Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лидерство в развитии организационной культуры




Лидерство и культура представляют собой два взаимосвязанных понятия. Лидерство является единственным фактором, в рамках которого удается сознательно воздействовать на развитие организационной культуры. Лидеры определяют культуру. Если они не будут управлять организационной культурой, в которой существует персонал организации, культура будет управлять ими. Если лидеры обращают внимание на слишком многие вещи или непоследовательны в выборе объектов своего особого интереса, подчиненные используют другие сигналы или собственный опыт, чтобы определиться, что на самом деле считать действительно важным. Как следствие в организации возникает широкий спектр представлений и формируется большое количество субкультур.

Понятие «лидерство» не тождественно понятию «менеджмент», хотя они пересекаются в организационной культуре. Лидер – это тот, кто:

· задает направление развития организации;

· вдохновляет;

· создает команды;

· является примером;

· признан окружением и командой.

Лидерство формируют три элемента:

1. лидер: особенности личности и характера;

2. ситуация: частично постоянная, частично переменная;

3. группа: последователи, их потребности и ценности.

Выделяют три пересекающихся круга потребностей организации, удовлетворению которых содействует лидер:

1. задача: выполнить общую задачу;

2. команда: сохранить или поддержать команду (группу, коллектив);

3. личность: способствовать реализации личных потребностей каждого члена группы (коллектива).

Чтобы эффективно функционировать в сложной среде, организации требуют такого лидерства и такой организационной культуры, которые могут обеспечить устойчивое развитие за счет приобретения способности к адаптации, устойчивости и в тоже время готовности к изменениям, творчеству, инновациям.

Принято проводить классификацию лидерства следующим образом:

1) харизматическое, или трансформирующее лидерство, описанное Максом Вебером. Это динамичное лидерство, способное изменить потребности и стремления последователей, разделяющих потребности лидера.

2) транзакционное лидерство – менее динамичное, использует экономические и дисциплинарные методы для достижения организационной эффективности. Опирается на свой статус в группе или в организации и на позиции работников относительно друг друга.

3) ситуационное лидерство (Мак Грегор, В. Врум) проявляется в трудных реальных ситуациях. Процедура принятия решений лидером зависит от конкретной ситуации и может характеризоваться как авторитарным, так и партисипативным (совместным) стилем руководства. Большинство исследователей рассматривают партисипативный стиль как предпочтительный для повышения гибкости и конкурентоспособности организации.

Успешные лидеры должны сочетать в себе три важные силы: знание, доверие, власть. Главные требования к лидеру – постоянное приобретение знаний и создание климата, способствующего раскрытию потенциала персонала. Признаки культуры творческих и успешных людей:

· обладают хорошо развитым абстрактным мышлением;

· способны принимать противоположности;

· обладают высокой эмоциональной устойчивостью в сложных ситуациях;

· опираются на факты в своей деятельности и стремятся дать им интерпретацию;

· оптимистичны;

· позитивно воспринимают неожиданные, незапланированные события;

· уверены в себе и в том, что делают, независимо от результата.

Управление процессом адаптации человека и организации.

Управление процессом адаптации — это активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий.

Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений. Это инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллеги по работе. Их главная цель — сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным. Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с предприятием, отделом или цехом, где предстоит работать новичку. Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственному руководителю. А тот, в свою очередь, проводит знакомство с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников. Как правило, еще в течение месяца руководитель проводит периодические беседы с новым работником, интересуясь трудностями, которые у того возникают, его успехами, и дает систематическую оценку работы. Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кадров не проводится. В некоторых организациях выдаются специальные брошюры с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии или должности.

Задачей менеджера является не простое информирование нового работника, а формирование у него расположения к организации. Для этого необходимо, чтобы роль работника в коллективе, насколько это возможно, учитывала его личностные качества и сложившиеся неформальные взаимоотношения в коллективе.

Управление конфликтами

 

Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности.

Существует множество методов управления конфликтами. В целом их можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свою сферу применения:

· Внутриличностные методы влияют на отдельную личность и заключаются в правильной организации своего собственного поведения, в умении выразить свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента.

· Структурные методы влияют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохую организацию труда, несправедливость системы мотивации и стимулирования работников и др.

· Межличностные методы предусматривают необходимость выбора адекватной формы влияния на этапах возникновения конфликтной ситуации или развертывания конфликта для коррекции стиля индивидуального поведения его участников с целью предотвращения ущерба личностным интересам.

· Переговоры выполняют определенные функции, охватывая многие аспекты деятельности работников. В качестве метода решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для сторон конфликта.

· Соответствующие агрессивные действия как методы для преодоления конфликтных ситуаций являются крайне нежелательными. Применение этих методов приводит к разрешению конфликтной ситуации силой с использованием насилия. Однако бывают ситуации, когда разрешение конфликта возможно только такими методами.

 

Р. Вердербер и К. Вердербер предлагают 15 общих рекомендаций по управлению конфликтом

Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.

1. Доброжелательное, уважительное отношение.

2. Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.

3. Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.

4. Подчеркивание общности интересов, целей, задач. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.

5. Признание правоты собеседника там, где это действительно так.

6. Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.

7. Обращение к фактам.

8. Лаконичность, немногословность, вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров).

9. Высказывание вслух и объяснение понимания проблемы, вопросы партнеру (партнерам) по ее прояснению.

10. Предложение рассмотреть альтернативные решения.

11. Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности разделить ответственность за это.

12. Повышение значимости партнера.

13. Поддержание контакта вербальными и невербальными средствами на протяжении всей ситуации общения.

14. В случае агрессивной конфликтной ситуации постараться отключиться от нее. Поставить эмоциональный барьер («Защита!»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...