Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классическая школа управления.




Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России.

Наша страна проходит процесс глубокой экономичес­кой, социальной и политической ломки. Если взять основ­ные вопросы экономической политики и вероятные, прин­ципиальные ответы на них, то на их базе можно выстро­ить две концепции политики, составляющие как бы две крайние альтернативы. Одна из них либеральная, дру­гая — государственная.

Рассмотрим характеристики двух концепций

1. Роль государства

1.1. Либеральная концепция: а) минимум вмешательства в экономику; б) функции государства: + законодательство и обеспечение исполнения законов;

1.2. Государственная концепция:а) активное госрегулирование, особенно в переходный период, включая регулирование цен (стратегические и ос­новные потребительские товары), крупные госзаказы, бюд­жетная поддержка приоритетных отраслей науки;б)широкое применение налоговых и иных льгот;в) обеспечение высокого уровня социальных гарантий.

2.Внешнеэкономическая политика

3.1. Либеральная концепция:а)открытая экономика;б)регулирование внешнеэкономических связей только тарифными методами;в)последовательное сокращение импортных тарифов.

3.2. Государственная концепция:а) защита отечественных товаропроизводителей, высо­кие импортные тарифы, применение квот и лицензий на экспорт и импорт.

3.Социальная политика

6.1. Либеральная концепция:а)адресная социальная поддержка нуждающихся, воз­можность заработать, создание рабочих мест — важнее ин­дивидуальных социальных гарантий;б)развитие частных пенсионных фондов, страховых
компаний, минимизация государственных социальных выплат.

6.2. Государственная концепция:а) государство обязано гарантировать всем определен­ный уровень жизни, занятость, пенсии и пособия не ниже
прожиточного минимума;б)опора на государственное пенсионное обеспечение исоциальное страхование.

Прежняя концепция управления базировалась на мар­ксистской трактовке экономического развития.

В соответствии с этим управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходи­мость централизации управления, моноцентрической сис­темы хозяйствования, прямого управления предприятия­ми со стороны государства, ограничения хозяйственной - са­мостоятельности, жесткой системы распределения и свя­зей между предприятиями.

Проведение рыночных реформ в России потребовало формирования новой управленческой концепции. Ее основ­ные положения:

>>децентрализация системы управления на базе со­четания рыночного и государственного регулирования со­циально-экономическими процессами;

>>переход к полицентрической системе хозяйство­вания. С одной стороны, это приводит к увеличению коли­чества и сложности решаемых в регионах задач, с дру­гой — упрощает систему управления народным хозяйством;

>>сочетание рыночных и административных мето­дов управления предприятиями государственного сек­тора;

>>формирование и функционирование рыночных хо­зяйствующих субъектов как открытых, социально ориен­тированных систем.

Понятие, сущность, цели и основные задачи менеджмента.

Менеджментэто самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных целейпутем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:
• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
• хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
• выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Общие цели менеджмента – это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента любой организации – обеспечение прибыльности этой организации. Также выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала и его стимулирование. Цель менеджмента – управление, которое ориентируется на конечный положительный результат и успешную деятельность всей организации.

Задача менеджмента – это разработка и апробирование научных подходов, которые призваны обеспечивать стабильную и эффективную работу организации, на практике. Помимо этого, выделяют такие задачи как:

- формирование производства товаров и услуг, ориентированных на спрос потребителей;

- привлечение к работам высококвалифицированных специалистов;

- мотивация сотрудников к эффективному исполнению своих обязанностей с помощью улучшения условий труда, повышения оплаты;

- определение стратегии развития предприятия;

- разработка целей и планов их достижения;

- определение требуемых ресурсов и методов их обеспечения;

- осуществление функции контроля.

Школа научного управления

Первыйкрупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911) Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента. Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Гилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места. Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - "научного менеджмента", "классическая", "традиционная".

Основными принципами Тейлора являются:

1 Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени усилий и движений;

2 Подбор и отбор рабочих на те рабочие места, где они могут принести больше пользы;

3 Планирование и подготовка работы;

4 Разработка точных инструкций каждому работнику;

5 Оплата труда по результатам работы;

6 Отделение административной работы от производственной;

7 Сотрудничество между администрацией и рабочими.

Классическая школа управления.

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются ЛиндалУрвик, Л.Гьюлик, М. Вебер, Д.Муни, АлфредП.Слоун, Г.Черч.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

· четкое функциональное разделение труда;

· передача команд и распоряжений сверху вниз;

· единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

· соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

Поведенческий подход.

Параллельное развитие психологии и социологии, а позже — соционики и усовершенствования методов исследований этих наук значительно усовершенствовали изучение поведения человека на рабочем месте, которое обусловило в 50-ые годы отход от школы человеческих отношений и создание нового направления, которое достало название школы поведенческих наук (бихевиористской школы).

Представителями этой школы является К.Арджирис, Р.Лайнкерт, Д.Мак-Грегор, Ф.Герцберг, Честер Бернард. Представители поведенческой школы пытались оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей для самого выявления в процессе труда. Исходя из этого, строились концепции школы поведенческих наук относительно управления организациями повышения эффективности использования человеческих ресурсов. В 60-ые годы поведенческий подход стал чрезвычайно популярным и охватил почти всю сферу управления в экономически развитых странах. Как и предыдущие школы, сторонники школы поведенческих наук считали, что они нашли наиболее эффективный путь решения проблем успешного управления "от эффективности работника - к эффективности организации".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...