Школы человеческих отношений и поведенческих наук
Школа человеческих отношений(1930–1950). Мэри Паркер Фоллетт, Элтон Мейо, А. Маслоу. ü Зародилось в ответ на неспособность осознать человеческий фактор как основной элемент организации. ü Движение и концепция явились реакцией на недостатки классической (административной) школы управления, поэтому школа человеческих отношений получила название неоклассической. ü Впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» (Фоллетт). ü Исследования, проведенные психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поведения и поступков людей являются не экономические факторы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. ü Производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением зарплаты, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, наличия удовлетворенности работниками своим трудом и отношениями в коллективе. Школа поведенческих наук возникла в 30-е годы прошлого столетия. Активизация же деятельности школы приходится на 1950—1960-е гг. ü развитие и углубление концепции человеческих отношений, но при этом в рамках новой школы возникли и иные концепции, существенно отличные от школы человеческих отношений.
ü изучение проблемы мотивов и потребностей, а также возможностей их эффективного использования в менеджменте. ü Мотивация работника имеет три уровня: потребности, цели, вознаграждения. ü Для эффективного использования сотрудника следует учитывать еще два фактора: факторы усилий и способностей человека
Основные положения (из его лекции): 1. Согласно этой концепции, центр тяжести в управлении перемещается с задач организации на человека; 2. Влияние социальных и психологических факторов на рост производительности труда; 3. Изучение социально-психологических процессов на предприятии, введено понятие социальной системы организации; 4. Э. Мэйо опроверг утверждение Тэйлора о природной лености рабочего и доказал, что при соответствующих условиях человек трудится с интересом и энтузиазмом; 5. М. Фоллет одной из первых внедрила психологию в промышленность и управление; 6. Определила факторы возрастания в менеджменте, изучая социальные отношения в группах, проблемы власти и лидерства; 7. Настаивала, что уместным может быть только менеджер, лидерство которого признано рабочими, должностной власти недостаточно. Также Мари Паркер Фоллет дополнила содержание менеджмента: ü Необходимо повысить внимание к социальным и групповым потребностям человека; ü Отойти от чрезмерной специализации труда, если имеются отрицательные последствия, стремиться к обогащению труда; ü Отказаться от акцента на иерархичность власти и перейти к «менеджменту участия»; ü Признать неформальную сторону организации; ü Развивать средства и методики изучения формальной и неформальной организации.
Процессный, системный и ситуационный подходы. Процессный подход: Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.
Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций. Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций. Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений. В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы: 1. основные, которые связаны непосредственно с производством продукции. 2. обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и ДР.). 3. управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения. Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему. Системный подход: Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой. По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.
Ситуационный подход к управлению: Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования. Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде. Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|