Стадии процесса разработки решения.
Процесс разработки управленческого решения включает три основных этапа:подготовки решения; принятия решения; организации выполнения решения. Первый блок этапов разработки управленческого решения включает такие этапы, как: Число критериев оценки и число лиц, принимающих решение. Повторяемость задачи и кратность использования результатов. По числу ЛПР выделяют индивидуальные решения (индивидуального выбора) и коллективные решения (коллективного выбора). В задачах индивидуального выбора ЛПР — это один человек, который осуществляет выбор на основе своих индивидуальных предпочтений и несет полную ответственность за последствия принятых решений. Задачи этого класса сравнительно хорошо изучены, для их решения разработан широкий арсенал методов и, как показывает опыт, такие задачи наиболее часто возникают на практике. В задачах коллективного выбора решения принимаются группой лиц (коллегиальным органом) на основе выявления и формирования коллективных предпочтений, отражающих мнение всей группы. Как отмечалось выше, в этом случае вместе с термином «лицо, принимающее решение» также используют понятие «группа, принимающая решение». Основная трудность в принятии коллективных решений заключается в том, чтобы согласовать индивидуальные предпочтения всех членов группы и объединить их в единое мнение. К сожалению, несмотря на большое количество работ в этой области, задачи принятия коллективных решений гораздо менее изучены, ив настоящее время не существует общепринятых эффективных методов достижения группового согласия. Поэтому качество коллективных решений в значительной мере зависит от искусства руководителя, который организует обсуждение проблемы, выслушивает мнения своих подчиненных и применяет такую процедуру принятия решения, которая отражает его представления о рациональности и справедливости коллективного выбора.
Формальные процедуры анализа проблемной ситуации Процесс принятия решений с технологической точки зрения можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и обратные связи. Обратные связи отражают итеративный циклический характер зависимости между этапами и процедурами. Итерации в выполнении элементов процесса принятия решений обусловлены необходимостью уточнения и корректировки данных после выполнения последующих процедур. Процедуры принятия решений могут выполняться путем мышления ЛПР и экспертов, т. е. творчески, неформальным образом, и с применением формальных средств — математических методов и ЭВМ. В процессе принятия решений решается задача поиска, распознавания, классификации, упорядочения и выбора. Для решения этих задач используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и обобщения.
Формальные процедуры заключаются в проведении расчетов по определенным алгоритмам с целью анализа вариантов решения оценки необходимых ресурсов, сужения множества варианта решения и т. п. Выполнение формальных процедур осуществляется ЛПР, экспертами, техническим персоналом и техническими средствами. Представление процесса принятия решений как логически упорядоченной совокупности неформальных и формальных процедур есть описание технологической схемы выполнения этого процесса. Такое описание позволяет структурно упорядочить процесс принята решений и определить информационную модель процесса, на основе которой рационально организуется сбор, обработка и хранение необходимой информации. В процессе принятия решений выделяют три этапа: постановка задачи, формирование решения и выбор решения. Этап постановки связан с задачами, в которых выполняются следующие процедуры: 1. выявление и описание проблемной ситуации; 2. определение времени, необходимого для принятия решения; 3. определение необходимых для принятия решения ресурсов. Этап постановки задачи должен дать ответы на вопросы: какую проблему и в каких условиях нужно решать? когда нужно ее решать? какими силами и средствами будет решаться проблема? На этапе формирования решений выполняются следуют процедуры: 1. анализ проблемной ситуации; 2. формирование ситуаций; 3. формирование целей; 4. определение ограничений; 5. генерация решений; 6. измерение предпочтений решений. Основной целью второго этапа является формирование вариантов решений и оценка их предпочтений. На этапе выбора решений выполняются следующие процедуры: 1. определение допустимых (приемлемых) решений; 2. формирование критериев выбора решения; 3. определение эффективных (недоминируемых) решений; 4. определение единственного решения. Следует отметить, что приведенная последовательность процедур в упрощенном виде ото-бражает реальный процесс принятия решений. В действительности этот процесс является более сложным и не всегда строго выполняется по приведенной схеме. Например, при генерации множества альтернативных решений человек одновременно может учитывать ограничения, по крайней мере часть из них, и не включат в это множество решения, не удовлетворяющие ограничениям. Следовательно, реальный процесс допускает определенную параллельность выполнения процедур. Кроме того, при выполнении той или иной процедуры возникают ассоциации, дающие новую информацию, поэтому возникает необходимость корректировки дополнения предшествующих процедур. Такая необходимость повторения процедур может возникнуть в любом месте процесса принятия решений. Изложенное показывает, что приведенную блок-схему не следует принимать как абсолютно точное и неизменное представление последовательности выполнения процедур в процессе принятия решений. Эта схема в основном отражает рационально последовательность действий ЛПР при формировании и выборе решений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|