Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анатомо-физиологические особенности.




 

Это достаточно ровный гармоничный период (по сравнению с подростковым).

Продолжается плавный рост: средний рост - 106 см.; средний вес в шесть лет -

20,5 кг. Вариации роста зависят от наследственности, от питания, от средовых

влияний и половых различий.

До девяти лет девочки легче, чем мальчики. Общий рост - созревание скелета,

которое может сопровождаться болями. В скелете много хрящевых тканей,

необходимо заботиться об осанке - поза. Ребёнок не должен долго сидеть в одной

позе.

Идёт рост объёма мышц, в связи с этим увеличивается мышечная сила, быстрее

развиваются крупные мышцы, с мелкой моторикой - хуже, т. к. мышцы рук быстрее

устают. Нельзя перегружать детей письменными заданиями.

Сердечно - сосудистая система - сердце растёт, сосуды увеличиваются в

диаметре, что позволяет быть ребёнку достаточно выносливым.

К восьми годам мозг ребёнка - 90% величины мозга взрослого. Развиваются

лобные доли, связанные с аналитико-синтетической деятельностью. Асимметрия

мозга проявляется наиболее ярко.

Процессы возбуждения и торможения достигают гармонии. Торможение развивается.

Позволяет высиживать три - четыре урока в школе плюс домашнее задание.

Идёт активная смена молочных зубов, около двадцати молочных зубов выпадают.

Постоянные зубы иногда кажутся слишком крупными для лица ребёнка.

Это возраст развития двигательных навыков.

Младший школьный возраст является сенситивным для:

Ø формирования мотива учения;

Ø формирования устойчивых познавательных потребностей;

Ø развития продуктивных приёмов и навыков учебной работы - умение учиться;

Ø раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

Ø развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

Ø становления адекватной самооценки, развития критичности по

отношению к себе и окружающим;

Ø усвоения социальных норм и нравственного развития;

Ø развития навыков общения со сверстниками, установления

прочных дружеских контактов.

Если ребёнку удаётся решить эти задачи меньше проблем на следующей стадии.

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ.

 

Ведущая деятельность - учебная. Развивается предметная сфера (мира предметов).

Непосредственное познание мира - ощущения и восприятие: острота зрения и

слуха, цвет и форма, но при этом восприятие ребёнка характеризуется малой

дифференцированностью.

Слабость организованного анализа - дети часто характеризуют объект, выделяя

второстепенные признаки, не замечая основных.

Одна из задач учителя - научить ребёнка быть наблюдательным. Восприятие

характеризуется ярко выраженной эмоциональностью. Отсюда двойственность:

1) можно привлечь внимание ребёнка яркостью пособия;

2) можно этим отвлечь от сущности.

Восприятие времени и пространства - ограниченность индивидуального опыта.

Внимание - слабость произвольного, в основном непроизвольное. Важная задача -

формирование произвольности (одно из центральных новообразований младшего

школьного возраста). Необходимо сформировать произвольную память. Доминирует

механическое (по сравнению с логическим) запоминание.

Четыре обстоятельства механического запоминания:

- хорошо развита механическая память, есть опыт

механического запоминания;

- виларный школьник плохо понимает, что ему нужно делать,

когда говорят, запомни (необходимо точно разъяснять, что и, как выучить;

- плохо владеет речью, поэтому лучше дословно;

- многие младшие школьники ещё не умеют организовать

смысловое запоминание.

От первого по четвёртый класс дети всё чаще прибегают к логическому запоминанию.

Воображение - без него невозможно успешное усвоение материала. Развивается

воссоздающее воображение, связанное с увеличением опыта и творческое

воображение.

Бывает, возникает фантазирование (возможно, как желание повысить свою

значимость перед сверстниками).

Мышление - начинает развиваться словесно - логическое мышление.

Развитие речи - это специально организованная деятельность этого возраста.

Помимо устной развивается письменная - совершенно новый вид деятельности.

Специфика письменной речи:

- можно вернуться;

- сложность в продуманном построении фраз.

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.

 

Складываются особенности эмоционального поведения, дети уже умеют сдерживать

свои эмоции, особенно, когда находятся среди сверстников.

Увеличиваются возможности эмоциональной выразительности (жесты, мимика,

интонация).

Развитие мимики - основное влияние социальное. Первые улыбки - рефлекторный

характер даже социальные (пример: у слепых мимика развита плохо).

Эмоциональная впечатлительность младших школьников.

Придя в школу, ребёнок учится, воздерживаться от желаний, делать то, что

ребёнок должен. Это может вызвать напряжение, фрустрацию, другие переживания.

Учитель должен помогать ребёнку в управлении эмоциями. Если не поощряется

детское сдерживание, возникают негативные эмоции.

Ребёнку нравиться ходить в школу, чувствовать себя взрослым. Оправдывать

желания родителей и сверстников.

Несовпадение оценки и уровня притязаний.

Связано с эмоциональными переживаниями. Это неосознанно провоцирует учителя и

родителей к возникновению эмоционального стресса. Ребёнок может не захотеть

ходить в школу вообще.

Межличностное общение развивает эмоции. Со сверстниками - равноправные

отношения - ребёнок должен приспособиться - это помогает совладать с собой.

Ребёнок воспринимает не только, что говорит учитель, но и, как говорит. Учитель

может выражать негативное отношение к двоичнику - изгой. Для ребёнка важно

чувствовать поддержку учителя.

В процессе общения развиваются социальные эмоции: самолюбие, которое

выражается в стремлении к самоутверждению.

Также в процессе межличностного общения формируется чувство ответственности и

эмпатии, чувство доверия к взрослым и детям. Образуется целая система

межличностных отношений.

Если у ребёнка в классе есть, хотя бы один сообщник. Работа учителя -

формировать отношения между учениками. Проявляя свой гнев или агрессию, дети

уже могут не драться, а ругаться.

Школьные страхи - несоответствие ожиданиям учителя, сверстников и т. д.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.

 

Тенденция - иерархизация мотивационной сферы (начало в три года).

Тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования ребёнком

своего поведения. Ведущими являются непосредственно действующие мотивы.

Мотивация общения.

Существенное изменение сферы взаимоотношений вызывает изменения мотивационной

сферы.

В первом классе взаимодействия с одноклассниками через учителя (я и моя

учительница).

3 - 4 класс - формирование детского коллектива (мы и наша учительница).

Появляются симпатии и антипатии. Проявляются требования к личностным качествам.

Складывается детский коллектив. Чем более референтен класс, тем больше

ребёнок зависит от того, как его оценивают сверстники.

В третьем - четвёртом классе резкий поворот от интересов взрослого, к

интересам сверстников (секреты, штабы, шифры и т. д.).

Осонина “ Секретный мир детей”. Интерес к секретам от семи - одиннадцати лет.

Общение по чётким гендерным признакам.

Мотивация просоциального поведения.

Социально полезное, приемлемое поведение приобретение этого периода.

Способность ребёнка мотивировать своё поведение моральными соображениями

(чувство долга, альтруизм).

Пиаже - альтруизм - способность ребёнка взглянуть на ситуацию глазами

другого человека (разрушение эгоцентризма).

Просоциальное поведение не является врождённым, оно результат развития человека.

Божович - в шести - семилетнем возрасте возникают моральные инстанции,

которые приводят к формированию чувства долга. На первом этапе главный

побудитель - одобрения взрослых. Это поведение можно описать словом “ надо” -

первая моральная инстанция. Поступая тем или иным образом, возникают

определённые переживания и зачаточная форма чувства долга.

Важное условие альтруистического поведения - способность к эмпатии.

Гаврилова выявила две формы эмпатии:

1) сопереживание;

2) сочувствие.

Для младшего школьного возраста характерно сопереживание. Сочувствие более

сложная форма для нравственных форм данного периода.

Учебная мотивация.

Это полимотивированная деятельность. Много мотивов, проявляется в учебной

деятельности и многие на неё, влияют.

Характерна импульсивность, возбудимость, поэтому формирование этих мотивов

очень важная задача.

Высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора (при не очень

хороших способностях). Но обратного хода этого закона нет: способности не

значат, что будет мотивированность и хорошая обучаемость.

Божович: Внешняя мотивация - социальные мотивы. Внутренняя мотивация -

познавательные мотивы.

В начале обучения познавательные мотивы обладают низкой побудительной силой,

которая не является ведущей. Ведущие - социальные мотивы - они насыщаемы.

Внутри самих познавательных мотивов:

· мотивация процесса (наиболее характерна для мотивации в этом возрасте);

· мотивация содержания.

В первом классе проявляется интерес к отдельным фактам и явлениям, ребёнка

увлекает занимательность.

К третьему - четвёртому классу интерес к объяснению причинно - следственных

связей материала. Первая дифференциация интереса.

У девочек познавательная мотивация выше, чем у мальчиков.

Социальные мотивы:

· статусные (позиционные мотивы);

· мотив хорошей отметки;

· мотив утверждения в коллективе.

Статусный мотив - желание быть учеником (обычно доминирует при

поступлении ребёнка в школу) в течение первого года учёбы. В начале первого

года - стремится не быть дошкольником; к концу года - стремление к “ я” -

школьник. Этот мотив к концу первого года исчерпывается, и обучение становится

обязанностью.

Мотив хорошей отметки - в дошкольном возрасте ребёнок не

получал количественной отметки. В школе - чёткие отметки.

Первый ранг: у первого класса - хорошие отметки; второй класс - второй ранг;

у третьего класса - первый ранг.

Отметку своих успехов и неудач младший школьник воспринимает, как отметку

личности в целом. Это нередко провоцируют взрослые.

Важная задача учителя - сформировать критерий оценки, делать комментарии.

Первоклассники думают, что оценку ставят за старание.

Безотметочное обучение в первом классе предложил Амонашвили - научить ребёнка

оценивать результаты своей деятельности.

У нас учителю проще поставить отметку, чем сделать комментарий. В этой

ситуации формируются внутренние критерии стихийно и, возможно, неправильно.

Мотив утверждения в коллективе (классе) - на начальной стадии

обучения преобладает мотив превосходства. Когда оценка, становится самоцелью

ребёнок, превращается в манипулятора.

Тяга младших школьников к свалкам, чердакам, гаражам, помойкам обычно

группами. Испытание на храбрость - определяется статусом, желание пережить ужас

и страх. Самоутверждается. Выплеск негативных эмоций, развитие творчества.

Потребность в двигательной активности наиболее ярко выражена в этом возрасте

- задача овладеть всеми доступными движениями. Интерес к физкультуре - первое

место 75% детей; второе место - рисование.

Эго формирует “ Я - могу”. Различные умения ценятся сверстниками,

приобретается статус.

Я - КОНЦЕПЦИЯ.

 

Формирование я - концепции связано с учебной деятельностью, т. к. в ней

постоянно происходит оценка достижений ребёнка.

1) Существует значимая взаимосвязь между самооценкой своих способностей и

успеваемостью.

2) Во время школьного обучения увеличивается разрыв в самовосприятии

отличников и неуспевающих - всё более неадекватно.

3) Не только учебные достижения влияют на самооценку, но и самооценка -

важное условие высокой успеваемости.

4) Нарушение адекватной самооценки - ребёнок боится проявлять свои

достижения, заранее ожидая неудач.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...