Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть явления/ целое явление х 100




ОЗД (ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ)

Вопрос 1

Общественное здоровье и здравоохранение - это наука о здоровье общества, способах его охраны и улучшения, социальных проблемах медицины, функционировании системы здравоохранения Учебная дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение»

Изучает:

-теоретические основы дисциплины,

- основы медицинской статистики,

-общественное здоровье и факторы его определяющие,

-медико-социальные аспекты демографии,

-медико-социальные аспекты заболеваемости и инвалидности,

-современные проблемы профилактики,

-организацию медицинской помощи населению,

-медицинское страхование,

-экономику, управление, маркетинг планирование и финансирование здравоохранение,

-здравоохранение зарубежных стран,

-деятельность ВОЗ

Цель изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение:

• Получение знаний и умений, необходимых будущему врачу для работы в сфере здравоохранения

• Методику исследование здоровья населения:Методика сбора, обработки и анализа информации о здоровье населения

• Методика вычисления и анализа показателей здоровья населения

• Организацию медико-профилактической помощи населению

• Национальная система здравоохранения, медицинское страхование, принципы построения зарубежных систем здравоохранения

• Методика анализа деятельности (организации, качества и эффективности) медицинских организаций

• Организация медицинской экспертизы

Вопрос 2

«ЗДОРОВЬЕ» - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, Устав ВОЗ 1948г.

Валеология (греч. valeos – здоровье), представляющая собой совокупность научных знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека. Отличие валеологической медицины от традиционной классической состоит в том, что в центре ее – здоровый человек, а потому ее главной целью является не распознавание болезней, а оценка здоровья и разработка рекомендаций и мероприятий по его сохранению и укреплению. Таким образом, в основе медицины лежат два фундаментальных понятия – «здоровье» и «болезнь».

«Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Кроме того, помимо здоровья и болезни выделяют еще так называемое третье (или промежуточное) состояние, которое близко то к здоровью, то к заболеванию, но не является ни тем, ни другим. К нему относят: неврастению, потерю аппетита, раздражительность, головную боль, усталость и т.п. Третье состояние снижает потенциальные возможности человека, не дает ему возможности использовать все психические и физические возможности, заложенные в него природой. Это состояние может сохраняться годы, десятилетия и даже всю жизнь. В нем истоки многих болезней и оно требует медицинской помощи.

Существуют три группы показателей, по которым судят о состоянии здоровья населения:

* демографические показатели;

* показатели заболеваемости и инвалидности;

* показатели физического развития.

Большая часть показателей здоровья носит негативный характер - квалифицирует наличие, распространенность заболеваний, несчастных случаев, случаев смерти, стойкой потери трудоспособности, дефектов и отставания психического и физического развития и пр., так как для медицины традиционно сосредоточение внимания на патологических состояниях, определение здоровья через характер и интенсивность заболеваний.

Критерии общественного здоровья (ВОЗ)

• Доля отчисления валового национального продукта на здравоохранение

• Доступность первичной медицинской помощи

• Охват населения медицинской помощью

• Уровень иммунизации населения

• Степень обследования беременных квалифицированным персоналом

• Состояние питания, в том числе питания детей

• Уровень детской смертности

• Ожидаемая продолжительность жизни

• Гигиеническая грамотность населения

Методы исследования общественного здоровья: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, экспертных оценок, социологический, хронометражный

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического, экологического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему необходимой медицинской помощи

Система здравоохранения - совокупность служб, организаций, главная цель которых состоит в укреплении, сохранении и поддержании здоровья

Основные принципы здравоохранения РФ:

• Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этим государственных гарантий

• Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья

• Доступность медико-санитарной помощи

• Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

• Ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений, организаций за обеспечение граждан в области охраны здоровья Федеральное послание президента - «В современных условиях охрана здоровья - проблема государственного масштаба»

Вопрос 3-4

Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.

* экологические и природно-климатические факторы - климат данной территории, рельеф, флора и фауна местности, солнечная радиация, среднегодовая температура, загрязнение среды обитания, комплекс космических факторов;

* социально-биологические и психологические факторы - наследственность, адаптационные свойства организма, возраст родителей, пол, темперамент, конституция, поведение - то есть то, что характеризует индивидуальность человека;

* социально-экономические факторы - социально-экономическое и политическое развитие общества, условия жизни, труд, быт, материальное благосостояние, жилищные условия и пр.;

* организационные и медицинские факторы - состояние здравоохранения, уровень, качество и доступность медико-социальной помощи, развитие медико-санитарных служб, дефекты и недостатки в организации медицинской помощи, медицинская активность населения.

!!!!!!!Факторы риска могут быть первичными, то есть зависящими от социально-экономических, политических, природных условий, и вторичными (патологические состояния, способствующие возникновению и развитию болезней).

Эпидемиология показателей общественного здоровья (социальная эпидемиология) – раздел дисциплины «общественное здоровье и здравоохранение», изучающий закономерности распространения показателей общественного здоровья во времени, в пространстве, среди различных групп населения в связи с воздействием условий и образа жизни, факторов внешней среды.

-Цель эпидемиологии общественного здоровья (социальной эпидемиологии) – разработка мер политического, экономического, медикосоциального характера, направленных на улучшение показателей общественного здоровья.

УРОВНИ ЗДОРОВЬЯ: индивидуальное, групповое, общественное

Модель социальной обусловленности здоровья (ВОЗ):

-Здоровье на 50 % зависит от образа жизни (курение, наркотики, чрезмерное употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессы, вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, непрочность семей, одиночество, низкий уровень образования, культуры и пр.) Здоровье на 20 -25 % зависит от состояния окружающей среды (экология, погода, атмосферное давление, радиация и пр.)

-Здоровье на 15- 20 % зависит от наследственности и особенностей организма (предрасположенность к определенным заболеваниям, характер иммунитета, пол, возраст и пр.)

-Здоровье на 5 -10 % зависит от системы здравоохранения

Здоровый образ жизни - способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Здоровый образ жизни подразумевает изменение отношения индивидуума и общества в целом к состоянию своего здоровья. Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья – healthy lifestyle, health promotion.

Факторы риска:

1. Образ жизни - 50%

2. Наследственные факторы – 20%

3. Загрязнение окружающей среды - 20%

4. Проблемы в организации и деятельности системы здравоохранения – 10%.

Основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни:

1. Создание информационно-пропагандистской системы в целях формирования у населения необходимого уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье и возможностях снижения их воздействия;

2. Обучение здоровью;

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактике потребления наркотоков;

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Культура здоровья - комплексное понятие, включающее теоретические знания о благоприятствующих здоровью факторах, а так же грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, т.е. оздоровления.

Формирование здорового образа жизни.

Модификация образа жизни:

- отказ от курения, - снижение потребления алкоголя,

- изменение режима и характера питания, - увеличение физической нагрузки,

- снижение факторов стресса, - снижение массы тела,

- уменьшение потребления соли, - улучшение социально-экономического положения.

Факторы риска – какое-либо свойство человека, его особенность или какое-либо воздействие на него, повышающее вероятность развития болезни или травмы.

Наиболее важные факторы риска:

Пониженная (повышенная) масса тела;

Небезопасный секс;

Высокое АД;

Потребление табака и алкоголя;

Отсутствие чистой воды;

Антисанитарные условия;

Слабая гигиена.

Факторы риска: управляемые (модифицируемые) и неуправляемые (немодифицируемые).

Вопрос 5-8

Профилактика заболеваний – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение или снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и предотвращения заболеваний или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных воздействий.

Медицинская профилактика - вид деятельности службы здравоохранения, направленный на раннее выявление и снижение риска развития заболеваний, а также на снижение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды.

Профилактика на основе жизненного цикла

• Здоровое население – первичная профилактика,

• Имеющие факторы риска – вторичная профилактика (направлена на группы риска),

• Имеющие болезнь – третичная профилактика (медицинские вмешательства - лечение (в т.ч. стационарная помощь) и реабилитация при острых и хронических заболеваниях, а в терминальной стадии болезни – паллиативная помощь).

Виды медицинской профилактики:

• Индивидуальная

• Групповая

• Популяционная (массовая) Цель профилактики – укрепление здоровья населения.

Укрепление здоровья – процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, а также улучшить его.

Скрининг в медицине.

Скрининг в медицине – метод активного выявления лиц с какой-либо патологией или факторами риска ее развития, основанной на применении специальных диагностических исследований, включая тестирование, в процессе массового обследования населения или его отдельных контингентов.

Административная структура системы профилактики в РФ: - Минздрав РФ - Профильные ФГУЗы - Центры медицинской профилактики - Центры здоровья - Врачи – специалисты:

- кабинеты профилактики в поликлиниках (взрослый),

- кабинеты здорового ребенка в детских поликлиниках (ребенок).

Функции семьи:

• Воспитательная • Хозяйственно-бытовая • Эмоциональная

• Духовного общения • Первичного социального контроля

• Сексуально-эротическая • Репродуктивная • Образовательная

• Уход за больным • Финансовая

Жизненный цикл семьи:

ФАЗА ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ • Брак • Рождение ребенка • Семья с детьми-школьниками • Семья с детьми-подростками • Семья «пусковая площадка» • Средний возраст • Старость • Объединение • Создание себе подобных • Воспитание • Проверка границ дозволенного • Расставание • Переоценка достижений, смысла • Принятие близости смерти

Категории в порядке ухудшения здоровья:

1. Состоящие в браке мужчины;

2. Одинокие и никогда не состоявшие в браке женщины;

3. Женщины, состоящие в браке;

4. Одинокие мужчины и овдовевшие женщины.

Гигиеническое обучение и воспитание населения – важнейшие профилактические мероприятия.

Их главная цель – формирование у населения здорового образа жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Основное – минимизация отрицательных факторов риска (курение, употребление алкоголя, наркотиков, гиподинамия, нерациональное питание и др.) и стимулирование позитивных факторов, увеличивающих резервы организма.

Профессиональная гигиеническая подготовка. Декретированные контингенты граждан подлежат гигиенической подготовке при профессиональном обучении, при трудоустройстве, а в дальнейшем с установленной периодичностью.

Гигиеническое воспитание - формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижения активного долголетия.

Методы, формы и средства гигиенического воспитания. Методы: популяционный (более 30 чел.), групповой (от 2 до 29 чел.), индивидуальный. Формы: устная и печатная пропаганда, наглядная пропаганда.

Вопрос 9

Статистика - самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной, гигиеной и здравоохранением, носит название медицинской статистики.

Роль медицинской статистики в практической и научной работе врача велика. Умелое ее использование позволяет своевременно оценить уровень общественного здоровья и эффективность проводимых лечебно-профилактических мероприятий. Для руководителя любого звена здравоохранения своевременная и качественная статистическая информация является основой совершенствования организационных форм управления.

От подготовленности врача в вопросах медицинской статистики во многом зависит правильный статистический анализ работы любого подразделения здравоохранения. Знание методов медицинской статистики позволяет рассматривать и определять тенденции демографических процессов, заболеваемости, физического развития населения и т.д.

Медицинская статистика является основным методом социальной медицины и организации здравоохранения. Медицинская статистика делится на два основных раздела:

* статистику здоровья населения

* статистику здравоохранения

Статистика здоровья населения дает количественную характеристику состояния здоровья различных групп населения в зависимости от комплекса социально-экономических, природных, биологических факторов, которые находятся в тесной взаимосвязи.

Состояние здоровья населения характеризуются тремя группами показателей:

• показатели заболеваемости и инвалидности

• показатели физического развития

• санитарно-демографические показатели

Статистика здравоохранения изучает сеть медицинских учреждений и кадры, их деятельность по оказанию лечебно-профилактической помощи населению, использование материальных средств в здравоохранении и пр. Любое статистическое исследование начинается с определения и четкой формулировки цели и задач исследования.

Задачей социально-гигиенического исследования может быть изучение различных аспектов здоровья населения, деятельности системы здравоохранения для обоснования конкретных управленческих решений.

Цель исследования предусматривает использование полученных данных для практического здравоохранения. Например, задачи исследования - изучение общей заболеваемости населения в зависимости от пола, возраста, профессии, места жительства и других особенностей, цель - разработка мероприятий по снижению общей заболеваемости в данных группах.

Вопрос 10-12

Статистическое исследование включает в себя четыре последовательных этапа:

* составление плана и программы

* сбор статистического материала (статистическое наблюдение)

* обработка собранного материала

* анализ полученных данных

I этап. Составление плана и программы исследования

Этот этап является подготовительным к проведению статистического исследования.

ПЛАН статистического исследования включает в себя:

1)Определение объекта наблюдения - статистической совокупности, о которой будут собирать сведения

2)Определение места исследования - территории, учреждений

3) Определение времени (сроков) проведения исследования

4) Определение вида (единовременное, текущее) и метода (сплошной, несплошной) статистического наблюдения.

5)Материально-техническое обеспечение исследования

6)Оценка стоимости исследования

ПРОГРАММА статистического исследования включает в себя:

А. Определение статистической совокупности, единицы совокупности, единицы наблюдения

Б. Определение программы наблюдения, то есть определение первичного статистического документа, содержащего перечень подлежащих регистрации признаков

В. Определение программы разработки материала, то есть выбор группировки материала и составление макетов разработочных таблиц с различной группировкой признаков.

А. Определение статистической совокупности, единицы совокупности и единицы наблюдения.

Статистическая совокупность - масса однородных явлений, объединенных рядом однородных признаков, взятых вместе и входящих в совокупность Например: группа родившихся, группа умерших, группа больных данным заболеванием, население района, города, группа осмотренных.

Объект статистического наблюдения - это та совокупность, о которой должны быть собраны сведения.

Единица совокупности - это первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации и основой ведущегося при исследовании счета.

Единица наблюдения - это та первичная ячейка из которой могут быть получены единицы совокупности. Единицей наблюдения определяется в зависимости от цели исследования, это может быть: семья, рабочие данного цеха, жители того или иного района. Единицы совокупности имеют признаки сходства (место жительства, время проведения исследования и др.) и признаки различия - учетные признаки (пол, возраст, диагноз заболевания, сроки госпитализации, исходы лечения и др.)

Учетные признаки по характеру делят на:

• атрибутивные (описательные) - выраженные словесно (под, диагноз, наличие вредных привычек и др.)

• количественные признаки - выраженные числом (возраст, стаж работы, уровень артериального давления, сроки пребывания в стационаре и др.)

По роли в совокупности различают:

• факторные признаки - влияющие на изучаемое явление (пол, возраст, профессия, вредные привычки и т.д.)

• результативные признаки - изменяющиеся под влиянием факторных признаков (диагноз, исход лечения и др.). Различают генеральную и выборочную статистическую совокупность.

Генеральная совокупность состоит из всех единиц, которые могут быть к ней отнесены с учетом цели исследования. Генеральная совокупность как правило состоит из бесконечно большого числа единиц.

Выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, отобранная для исследования и предназначенная для характеристики всей генеральной совокупности.

--------Выборочная совокупность должна отвечать двум требованиям:

1. Качественная репрезентативность (представительность) всех составляющих ее признаков по отношению к признакам генеральной совокупности. Она должна обладать основными характерными чертами генеральной совокупности, то есть быть типичной по отношению к ней.

2. Количественная репрезентативность (представительность). Выборочная совокупность должна быть достаточной по объему (числу наблюдений), чтобы более точно выразить особенности генеральной совокупности. Количественная представительность достигается расчетом необходимого числа наблюдений, качественная представительность - способом отбора единиц из генеральной совокупности.

Б. Определение программы наблюдения - это выбор первичного статистического документа, содержащего перечень подлежащих регистрации признаков, а также четко сформулированные вопросы, на которые необходимо получить ответы при проведении статистического наблюдения.

 

В. Определение программы разработки материала включает в себя выбор группировки материала и составление макетов таблиц.

Смысл группировки материала заключается в разделении статистической совокупности на однородные группы по определенным признакам для изучения тех или иных закономерностей, Из множества признаков нужно выбрать самые существенные, поэтому выбор группировочных признаков требует всестороннего анализа сущности изучаемого явления.

Группировки основных признаков могут быть представлены в различных комбинациях в зависимости от целей и задач исследования. Например, при необходимости раздельного изучения заболеваемости детей, подростков, взрослых, пожилых группировка по возрасту основывается на анатомо-физиологических данных, указывающих в каком возрасте ребенок становится подростком, подросток - взрослым и т.д., а возрастные интервалы представляют собой следствие установленных физиологических различий.

Группировка может производить по количественным и качественным признакам.

1)Типологическая группировка - группировка по качественному (атрибутивному) признаку - это разделение совокупности на группы по описательным признакам, не имеющим количественного выражения (распределение больных по профессиям, диагнозам, полу, тяжести заболевания;

2)медицинских учреждений по характеру их деятельности - больницы, поликлиники, диспансеры).

3)Вариационная группировка - группировка по количественному признаку, это разделение совокупности на группы на основе числовых значений признака (группировка по возрасту, стажу работы, росту, массе тела, длительности заболевания).

4)Различают первичную и вторичную группировку. Первичная группировка проводится по детальным признакам (группировка по стажу с интервалом в один год), вторичная - для получения более крупных групп (группировка по стажу с интервалов в пять лет - группы: до5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 и т.д.).

Составление макетов статистических таблиц

Статистическая таблица - количественная характеристика изучаемой совокупности. В статистических таблицах наглядно отражаются результаты статистического наблюдения. В каждой статистической таблице различают табличное подлежащее и табличное сказуемое.

Табличное подлежащее - главный (основной) учетный признак по которому проведена группировка материала, располагается в левой части статистической таблицы. Табличное сказуемое - учетные признаки, которых характеризуют подлежащее, располагаются в правой части таблицы в заголовке вертикальных столбцов.

При составлении статистических таблиц соблюдают ряд требований, к основным из которых относятся:

• заголовок таблицы должен раскрывать ее содержание

• в заголовке таблицы указывают единицы измерения приведенных данных

• табличное подлежащее располагается в левой части таблицы (в горизонтальных строках), табличное сказуемое в правой части (в вертикальных строках)

• нулевые значения признака обозначают знаком "тире"

• наличие общих и погрупповых итоговых строк

В зависимости от числа использованных признаков и их группировки различают простые, групповые и комбинационные таблицы. В простой статистической таблице материал сгруппирован по одному признаку, такая таблица представляет общую сводку данных. В групповой таблице - подлежащее характеризуется несколькими самостоятельными, не связанными между собой признаками. В комбинационной таблице- подлежащее характеризуется несколькими взаимосвязанными признаками. Такая таблица в аналитическом отношении является наиболее ценной.

II этап. Сбор материала (статистическое наблюдение)

Статистическое наблюдение это регистрация изучаемых единиц на специальных учетных медицинских документах.

Статистическое наблюдение классифицируется с учетом полноты охвата единиц совокупности, учета фактов по времени и способу наблюдения.

Разновидности

1.По учету факторов во времени Текущее - Единовременное –

2.По полноте охвата единиц совокупности Сплошное - Несплошное а) выборочное б)основного массива в) монографическое

3.По способу наблюдения Непосредственное наблюдение Выкопировка данных анамнестический метод

Текущее наблюдение (постоянное) применяется при изучении быстро меняющихся явлений, зависящих от условий жизни, состояния медицинской помощи и др. Это систематический учет явления в течение определенного периода времени, статистические данные собираются путем регистрации случаев по мере из возникновения (учет рождаемости, смертности, заболеваемости, травматизма, госпитализации).

Единовременное наблюдение (одномоментное) применяется при изучении медленно меняющихся явлений, когда изучаемое явление не имеет тенденции к быстрому изменению, регистрация данных проводится на определенный момент времени. Единовременное наблюдение отражает статику явления, то есть дает как бы одномоментную фотографию изучаемого явления (перепись населения, профилактические осмотры, перепись медицинских учреждений, и др.)

По полноте охвата различают сплошное и несплошное наблюдение.

1.Сплошное наблюдение предусматривает регистрацию всех случаев, составляющих генеральную совокупность. Сплошным методом собирают сведения о числе родившихся, умерших,, обратившихся в поликлинику, о численности больных, врачей и др Для сплошного метода является характерным собирание массового материала при относительно ограниченном числе учетных признаков, что, однако, не позволяет провести углубленный анализ.

2.При несплошном методе наблюдения учитываются не все единицы совокупности, а только часть их, по которой судят о свойствах всего объекта наблюдения. Несплошное наблюдение имеет ряд преимуществ: оно меньше по объему, для его осуществления требуется меньше сил и средств, оно позволяет применить более совершенные способы учета фактов, то есть расширить программу исследования. В зависимости от характера объекта исследования и поставленных задач несплошное исследование организуется по разному.

Разновидностями несплошного наблюдения являются:

-монографическое наблюдение - это детальное описание отдельных, характерных в каком - либо отношении единиц совокупности (описание типичных случаев течения заболеваний, описание типичных объектов территории при медико-географическом исследовании, и др.)

-метод основного массива - это изучение явления в месте его наибольшего проявления, изучаются объекты на которых сосредоточено большинство изучаемых явлений, то есть изучение преобладающей доли единиц совокупности (например, изучение исходов лечения, диспансеризации, организационных форм обслуживания, больных гастроэнтерологического, нефрологического, пульмонологического профиля по данным специализированных центров)

-Наиболее совершенным видом несплошного наблюдения является выборочное исследование, при котором характеристика всей совокупности дается на основании некоторой части ее, отобранной специальными методами.

По способу организации различают следующие виды выборочного наблюдения:

• случайный отбор -отбор единиц совокупности на основании таблиц случайных чисел или методом жеребьевки, при этом способе каждая единица имеет равную возможность попасть в выборку. При случайном отборе единиц создаются условия для действия закона больших чисел - в массе случайной выборки проявляется общая закономерность, свойственная изучаемому явлению в целом.

• механический отбор имеет в своей основе арифметический подход к отбору единиц. Единицы генеральной совокупности распределяют в какойлибо последовательности по любому случайному признаку (например, истории болезни распределяют по дням поступления больных, или по первой букве фамилии, по номерам), материал разбивают на равные части и из них в заранее обусловленном плане отбирают каждую пятую, или десятую, или иную единицу, таким образом, чтобы обеспечить требуемый объем выборки (10%,20% и т.д.)

• типологический отбор проводится путем деления всей генеральной совокупности на качественно однородные группы по ведущим признакам, из которых отбирают в случайном или механическом порядке единицы. В результате такого отбора в выборочной совокупности отдельные типические группы будут представлены в том же соотношении, что и в генеральной совокупности, что увеличивает точность такого способа выборки.

• гнездовой отбор (серийный) применяется в тех случаях, когда нет возможности проводить выборку из всей совокупности в виду большой территории обследования. В этом случае вся совокупность делится на однородные “серии” (гнезда), отбор серий проводится в случайном или механическом порядке, отбирают “объекты” (гнезда), которые в дальнейшем изучаются сплошь или выборочно.

Одним из видов направленного отбора является когортный метод - это изучение совокупности, которая состоит из единиц, объединенных сроком наступления определенного события, и прослеженного в один и тот же интервал времени (наблюдение за группой детей одновременно родившихся, за группой лиц, одновременно вступивших в брак, имеющих одинаковый стаж работы на предприятии). Когортный метод позволяет сделать своего рода срез в том месте изучаемого явления, в котором наиболее ярко проявляются те или иные закономерности.

Различают несколько способов наблюдения.

1.Непосредственное наблюдение, когда сведения регистрируют при непосредственном осмотре больного или здорового человека, при проведении санитарно- гигиенического обследования объекта.

2. Выкопировка данных - получение сведений из учетно-отчетных форм и другой медицинской документации. Используется при изучении рождаемости, смертности, заболеваемости, инвалидности, деятельности медицинских учреждений.

3.Анамнестический способ получения информации основан на получении сведений от больных или близких родственников и их воспоминаниях о событиях, которые ранее были в их жизни. Способ может быть осуществлен путем опроса “лицом к лицу” (устное интервью) или заочного опроса (письменное анкетирование). Содержание вопросов в анкете должно отвечать целям и задачам исследования, а ответы не должны вызывать затруднений у опрашиваемых.

III этап. Обработка собранного материала

На этом этапе производятся:

1. Проверка материала на полноту и правильность заполнения учетных документов, устранение дубликатов. 2. Шифровка (кодирование) путем проставления условного знака около каждого признака.

3. Раскладка карт по группам в соответствии с шифром, подсчет карт в каждой группе.

4. Составление общей сводки, занесение результатов подсчета в макеты таблиц заранее установленной формы для получения сравнительных и обобщающих величин.

IV этап. Анализ полученных данных

Этот этап складывается из:

• вычисления показателей (средних и относительных величин)

• построения графических изображений, иллюстрирующих полученные данные

• сравнения результатов исследования

• формулировки выводов, заключения и предложений по данному исследованию.

На этом этапе применяются специальные статистические методики: метод стандартизации, метод корреляции, дисперсионный анализ и пр.

Вопрос 13-14

АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

На третьем этапе статистического исследования в результате сводки материала при подсчёте данных наблюдения по группам в разработочных таблицах получают абсолютные числа, которые характеризуют количественное выражение изучаемого явления. Абсолютные числа или величины имеют в статистике определённое значение. Абсолютными величинами выражаются, например, население городов, стран, редкие заболевания и редко встречающиеся явления. В медицинской практике абсолютными величинами могут также выражаться все индивидуальные данные, которые получают от больного (частота сердечных сокращений, артериальное давление, количество молочных и постоянных зубов у ребенка в различные возрастные периоды). Но абсолютные величины (числа) малопригодны для сравнения их друг с другом и анализа, т.к. они дают характеристику изучаемому явлению, но глубоко его не раскрывают. Для того, чтобы можно было провести анализ и сделать правильные выводы, необходимо абсолютные числа преобразовать в производные величины (относительные или средние). Относительные величины (показатели, статистические коэффициенты) рассчитываются путем деления одной абсолютной величины на другую и умножения полученной дроби на какой-либо коэффициент (основание) - 100, 1000, 10000 и т.д.. Соответственно этому, относительные величины могут выражаться в процентах (%), промилле (%о), продецемилле (%оо) и т.д.

Различают следующие группы относительных величин:

1. Показатели экстенсивности (или распределения)

2. Показатели интенсивности (или частоты)

3. Показатели соотношения (обеспеченности)

4. Показатели наглядности

Показатели экстенсивности (структуры, распределения, состава явления) характеризуют распределение целого на составляющие его части по их удельному весу. Эти показатели характеризуют распределение явления внутри одной совокупности. При этом вся совокупность (целое явление) принимается за 100 %, а часть определяется как искомое.

Методика вычисления показателя экстенсивности:

часть явления/ целое явление х 100

Экстенсивные показатели вычисляют, когда необходимо определить структуру явления: распределение родившихся по полу и весу при анализе рождаемости; распределение умерших по полу, возрасту, причинам смерти при анализе смертности; распределение больных по полу, возрасту, диагнозу и срокам госпитализации при анализе заболеваемости; состав населения по полу, возрасту, образованию, профессии и занятости в сфере производства; распределение больничных коек по профилю при анализе структуры коечного фонда.

Показатели интенсивности (частоты, распространенности) характеризуют частоту (уровень) явления в той среде, из которой это явление происходит. Показатели интенсивности определяют соотношение между изучаемым явлением и средой, его продуцирующей (т.е. соотношение между двумя однородными совокупностями). Для вычисления показателя инте

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...