со сверстниками - тоже ведущие биологические нормы. Молодняк в стае территориально объединяется. Обезьяна - подросток реагирует депрессией, если её изолируют от сверстников.
Первый тип групп: однополый состав, наличие лидера (постоянного), достаточно жёстко фиксированные роли. Обычно лидером становится физически сильный подросток. Обычно у такой группы есть своя субкультура (жаргон, клички, обряды). Обычно эта группа очень стабильна (трудно войти и выйти) проходят ряд испытаний для входа в группу. Обычно такого типа группы формируют мужчины, часто в закрытых интернатах. Второй тип: нет чёткого распределения ролей, отсутствует лидер. Лидер в зависимости от совершаемой в данный момент деятельности. Жизнь минимально регламентирована. Нестабильна. Также может стать источником асоциального поведения (наиболее усилена в группах). Поведение отличается жестокостью и бессмысленностью. Реакция увлечения - типичная подростковая реакция. Увлечения могут настолько увлечь, что забудут про учёбу. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением - сексуальные ранние связи могут иметь неблагоприятные последствия. Необходимо просвещение и воспитание (нравственность). Я - КОНЦЕПЦИЯ.
Одним из новообразований является чувство взрослости. Конфликт в том, что к ребёнку относятся как к ребёнку. Очень важным моментом является половое созревание. Подросток уже довольно много знает, есть области, в которых они знают больше чем родители. Сенситивный период для формирования словесно - логического мышления. Он может выстраивать логические цепочки, доказывать свою правоту. У подростка появляются обязанности. Всё это в совокупности влияет на появление чувства взрослости. Всё, что есть у взрослого в основном внешняя сторона взрослости (деньги, секс, косметика, одежда, алкоголь и т. д.). Но на самом деле подросткам свобода не нужна, им нужно признание их независимости (Баярд “ Ваш беспокойный подросток”). Баярд: она советует не ограничивать, если есть возможность (пример: придёшь домой в определённое время, чтобы мы не волновались). На любое действие есть противодействие. Учебная деятельность. Подросток - типичный ученик, очень большая часть жизни. При этом ведущая деятельность - общение. В пятом классе - средняя школа. Дубровина: это возраст промежуточный между детством и подростковым возрастом. Ребёнок ещё доверчив, открыт, признаёт взрослых, ждёт поддержки. Пятый класс (10 лет). Основные задачи развития пятого класса: 1) овладение базовыми школьными знаниями и умениями; 2) формирование способности учиться в средней школе; 3) развитие учебной мотивации, формирование интереса; 4) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; 5) формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам. Развитие уверенности в себе; 6) формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития. В это время переход от одного учителя к нескольким. Существует кабинетная система. Большинство школьников переживает, как важное событие. Причины: v сам факт окончания начальной школы; v предметное обучение основывается на закономерностях (малыши просто учатся считать, а мы учим математику); v для детей с одним учителем переход к разным учителям, со своими требованиями - важный шаг к взрослению; v определённый круг детей осознаёт этот шаг, как шанс заново начать школьную жизнь; v дети ждут, что им в школе станет интереснее. Ожидание перемен. Обычно в пятом классе появляются троечники, это связано с различными требованиями и особенностями учителей. Нет сформулированных общих учебных умений (не организовано запоминание). Часто преподаватели - предметники предъявляют к пятиклассникам те же требования, что и к семиклассникам. Многие пятиклассники начинают впадать в детство, вместо взросления. Задача психолога - обратить внимание этих учителей на возрастные особенности пятиклассников. Двоякое отношение - как к ребёнку и, как ко взрослому. Дети манипулируют. Эмоциональная выраженность к какому - либо предмету (я способен) и это основано не на уровне успешности, а на интересе. Это может привести к разочарованию в предмете. Бросает этим заниматься, не мучаясь угрызениями совести. Психолог должен помочь выявить объективные критерии успешности и не успешности. Выработать стремление проверять свои способности. Психолог - устраивание консилиума учителей - предметников совместно с учителями начальных классов. Пятиклассники очень чувствительны к демократическому стилю руководства. В пятом классе дети очень ценят юмор. Задачи пятого класса - решить все те задачи периода детства, которые не были решены, заполнить пробелы начальной школы. Шестой - седьмой класс (11 - 12 лет). Основные задачи развития: v формирование нового уровня мышления (логического); v формирование широкого спектра способностей и интересов, выявление устойчивых интересов; v формирование интересов к другому человеку, как к личности; v развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках; v формирование первичных навыков самоанализа; v развитие и укрепление чувства взрослости; v формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; v развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки; v развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; v развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям; v формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием. Восьмой класс (13 лет). Возраст второго рождения личности. v Формирование дедуктивных процессов. Умение и желание строить умозаключения. Делать на их основе выводы, развитие рефлексии; v развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их. В связи с развитием самосознания - подростки начинают заниматься самовоспитанием, часто воспитанием воли - подражают волевым людям, думая, что воля проявляется в грандиозных событиях. Рука над свечой - взрослые должны помочь ребёнку выработать способность достигать цели; v развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения и эмоциональных состояний; v развитие воображения; v развитие умения строить равноправные отношения, со сверстниками основанные на взаимопонимании; v формирование форм и способов дружеского общения и отношений; v формирование умения понимать причины поведения себя и другого человека; v развитие позитивного и адекватного образа своего тела, как меняющегося и развивающегося. Кризис подросткового возраста. Как любой другой состоит из трёх фаз. I. Негативная (предкритическая) - ломка старых привычек, стереотипов (6 - 7 класс). II. Кульминационная точка (8 класс). III. Посткритическая - период формирования новых структур, новых отношений. Два пути протекания кризиса. I. Кризис независимости - на него обычно обращают внимание - негативизм, упрямство, строптивость и т. д. II. Кризис зависимости (другой вариант) - чрезмерное послушание, зависимость от сильных, регресс к старым интересам (я ребёнок и хочу им остаться). В реальном поведении могут проявляться симптомы обоих кризисов. РАННЯЯ ЮНОСТЬ.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Завершается процесс полового созревания. Стабильность работы сердечно - сосудистой системы. Нет нескладности. Нервная система - гармонизация, уравновешивание процессов торможения и возбуждения. Противоречия между биологическим и социальным созреванием. Экономическая зависимость от родителей. Основные задачи: 1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности. 2. Обретение сексуально - половой идентичности. 3. Профессиональное определение, определение жизненных целей, будущей профессии. 4. Развитие готовности к жизни: достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. КОГНИТИВНАЯ СФЕРА.
Абстрактно - логическое мышление достигает высокого уровня развития (дедуктивные, индуктивные способы мышления). Память - абстрактное логическое запоминание. Познавательные интересы дифференцированы. Формируется система ценностей. Идеалы более реальны, чем в подростковом возрасте. Привлекательность становится ценностью. Напряжённые размышления о смысле жизни. Марше: четыре типа формирования идентичности: 1. Неопределённая - ещё не сложившаяся; психологический возраст отстаёт от реального; человек ещё не вступил в пору кризиса. 2. Предрешённый вариант развития: индивид раньше времени включается во взрослую систему отношений. 3. Проба ролей: индивид находится в активном профессиональном поиске себя. 4. Зрелая идентичность: кризис завершён. Потребность в осознании смысла жизни позволяет: 1) интегрировать различные требования от различных сфер жизнедеятельности. Это позволяет рассматривать жизнь, как некий процесс, который имеет свои цели и преимущества; 2) интегрировать все свои способности, использовать их для реализации выбранного пути. Человек пробует себя в разных видах деятельности, сферах, смена ролей. Девятый класс - выбор дальнейшего пути. Десятый класс - феномен моратория - многие школьники расслабляются, уделяют мало времени учёбе, много развлечениям, общению. Одиннадцатый класс - мораторий оканчивается. ОБЩЕНИЕ.
Две противоположных тенденции. Расширение сферы общения - увеличивается время, которое идёт на общение; расширение географии общения; расширение социального пространства общения; появляется феномен “ ожидания общения” - активный поиск друзей. Растущая индивидуализация - появляется строгое разграничение дружеских и приятельских отношений; высокая избирательность к дружеским привязанностям - друг - тот, кто понимает, разделяет мои ценности, требовательность к другу. Изменяются отношения со взрослыми, повышается значимость семьи, если семья принимает индивида, как равного. Укрепление чувства взрослости понимает, что взрослость - ответственность и самостоятельность. Индивидуализация проявляется во внешнем виде, одежде. Я - КОНЦЕПЦИЯ.
Развитие я - концепции на основе сравнения. В этом возрасте самооценка более адекватна, чем в подростковом возрасте: усиливается независимость от мнения взрослых и сверстников, но опыта недостаточно для адекватного оценивания себя. Выбор будущей профессии. Центральное новообразование - личностное самоопределение. На выбор профессии влияют: Ø социальное положение родителей; Ø род их занятий; Ø уровень образования. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (20 - 40 ЛЕТ).
Ярких признаков нет. Развитие обусловлено личностными, культурными и социальными событиями. Способность реагировать на условия социальной среды, приспосабливаться к их применению. Возрастные часы - вид внутреннего временного графика жизни, используемого в качестве критерия развития во взрослости. Нормативные события - ожидаются в определённом возрасте или переживаются большинством людей, принадлежащих к одной когорте (образование семьи, получение профессии). Ненормативные события - свершаются неожиданно и касаются лично каждого человека (тяжёлая болезнь и т. д.). Психологический возраст - показатель, на сколько человек адаптировался к требованиям окружающей среды. Включает: уровень IQ, способность к научению, двигательные навыки, чувство установки, мотивы. Эти показатели в свою очередь подразделяются на субъективные и объективные. Социальный возраст - оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам. Биологический возраст - связан с продолжительностью жизни, с психофизиологическими факторами. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Пик физического развития. Готовность к воспроизведению потомства. Сила, выносливость, к критическому периоду могут пойти на спад. При болезни физические способности снижены. КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
Происходят качественные изменения. Бойко: время реакции у детей и взрослых существенно различается. Время реакции у взрослого меньше, чем у ребёнка. После сорока лет время реакции начинает увеличиваться. Пик развития физических функций 23 - 25 лет (сохраняется до сорока лет). Изменение времени реакции сопровождается повышением чувствительности человека (зрительной, слуховой, кинестетической). Двадцать пять лет - пик чувствительности. Ананьев: в процессе интеллектуального развития знаний деятельность больших полушарий прогрессирует. Работа мозга позволяет сохранить человеку высокий уровень развития психических функций. Физические функции, которые используются в профессиональной деятельности дольше, сохраняют пик своего развития и снижаются позже. Память. Наибольшие изменения происходят в кратковременной вербальной памяти, зрительной и слуховой модальности. Слуховая память: два периода, в которые происходят пики развития: 1) 18 - 30 лет - максимальная; 2) 31 - 40 лет - снижение. Зрительная память - аналогично. Наименьшим изменениям подвергается образная память, долговременная вербальная память (18 - 35 лет). Мышление. Большая гибкость - более гибкие связи между образным, логическим и действительным мышлением. Векслер: интеллектуальное развитие человека (19 - 30 лет). Пик - некоторые функции достигают своего максимума в сорок лет. После тридцати лет снижение функций связанных с моторикой. Речь. Преобразования самой структуры речи, изменение её лексического и грамматического состава. Переход от использования простых предложений к использованию сложных предложений. У молодых людей образуются речевые стереотипы. Молодые быстрее и проще переделывают стереотипы. Бромлей: противоположный ход развития некоторых функций вербальных и невербальных. 30 - 35 лет - стабилизация, снижение уровня развития невербальных функций. Перри: интервью у студентов, как они объясняют свой учебный опыт. Три стадии развития мышления. 1) Дуализм - студенты ищут истину. Их мир либо хорошо, либо плохо. Роль преподавателя - учить, студента - учиться. 2) Концептуальный релятивизм - студенты привыкли к тому, что на одну и ту же проблему существуют разные точки зрения. 3) Самостоятельно выбранная позиция и ответственность за неё - потребность в формировании своего собственного мнения. Ригель: мышление в период ранней взрослости диалектическое. Мышление - интеграция идеального и реального знания, которое мы получаем из теории и практики, соединяются в правильное познание мира. Лейбоуви - Видэ: в качестве когнитивной зрелости - обязательность и ответственность. При развитии интеллекта необходимо учиться развитию. Многие исследователи связывают когнитивное развитие и развитие личности. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.
Одна из задач - достижение близости (по Эриксону). Это тесные взаимоотношения, предполагающие эмпатию. Близость - основа любви. Стернберг: модель любви.
Любовь разрушается за счёт негативных чувств. Любовь - источник не только позитивных эмоций, но и негативных. Источник различных переживаний как положительных, так и отрицательных. Детско-родительские отношения. В целом эмоциональная сфера уже достаточно сформирована и стабильна. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.
Изменения связаны с событиями и фактами, которые происходят в личной, социальной и культурной сферах. Необходимость принятия решений о своей семье (брак, дети), о профессии - нормативные события. Ненормативные события: смерть близких, инвалидность, потеря работы и другие. Поведение человека становится менее импульсивным, появляется понимание причин своих поступков и поступков других людей. Происходит становление социально зрелой личности. Одна из задач: совместить желаемое и действительное. Для мужчин - характерна однородность в мечтах (карьера). Для женщин - разнообразие в мечтах: о семье, о работе (18% - только карьера; 15% - семья). Мужчины при принятии решений опираются на потребности; женщины - на мотиватор дома, таким образом, они более приспособлены к усвоению общественных норм и требований. Мотивация брака. Женщины раньше готовы к браку, готовы к обязанностям, ограничениям, необходимо построение отношений не только в сексуальной, но и в социальной сфере. Готовность к браку - интимные чувства, которые не предполагают потерю своей идентичности (Эриксон). Ковалёв: пять основных мотивов вступления в брак: - любовь (возможны негативные последствия); - духовная близость; - материальный расчёт; - психическое соответствие; - моральные соображения. Максимальное удовлетворение от брака - когда вместе два первых мотива. Основная масса разводов - 25 - 29 лет. Причины разводов: - несовместимость характеров; - нарушение супружеской верности; - плохие отношения с родственниками; - пьянство; - вступление в брак без любви; - осуждение одного из супругов на длительный срок. После развода многие предпочитают быть одни. Мотивы: - боязнь семейных проблем; - не заинтересованность в подобных отношениях. Корни: детско-родительские отношения - в них корни одиночества, т. к. люди в детстве недополучили любви; не возникает чувства достаточной безопасности; ощущение базальной тревоги; недоверие к миру и как следствие человек начинает строить защитные стратегии (невротические потребности). Мотивация выбора профессии. Желание получать много денег. Другие мотивы: 1. Родительская установка - человек предпочитает работу, связанную с заботой о других; 2. Необходимость реализовать свои способности, добиться самоактуализации; 3. Интерес к профессии; 4. Общественный престиж; 5. Поло - ролевые факторы; 6. Ориентация на сложившуюся систему социальных ценностей. Период выбора профессии заканчивается к двадцати пяти годам. С двадцати пяти лет - упрочнение карьеры. Главный мотив - занять прочное место в выбранной профессии. Первые семь - десять лет - подтверждение правильности выбора. К сорока годам - понимание, что продвижение по карьерной лестнице не так легко, может возникнуть чувство разочарования. Тридцать лет - пересмотр жизненных планов, целей, ценностей. Мужчины - смена работы в случае неудовлетворённости. Карьера по - прежнему очень важна. Женщины - меняются жизненные приоритеты. У тех, кто ориентировался на семью - переключение на карьеру и наоборот. Смена романтических планов - прагматическими. Человек понимает адекватно собственные ограничения. Наступает ощущение целостности и удовлетворённости. Я - КОНЦЕПЦИЯ.
Потребность в самоактуализации. Я - концепция зависит от социальной оценки, от личного опыта. Бернс: функции я - концепции: 1. Достижение внутренней согласованности; 2. Интерпретация опыта; 3. Формирование ожиданий (главная функция). В основе отношений между ожиданиями и поведением лежит механизм самореализации пророчества. Он формируется через интерпретацию. Составляющие “ Я - концепции”: · когнитивная (самоописание); · эмоционально - оценочная (самооценка) - главная; · поведенческая. Защитные механизмы включаются, когда есть угроза самооценке. Если человек, терпит неудачу он всячески, пытается поддержать себя. · Отрицает факт; · снижает уровень притязаний; · уровни, приносящие успех в деятельности; · рационализация. Мальчик старается поддержать свою я - концепцию. 20 - 40 лет - я - концепция устоявшаяся. · Самооценка становится всё более дифференцированной (может оценивать одни качества как положительные, другие, как отрицательные). Также дифференцирование заключается в том, что чёткое разграничение “ Я - реального” и “ Я - идеального”. · Я - концепция связана с ощущением своего психологического времени - самоощущение возраста. Есть люди, для которых хронологический возраст не играет значение. Но бывает, что активно не совпадают реальный возраст и возраст, в котором человек себя ощущает. Это зависит от наполненности жизни. Если жизнь человека наполнена многими событиями, и они носят негативный характер, человек ощущает себя старше. Исследованием психологического времени занимаются Кроник, Головаха. Мужчинам от 21 - 44 лет предлагали представить, что они не знают, сколько им лет и оценить себя. Только у 24% - совпадение реального и субъективного возраста;
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|