Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Натуральное и товарное производство, условия их возникновения.




Натуральным хозяйством является такая форма общественного производства, в которой производство осуществляется обособленными и замкнутыми хозяйственными единицами для удовлетворения внутренних потребностей на основе обычаев и традиций. Первоначально натуральное хозяйство возникает как присваивающее: в этот период древний человек ограничивался собирательством и охотой, используя естественные блага природы. Появление земледелия и скотоводства предопределило перерождение присваивающего натурального хозяйства в воспроизводящее, для которого характерно появление новых, более сложных орудий труда и новых способов их изготовления. Развитие потребностей вызвало неизбежную эволюцию форм производства, расширявшую границы эффективности. Натуральное хозяйство выступает материальной основой сохранения этноса, национальных традиций, обычаев культуры. Товарное производство – это такая форма общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными обособленными производителями не для собственного потребления, а для удовлетворения общественных потребностей посредством обмена в форме купли-продажи. Важнейшим атрибутом товарного хозяйства выступает обмен продуктами. Предпосылками его возникновения являются стихийное разделение труда и экономическое обособление в условиях частной собственности, когда частный труд выступает как проявление и способ осуществления общественного труда. Общественное разделение труд предполагает специализацию в производстве тех или иных баг и услуг. Специализация складывается на основе принципа сравнительных преимуществ, т. е. способности определенной группы производителей создавать продукт с относительно меньшими затратами. Экономическое обособление – вторая предпосылка возникновения товарного хозяйства. В условиях частной собственности на ресурсы и блага каждый товаропроизводитель самостоятельно принимает решения о том, что производить, как производить и сколько производить, реализуя свободу выбора и режима хозяйственной деятельности. Выделяют два вида товарного производства: простое товарное производство и всеобщее товарное производство.


13. Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка.

Главным условием возникновения рыночных отношений является общественное разделение труда. Разделение труда означает дифферениацию производителей. Еще в первобытном обществе одни члены общины занимались одним родом деятельности, другие – другим, например охотой, рыболовством, земледелием и др. В результате разделения труда у людей возникла потребность обмена товарами, произведенными своим трудом. Обмен – это форма экономических связей между производителями. Первоночально он проходил в натуральной форме и носил случайный характер, затем через посредство денег становился систематическим, правилом экономической жизни общества. Регулярный систематический обмен между обособившимися производителями и потребителями и сформировался рынок. Рынок – это место, где встречаются продавцы и покупатели и совершают сделки. Рынок в этом смысле можно рассматривать как форму товарных экономических отношений. Рынок начинает формироваться одновременно со становлением товарного производства. Как совокупность отношений обмена рынок предоставляет собой единство товарного и денежного обращения. Рынок выступает как важное связующее звено между производством и потреблением. Поэтому рынок – это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услкг. Рынок показывает производителям, что следует производить и в каком количестве. Через рынок потребители воздействуют на производтво. Рынок предполагает наличие двух субъектов – продавцов и покупателей. Развитие рынка означает одновременно развитие субъектов рынка – производителей и потребителей. На рынке действует множество субъектов. Все они выступают в качестве физических и юридических лиц. Таким образом, субъектами рынка являются домашние хозяйства, предприятия и государство, выступающие между собой в те или иные рыночные отношения. Объекты рыночных отношений – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. В качестве объектов рынка выступают прежде всего товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок, а также факторы производства – заводы, фабрики, земля и трудовые ресурсы и тд.


14. Структура и функции рынка.

Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг. К важнейшим функциям относятся: функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться; стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, совершенст-ия организации труда; функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними); регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене; функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей. Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку и др. По объектам купли-продажи различают рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы. По типу конкуренции различают: рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности; рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции. По территориальному признаку выделяются местные рынки, обусловленные особенностями территориально-админи­стративного деления, национальные и мировые рынки. К преимуществам рынка относят: эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров; возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства. гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. оптимальное использование результатов НТР. свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.; способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия. Недостатки рыночной системы хозяйствования: тенденция к самопроизвольному установлению равновесия в экономике, как правило, прокладывает себе путь через постоянные нарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безработицу и т.д.; рынок - жестокая система в социальном плане; рынок не обеспечивает решения экологических проблем, не стимулирует развитие фундаментальной науки, культуры.


Стоимость и цена товара.

Цена и стоимость. Цена — это денежное выражение стоимо­сти товара. В основе стоимости товара лежат затраты на произ­водство и реализацию продукции с учетом чистого дохода, не­обходимого для эффективной деятельности предприятия, а также платежи в бюджет.

Стоимость, а затем и цены, меняются при изменении усло­вий производства: расширение объемов производства приводит к росту производительности труда и уменьшению расходов на единицу продукции, а технический прогресс, рост производи­тельности труда, снижение расходов материалов и стоимости рабочей силы на единицу выпускаемой продукции в свою оче­редь влияют на стоимость и в итоге — на цену продукции. Эта зависимость проявляется по-разному, поскольку темпы роста производительности труда заметно различаются по отраслям. Например, влияние научно-технического прогресса на выпуск наукоемкой продукции — изделий электронной промышленно­сти — привело к резкому снижению цен на них в последние десятилетия. Одновременно оснащение многих видов промыш­ленной продукции, в частности легковых автомобилей, элек­троникой привело к росту их средней розничной цены.

При экономическом и статистическом анализе мировых цен их принято делить на две группы: цены на продукцию обраба­тывающей промышленности и цены на сырье.

В качестве мировых цен продукции обрабатывающих отрас­лей выступают, как правило, экспортные цены крупных ком­паний-производителей и ее экспортеров. При этом базой экс­портных цен служат цены на внутреннем рынке, формируемые данными компаниями методами: полных затрат и прямых затрат.

Преобладающую часть затрат (до двух третей и более) со­ставляют материальные затраты — на сырье и материалы, топ­ливо и энергию, приобретение комплектующих изделий и по­луфабрикатов, оплату производственных услуг сторонних орга­низаций. Другим крупным элементом затрат на производстве является.заработная плата.

Наиболее распространенный метод в ценообразовании — метод полных затрат, по которому суммируются все затраты, связанные с производством продукции, к ним прибавляется величина предполагаемой прибыли и определяется доход, ожи­даемый от реализации продукции. Полученная величина дохода делится на ежемесячный выпуск продукции, и таким образом определяется фабричная цена единицы изделия.

Надбавка (величина предполагаемой прибыли) определяется исходя из величины прибыли на капитал, исчисляемый путем отношения реализуемой прибыли к величине инвестированного капитала (в %). Это процентное соотношение рассчитывается на перспективу и носит название «целевой» нормы прибыли. Ее величина может меняться в зависимости от положения той или иной компании на рынке: если она достаточно защищена, величина нормы прибыли повышается, если того требует обес­печение конкурентоспособности, норма прибыли снижается.

Компаниями используется также система скидок и надбавок к цене в зависимости от условий сбыта товаров, их качествен­ной характеристики и т.д.

Крупные компании используют и другой метод в ценообра­зовании, нацеленный на более полный учет условий рынка на начальной стадии формирования цены, — метод прямых за­трат. Он основан на делении всех издержек на накладные (в основном условно-постоянные) и прямые (переменные) расходы. Постоянные расходы практически не зависят от изменения объемов производства.

16. Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции.

Конкуренция – борьба (соперничество) старого с новым, состязательность в производстве, борьба старого неэффективного с новым эффективным. Формой существования конкуренции является право, нормы права, формальные и неформальные нормы права.

Виды конкуренции:

1.совершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть такое количество участников, когда ни один из них не может своим предложением цены повлиять решающим образом на установившуюся рыночную цену.

2.несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть обстоятельство, ограничивающее конкуренцию, например ситуация монополии. Имеет разную природу (административная, криминальная и т.д.).

-Ценовая конкуренция – ценовая дискриминация (угнетение, запрещение)

-Неценовая конкуренция – посредством усовершенствования качества продукции и условия ее продажи (улучшение продаж рекламы и т.д.)

монополия, степень монопольной власти увеличивается.

Рыночная конкуренция — это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы.

Формы и методы конкуренции:

1. Совершенная (свободная, неограниченная) - большое количество мелких продавцов и покупателей; полная информация о цене, спросе и предложении товара, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями; цена устанавливается в соответствии с действием законов спроса и предложения

2. Несовершенная (ограниченная) - ограничена влиянием монополий и государства; товар производит только один производитель (фирма), поэтому есть единственный продавец (монополист); продавцы и покупатели могут воздействовать на рыночную цену;

3. Монополистическая конкуренция - относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию; ограничен возможностью замены товара

4. Олигополия - рынок состоит из небольшого числа продавцов (в основном крупные фирмы); товары могут быть схожими, а могут быть и дифференцированными; проникновение в отрасль, на этот рынок новым претендентам довольно затруднено; каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов;


 

17. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.

Экономические функции государства определяются потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции и частичного предпринимательства.

Функции государства по поддержанию рыночного механизма:

- обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.);

- защита от конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав Функции государства по усилению рыночного механизма потребителя:

- в перераспределительной политике (корректируя распределение ресурсов через налоговую систему, государство способствует развитию общественных благ: строительству школ, больниц и т.п.);

- в макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации (с помощью бюджетных и кредитных рычагов государство осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост);

- в проведении эффективной внешнеэкономической политики.

По мере значимости и масштабам воздействия на экономику можно выделить такие методы государственного регулирования, как прогнозирование и экономическое программирование.

Задача прогноза – дать объективное, достоверное представление о том, что произойдет в экономике при тех или иных условиях.

Государство определяет цель развития экономики страны.

Подготовка для правительства конкретных предложений и рекомендаций по использованию тех или иных экономических регуляторов, которые побуждают государство вести хозяйственную деятельность, адекватную его политике.

Экономическое программирование. Программы опираются на реальные факторы экономической жизни – правительственные и частные инвестиции, бюджетные субсидии и носят в основном индикативный (рекомендательный) характер. Главная цель – обеспечить наиболее высокий уровень экономического роста на данном этапе развития национальной экономики. Сюда входит и стимулирование новой производственной структуры, адекватной НТП, и преодоление социально-экономической отсталости отдельных регионов; повышение эффективности и конкурентной способности национального капитала; активная поддержка мелкого и среднего бизнеса и предпринимательства; наконец, политика приватизации и разгосударствления, антимонопольное законодательство и т.д.

 

 


18. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели.

Либеральная (американская). Модель наиболее полно реализует идеи экономического либерализма. Личный успех, расчет прежде всего на свои силы - основа такой модели. Здесь меньше доля социальных расходов государства. Но и меньше налоговое бремя.

Социально-ориентированная модель (европейская, корпоративная). Наиболее полно эта модель реализована в Германии. В близких формах она реализована в таких странах, как Швеция, Дания, Голландия, Австрия, Бельгия, Франция и др. Эти страны преимущественно однородные по национальному составу, с довольно развитым чувством национальной общности, свойственным их гражданам. Здесь большую роль играет приоритет нации, общенациональных интересов. В этих странах более значительна степень социальной защиты населения государством. Но и значительно налоговое бремя, что особенно противоречиво проявило себя в Швеции, Дании и др.

Японская модель. Своеобразная модель капитализма сложилась в ряде стран Востока, прежде всего в Японии. В основе ее лежат свойственные японцам чувство коллективизма, преданности фирме, хозяину и забота последнего о персонале, трудолюбие. Эту модель условно можно назвать патерналистской. Именно здесь родились кружки качества. Государство и крупные компании согласовывают экономическую политику, особенно на внешних рынках, но в то же время государство не навязывает им свою волю. Здесь меньше налоговое бремя, но и меньше социальные расходы государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...