Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль менеджмента в организации




Менеджмент как наука и практика управления

Управление – процесс воздействия руководителя на свой объект, направленный на достижение цели.

Управление организацией в условиях рыночной экономики получило название менеджмента (первоначально «менеджмент» - управление лошадью, «менеджер» - наездник).

Необходимость управления организацией обуславливается необходимостью:

1. Спланировать работу;

2. Расставить персонал и координировать его действия;

3. Принимать наилучшие решения;

4. Активизировать и стимулировать деятельность персонала;

5. Осуществлять контроль и учет выполненной работы;

6. Вести анализ результатов и применять его для совершенствования деятельности.

Менеджер – специально отобранный и подготовленный руководитель-профессионал, работающий по найму у собственника, обеспечивающий решение уставных задач организации и нацеленный на умножение прибыли руководитель организации в условиях рыночной экономики.

Менеджмент – «научное» управление организацией; то, чем занимается менеджер.

Объекты изучения менеджмента:

1. Формы организации и соответствующие отношения собственности;

2. Структур организации;

3. Внешняя и внутренняя среда организации;

4. Инфраструктура менеджмента;

5. Деловые коммуникации;

6. Функции менеджмента;

7. Методы менеджмента;

8. Моделирование управленческих процессов;

9. Система управления предприятием;

10. Оптимизация распределения ресурсов;

11. Конфликты и их разрешение;

12. Этика менеджмента;

13. Инновации в менеджменте.

 

Научные основы управления представляют собой систему научных знаний, составляющую теоретическую базу управления, и обеспечивают практику менеджмента научными основами.

Научные положения по управлению:

♦ предполагают использование научного анализа для определения научных способов достижения целей и решения конкретных задач;

♦ отмечают важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечение обучения;

♦ обосновывают необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, способствующие наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде.

В современных условиях процесс управления воспринимается как искусство применения науки (основ организационного знания в области управления) к реальностям ситуации, а, следовательно, к практике.

Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.

Благодаря разработке концепции научного управления, менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей.

Практика менеджмента формирует навыки и обогащает опыт людей, осуществляющих управление, а результаты практической деятельности служат источником для совершенствования теории менеджмента. Менеджмент как наука связан с более чем 20 другими науками (математика, инженерные науки, психология, социология и антропология). Объекты: техника и люди.

 

Роль менеджмента в организации

Организация – это систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей.

Менеджмент играет важную роль в организации. Решая разные задачи по степени сложности, управление организацией является особым видом деятельности по целенаправленной координации действий персонала.

Менеджмент представляет собой многоаспектное явление и охватывает происходящие процессы в организации, связанные как с её внутренней средой, так и с внешней средой воздействия на неё.

Роль менеджмента для организации в условиях рынка является определяющей. От него зависит успех. Значение менеджмента выходит за рамки отдельной организации и уровень менеджмента оказывает влияние на экономику страны в целом.

Необходимость управления организацией обуславливается необходимостью:

1. Спланировать работу;

2. Расставить персонал и координировать его действия;

3. Принимать наилучшие решения;

4. Активизировать и стимулировать деятельность персонала;

5. Осуществлять контроль и учет выполненной работы;

6. Вести анализ результатов и применять его для совершенствования деятельности.

 

Менеджмент, с англ. «управление», явление сложное, многоаспектное и единой трактовки его определения не существует. В свою очередь управление – функция любой системы (социальной, технической, биологической) выработки и реализации управленческих воздействий. Менеджмент – управление только хозяйственной деятельностью организации в условиях рынка. В нем использует механизм, который обеспечивает деятельность менеджера: принципы управления, методы, функции, организационные структуры и др.

Принципы управления – руководящее правило, основные положения и нормы поведения, которым руководствуются органы управления для обеспечения эффективного развития организации. Например: принцип единоначалия – наличие у каждого сотрудника только одного руководителя.

Методы управления – служат для реализации принципов, т.е. способы осуществления управленческой деятельности применяемые для достижения целей организации.

Используется целая система методов из 3 групп:

1.Организационно-административные методы – все формы директивного (властного) воздействия на подчиненных (приказы);

2.Экономические методы – основаны на материальных интересах работника, т.е. экономические рычаги (управление доходами, хоз.расчет, ценообразование, самофинансирование);

3.Социально-психологические методы – моральное поощрение наказание.

Методы образуют единую систему. Руководство, в отличие от менеджмента, узкое понятие – целенаправленное воздействие на персонал.

Менеджмент – процесс упр-я, состоящий из 4 взаимосвязанных управленческих действий, которые называются функциями управления: Планирование -> Организация -> Мотивация -> Контроль -> Цель.

· Планирование – выбор целей и методов по их достижению.

· Организация – распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия межу ними.

· Мотивация – побуждение работников к работе с использованием мер поощрения и побуждения.

· Контроль – сопоставление фактических результатов с заданными или запланированными.

Менеджмент – орган или аппарат управления организацией – необходимая и обязательная составляющая часть любой организации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...