Классическая школа управления.
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России. Наша страна проходит процесс глубокой экономической, социальной и политической ломки. Если взять основные вопросы экономической политики и вероятные, принципиальные ответы на них, то на их базе можно выстроить две концепции политики, составляющие как бы две крайние альтернативы. Одна из них либеральная, другая — государственная. Рассмотрим характеристики двух концепций 1. Роль государства 1.1. Либеральная концепция: а) минимум вмешательства в экономику; б) функции государства: + законодательство и обеспечение исполнения законов; 1.2. Государственная концепция:а) активное госрегулирование, особенно в переходный период, включая регулирование цен (стратегические и основные потребительские товары), крупные госзаказы, бюджетная поддержка приоритетных отраслей науки;б)широкое применение налоговых и иных льгот;в) обеспечение высокого уровня социальных гарантий. 2.Внешнеэкономическая политика 3.1. Либеральная концепция:а)открытая экономика;б)регулирование внешнеэкономических связей только тарифными методами;в)последовательное сокращение импортных тарифов. 3.2. Государственная концепция:а) защита отечественных товаропроизводителей, высокие импортные тарифы, применение квот и лицензий на экспорт и импорт. 3.Социальная политика 6.1. Либеральная концепция:а)адресная социальная поддержка нуждающихся, возможность заработать, создание рабочих мест — важнее индивидуальных социальных гарантий;б)развитие частных пенсионных фондов, страховых
6.2. Государственная концепция:а) государство обязано гарантировать всем определенный уровень жизни, занятость, пенсии и пособия не ниже Прежняя концепция управления базировалась на марксистской трактовке экономического развития. В соответствии с этим управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходимость централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, ограничения хозяйственной - самостоятельности, жесткой системы распределения и связей между предприятиями. Проведение рыночных реформ в России потребовало формирования новой управленческой концепции. Ее основные положения: >>децентрализация системы управления на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономическими процессами; >>переход к полицентрической системе хозяйствования. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности решаемых в регионах задач, с другой — упрощает систему управления народным хозяйством; >>сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора; >>формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем. Понятие, сущность, цели и основные задачи менеджмента. Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных целейпутем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: Общие цели менеджмента – это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента любой организации – обеспечение прибыльности этой организации. Также выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала и его стимулирование. Цель менеджмента – управление, которое ориентируется на конечный положительный результат и успешную деятельность всей организации. Задача менеджмента – это разработка и апробирование научных подходов, которые призваны обеспечивать стабильную и эффективную работу организации, на практике. Помимо этого, выделяют такие задачи как: - формирование производства товаров и услуг, ориентированных на спрос потребителей; - привлечение к работам высококвалифицированных специалистов; - мотивация сотрудников к эффективному исполнению своих обязанностей с помощью улучшения условий труда, повышения оплаты; - определение стратегии развития предприятия; - разработка целей и планов их достижения; - определение требуемых ресурсов и методов их обеспечения; - осуществление функции контроля. Школа научного управления Первыйкрупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911) Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента. Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Гилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места. Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - "научного менеджмента", "классическая", "традиционная".
Основными принципами Тейлора являются: 1 Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени усилий и движений; 2 Подбор и отбор рабочих на те рабочие места, где они могут принести больше пользы; 3 Планирование и подготовка работы;
4 Разработка точных инструкций каждому работнику; 5 Оплата труда по результатам работы; 6 Отделение административной работы от производственной; 7 Сотрудничество между администрацией и рабочими. Классическая школа управления. Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной. Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются ЛиндалУрвик, Л.Гьюлик, М. Вебер, Д.Муни, АлфредП.Слоун, Г.Черч. На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах: · четкое функциональное разделение труда; · передача команд и распоряжений сверху вниз; · единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»); · соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных). Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации. В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента. Поведенческий подход. Параллельное развитие психологии и социологии, а позже — соционики и усовершенствования методов исследований этих наук значительно усовершенствовали изучение поведения человека на рабочем месте, которое обусловило в 50-ые годы отход от школы человеческих отношений и создание нового направления, которое достало название школы поведенческих наук (бихевиористской школы).
Представителями этой школы является К.Арджирис, Р.Лайнкерт, Д.Мак-Грегор, Ф.Герцберг, Честер Бернард. Представители поведенческой школы пытались оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей для самого выявления в процессе труда. Исходя из этого, строились концепции школы поведенческих наук относительно управления организациями повышения эффективности использования человеческих ресурсов. В 60-ые годы поведенческий подход стал чрезвычайно популярным и охватил почти всю сферу управления в экономически развитых странах. Как и предыдущие школы, сторонники школы поведенческих наук считали, что они нашли наиболее эффективный путь решения проблем успешного управления "от эффективности работника - к эффективности организации".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|