Исследование приёмников различных типов в цепях синусоидального переменного тока
Цель работы: экспериментальное исследование частотных зависимостей полного сопротивления и сдвигов по фазе активного, ёмкостного и активно-индуктивного приёмников. Теоретическое введение. Приёмники, преобразующие энергию электрического тока в тепло или в механическую энергию, называются активными. В цепях постоянного тока действуют только активные приёмники. В цепях синусоидального переменного тока кроме активных приёмников встречаются такие элементы, которые преобразуют энергию электрического тока в энергию магнитного или электрического поля на короткий промежуток времени (на четверть периода колебания тока), чтобы затем вновь преобразовать эту энергию обратно в энергию электрического тока. Такие приёмники, которые в конечном счете возвращают запасенную ими энергию в электрическую сеть, называются реактивными. В цепях постоянного тока свойства приёмника исчерпывающе описываются одним параметром: сопротивлением (или проводимостью). В цепях синусоидального переменного тока для описания свойств приёмника требуется два параметра: полное сопротивление переменному току (импеданс) и угол сдвига фаз между током и напряжением (сдвиг по фазе)2. Полное сопротивление приёмника является аналогом эквивалентного сопротивления в цепях постоянного тока: оно определяется как отношение действующего значения поданного на приёмник напряжения к действующему значению протекающего через приёмник тока. Сдвиг по фазе аналога в цепях постоянного тока не имеет. В цепях переменного тока активными приёмниками являются сопротивления (резисторы); по-этому активные приёмники называются ещё резистивными. Полное сопротивление идеального активного приёмника равно его сопротивлению в цепи постоянного тока3, а сдвиг по фазе равен нулю:
Z = R; Реактивные приёмники бывают двух типов: ёмкостные и индуктивные. Ёмкостный приёмник представляет собой конденсатор; энергия электрического тока временно запасается конденсатором в виде энергии электрического поля между его обкладками. Ток, перезаряжающий обкладки конденсатора, создает впечатление протекания сквозного тока через конденсатор. Сила этого тока зависит от частоты переменного напряжения и ёмкости конденсатора: I = U Z=XC; Индуктивный приёмник представляет собой катушку индуктивности; энергия электрического тока временно запасается катушкой индуктивности в виде энергии магнитного поля катушки. Магнитное поле катушки индуцирует в ней же эдс, противодействующую изменению порождающего магнитное поле тока. Таким образом, создается впечатление, что катушка обладает дополнительным сопротивлением в цепи переменного тока. Если бы сопротивление провода катушки равнялось бы нулю, то сила тока через катушку зависела бы только от частоты переменного напряжения и индуктивности катушки: тока. В идеальном индуктивном приёмнике ток отстает по фазе от напряжения на 90°. Итак, для индуктивного приемника:
Z = XL; Реальные приёмники в цепях переменного тока обладают в той или иной мерс и активными, и индуктивными и ёмкостными свойствами одновременно. Полное сопротивление и сдвиг по фазереального приёмника рассчитывается по формулам:
где R, ХL, ХС - активное, индуктивное и ёмкостное сопротивления приёмника. В цепях переменного тока промышленной частоты резисторы и конденсаторы обычно ведут себя как идеальные активные и ёмкостные приёмники. А в катушках индуктивности, как правило, нельзя пренебречь активным сопротивлением провода: полное сопротивление и сдвиг по фазе катушки рассчитывают по формуле (3.4), при этом её ёмкостным сопротивлением пренебрегают:
Содержание и порядок выполнения работы. Опыт I. Исследование активного (резистивного) приёмника Содержание опыта:
Рис. 3.1 1. Собрать на стенде цепь, соответствующую схеме на рис. 3.1. 2. Настроить переключателем "частота" источник переменного напряжения на частоту 3. Подать на цепь заданное напряжение U. 4. Измерить протекающий в цепи ток I. Определить по опытным теоретическим значением Zm=R. 5. Измерить с помощью осциллографа сдвиг фаз5 6. Повторить эти измерения на частоте
Результаты измерений занести в таблицу: Таблица 3.1
Читайте также: II. Типовые задачи. Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|