Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Я знаю только то, что ничего не знаю.




Амбарцумян В.В.

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Том 1

 

Безопасность водителей

И участников дорожного движения

(Титульный лист)

Амбарцумян В.В.

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Том 1

Безопасность водителей и

Участников дорожного движения

Рекомендовано УМО вузов РФ по автотранспортному и дорожному образованию в качестве учебного пособия для слушателей курсов повышения квалификации специалистов по безопасности

дорожного движения

Под общей редакцией д.т.н.

Профессора В.В. Сильянова

Москва

Издательство….

 

(Вторая страница)

 

ББК 39.33.08

Б40

УДК 656 13.05.001.25(038)

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Том 1. “ Безопасность водителей и участников дорожного движения ”. Учебного пособия для слушателей курсов повышения квалификации специалистов по безопасности дорожного движения. А м б а р ц у м я н В.В./Под общей редакцией д.т.н., профессора В.В. Сильянова - М.; Изд ….., 2008, 350 с. с илл.

INSB 5-217-02871-8.

 

В книге подробно анализированы причины и источники опасностей для водителей и участников дорожного движения; приведены методы, средства и способы предотвращения аварий на дорогах; специальная глава посвящена алкоголизму, наркоманию, курению и азартным играм. Изложены прчины утомления и профессиональных заболеваний, а также их профилактика. Приведены рекомендации по безопасному поведению водителей в экстремальных ситуациях и т.д.

Рекомендовано УМО вузов РФ по автотранспортному и дорожному образованию в качестве учебного пособия для слушателей курсов подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения.

 

ББК 39.33.08

 

 

© В.В Амбарцумян, 2008 г.

© Издательство МАДИ, 2008 г.

( На последней странице книги, перед обложкой)

 

 

Дорогие читатели!

 

Ваши заказы на приобретение книг серии “Безопасность дорожного движения” вы можете отправить по электронному адресу: [email protected]

В серию «Безопасность дорожного движения»

входят следующие книги:

Том 1. Основы безопасности для водителей и

участников дорожного движения

Том 2. Научно-практические методы повышения

безопасности дорожного движения

Том 3. Международный опыт повышения

безопасности дорожного движения

 

Оглавление

От автора 7

Введение 8

Глава 1. Источники опасности для личности

1.1.Личность и индивидуальность 10

1.2. Наше поведение 13

1.3. Неправильное отношение к самому себе 14

1.4. Неправильное отношение к окружающим 16

1.5. Власть стереотипов 19

 

Глава 2. Алкоголизм, наркомания, курение, азартные игры

2.1. Алкоголизм 21

2.2. Наркомания 24

2.3. Курение 26

2.4.Азартные игры, лотереи 29

2.5.Первичная профилактика вредных привычек 31

 

Глава 3. Дорожно-транспортные происшествия

3.1.Введение 33

3.2. Основные причины аварии на дорогах 39 3.3. Скорость движения 45

3.4. Алкоголь и управление автомобилем 49

3.5. Агрессивные водители 50

3.6. Ремень безопасности 52

3.7. Опасность мотоциклов 55

3.8. Дорожная сеть 56 3.9.Детский травматизм 58

3.10. Обучение и подготовка будущих водителей 63

3.11. Скорая помощь 65

3.12.Утомление водителей и аварии на дорогах 68

3.13.Основные задачи повышения безопасности движения 75

3.14. Методы повышения безопасности водителя 78

 

Глава 4. Безопасность управления автомобилем

4.1.Нехитрые советы для водтелей 90

4.2.Техника безопасного управления 94

4.3. Если машина попала в аврию 111

4.4. Рекомендации для обучающихся вождению автомобиля 115

4.5. Технические неисправности и оборудование автомобилей 120

4.6. Безопасность на общественном транспорте 128

 

Глава 5. Профилактика критических ситуаций и профессиональных болезней водителей

5.1. Профилактика профессиональных заболеваний водителей 141

5.2.Стресс 161

5.3. Депрессия 169

5.4.Страх 173

5.5. Конфликты и конфликтогены176

5.6. Последствия кризисных ситуаций 179

5.7. Как избегaть от стрессов и психолоrических травм 181

5.8. Методы достижения состояния покоя и расслабления 189

5.9. Тренировка эмоции 204

 

Глава 6. Личная безопасность и безопасность семьи

6.1. Личная безопасность 208

6.2. Безопасность семьи 210

Безопасность в быту 223

6.4. Безопасность на общественном транспорте 232

6. 5. Безопасность на общественных местах 244

 

Глава 7. Формирорвания безопасного образа жизни

7.1. Предисловие 246

7.2.Предопределенностьили свобода выбора? 248

7.3. Секрет интуиции 253

7.4. С чего начинается безопасность человека 257

7.5. Эмоциональный климат в семье260

7.6. Целительные силы внутри нас 263

7.7. Жить в гармонии с природой 265

 

Глава 8. Пути совершенствования личной безопасности

8.1. Введение 270

8.2. Роль науки 275

8.3. Роль религии 281

8.4. Роль внутренней организованности 288

8.5. Роль медитации 295

8.6. Роль целительства 300

 

Глава 9. Методика стимулирования безопасности водителей

9.1. О роли индивидуального поведения водителя 307

9.2. Обоснование актуальности применения данного метода 309

9.3. Цель и задачи данного метода 310

9.4. Последовательность реализации данного метода 311

9.5. Роль и значение типологии личности водителей 312

9.5.1. Анализ типологии личности водителей 315

9.5.2. Тест - определитель типологии личности водителей 319

9.5.3. Простой вариант определения типа личности водителей 327

9.6. Методика стимулирования водителей 331

9.7. Перечень наиболее часто задаваемых нам вопросов 333

 

Заключение 334

Список литератури 337

Об авторе 341

 

 

От автора

 

Хочу выразить огромную признательность всем авторам, книги которых я использовал при работе над данной книгой. В особенности я признателен Николаю Нарицыну, Гансу Селье, Мэнли Холлу, Вернону Сильвесту, Полу Брэггу, Хорхе Ливраге, Ниши Кацудзо, Геннадию Малахову.

Я признателен ученым, специалистам и моим коллегам за сотрудничество в области безопасности дорожного движения. В частности, выражаю особую благодарность ректорам университетов и институтов: Станиславу Бородину (Академия МВД СССР), Валентину Луканину (МАДИ), Владимиру Филиппову (РУДН), Владимиру Шкрабаку (СПбГАУ), Анатолию Карунину (МАМИ), Аршалуйсу Тарвердяну (АрмГАУ), Рубену Авакяну (ЕрАРИП), Вадиму Донченко (НИИАТ) и Виктору Кондратьеву (НИЦБДД);

Докторам наук, профессорам: Валерию Носову, Виталию Еременко, Валентину Сильянову, Владимиру Носову, Валерию Лукьянову, Александру Петровскому, Виктору Столяренко, Виктору Иванову, Анатолию Рябчинскому, Георгию Клинковштену, Генриху Саркисяну, Норику Базикяну, Александру Арутюняну, Ара Мхитаряну;

Кандидатам наук, доцентам: Виктору Тагасову, Виктору Давыдову, Михаилу Дубинину, Юрию Сытникову, Борису Анохину, Владимиру Чванову, Юрию Кременцу, Евгению Осепчугову, Александру Плужникову, Александру Романову, Славе Бурнусузяну, Роберту Межлумяну, Александру Юрову.

В заключение хочу подчеркнуть весьма ценную работу моих сыновей Карена и Виктора по сбору и идентификации материалов данной книги. Они в равной мере являются соавторами данной книги.

 

В.В. Амбарцумян

 

 

Предисловие

Я знаю только то, что ничего не знаю.

Сократ

Согласно данным ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО и ЕЭК ООН вследствие дорожно транспортных происшествий ежегодно во всем мире погибают 1,2 милиона человек, 30-50 миллионов людей получают ранения, теряют работоспособность или остаются калеками около 17 млн. человек ежегодно.

Для мужчин в возрасте 15-44 дорожный травматизм является второй (после СПИД) ведущей причиной смерти населения. К 2020, если не предпринять надлежащие действия, дорожноый травматизм повыситься повсюду до 65 %.

От 35 до 40% ДТП совершаются в результате превышения скорости движения автомобиля сверх установленной нормы, 23-28% - из-за невнимательности водителей, 15-20% - по причине утомления водителей.

От 45 до 50% ДТП совершаются водителями употребляющими алкоголь и наркотики.

Так как по вине водителей транспортных средств совершаются 70-85 % дорожно-транспортных происшестий, поэтому в данной книге, из широкого спектора безопасности дорожного движения, мы обращаем особое внимание на индивидуальную безопасность личности водителя. В книге предпринята попытка собрать воедино разнообразные сведения и сформулировать общие принципы и практические рекомендации, которыми должен руководствоваться каждый водитель в своей повседневной жизни.

Данная книга отличается системным, комплексным подходом к проблеме возникновения опасностей для водителя, а также к методам, средствам и способам предотвращения и предупреждения возрас-тающих с каждым днем опасностей на автомобильном транспорте.

Первая глава данной книги, являющаяся вводной, посвящена обзору опасностей для личности. Рассмотрены источники опасности, связанные с качеством личности и способностью человека, а также роль личного поведения водителя в обеспечении безопасности.

В второй главе приведены много полезных советов, касающихся вопросов социально-криминального характера, профилактики алкоголизма, наркомании, азартных игр и курения. Приведены также сведения о первичной профилактике указанных вредных привычек.

Следующая глава посвящена повышению безопасности дорожного движения – одного из самых жгучих вопросов современ-ности, которому была посвящена специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 2005 г. В главе рассматривается широкий спектр причин возникновения опасностей и задач повышения безопасности движения. Изложенны конкретные методы предотвращ-ения дорожно транспортных происшествий.

В четвертой главе подробо изложены самые необходимые праила и методы безопасного управления автомобилем. В чавстности, изложены нехитрые советы водителям, техника безопасного управления, технические неисправности и методы их устроанения, рекромендации для обучающихся вождению и для лиц попавших в аварию. Для участников дорожного движения приведены общие правила безопасного поведения на общественном транспорте.

Пятьая глава посвящена мероприятиям направленным на снижение утомляемости и профилактике заболеваний водителей, важное место при этом отводится естественным методам выздоровления организма. В этой же главе приведены психические проблемы в критическихъ ситуациях, необходыми сведения о влиянии стресса и депресси и об основных причинах их возникновения. Мероприятия профилактики стресса, депресии, страха, фобии и других нерно-психической процессов изложены в этой же главе. Подробнейшим образом рассматриваются методы нервно-пасихического расслабления, аутогенной тренировки, управления конфликтом, техника и органгизация процесса медитации; способы укрепления защитных сил организма, самоисцеление, самовнушение, а также тренировка эмоции и необходимые правила самообладания.

В шестой главе приведены необходимые сведения и полезные советы по обеспечению личной безопасности водителя и безопасности его семьи, в частности, советы для женщин, детей и людей пожилого возраста. Рассматриваются источники опасностей в быту, а также методы обеспечения безопасности бытовой электротехники и газовых установок. В этой же главе приведены общие сведения по безопасности в общественных местах: на пляже, на митинге, на концерте. В конце главы содержатся полезные советы, касающиеся безопасности при поездках за границу.

В качестве дополнения шестой главы в седьмой главе приведено конкретное изложение формированию безопасного и здорового образа жизни. В ней приведены рекомендации относительно того, как жить в гармонии с Природой и как следовать законам Природы. Кроме того, в главе изложены принципы естественного целительства как основы обеспечения безопасности и здорового образа жизни.

В восьмой главе рассматриваются методы управления своим поведением путем самосовершенствования личности. В качестве конкретного инструмента для достижения этой цели рассматриваются: роль науки, религии, внутренной организованности личност, медита-ции и модель выживания человека в современном мире.

Исходя из важного значения индивидуального поведения водителя, в деле обеспечения безопасности дорожного движения, в девятой главе приводены тесты для определения индивидуальных особенностей водителей и методика стимулирования водителя. Простота изложения материала обеспечивает водителю возможность самостоятельно определить свои достоинства и недостатки и, в зависимости от этого, усовершенствовать свое поведение - не только в вопросе обеспечения безопасности дорожного движения, но и в быту.

Перед Вами труд, аккумулирующий достоверные сведения и правдивые суждения о вещах, известных с древних времен и до наших дней. Книга написана в простой и доходчивой манере. Представленные в ней материалы предназначены для водителей, пешеходов и широкого круга читателей.

Следуя советам, приведенными в книге позволит, с одной стороны, уменьшить вероятность попадания в неприятные и конфликтные ситуации, а с другой - увеличит степень вашей внутренней готовности противостоять трудностям и опрасностям.

 

Глава 1. Источники опасности личности для личности

 

1.1. Личность и индивидуальность

Ты забудешь о своих бедах, если наденешь достаточно тесные туфли. М. Монтень

 

Современная психология считает, что в человеке, кроме физической части, существует и нечто другое, более высокое. И сын рыбака не обязательно станет рыбаком, он может стать и музыкантом, сын музыканта может стать рыбаком, сын военного - священником и т.п. Иначе говоря, то, кем мы становимся, определяет не физическая часть, а нечто другое.

С точки зрения философии и согласно древним традициям, личность –это внешняя часть человека, подобная резонансному ящику – деревянной части скрипки или пианино, включающая в себя биологическую, психологическую и даже ментальную часть.

Индивид, как говорит само слово, означает «то, что неделимо», то, что является духовным «атомом» – настоящим атомом; не тем атомом, который недавно разделили на части, а греческим «а-томом» – «тем, что не имеет частей», где «а-» является приставкой, а «tomos» означает «часть».

Следовательно, индивид – это то, что не имеет частей, что невозможно разделить, то, что не умирает и является бессмертным, что выше всего земного и что отражается в личности – маске, которая достается каждому из нас, чтобы мы могли действовать в этом мире.

Итак, человек рождается с личностью, которая должна связывать его внутреннюю сущность и окружающий мир. Потом появляются факторы воспитания и образования, экономический, общественный и другие. Все это влияет на личность и обусловливает ее.

Даже если бы у всех людей было одно и то же воспитание, разве мы оставались бы одинаковыми в течение всей жизни? Мы отличаемся друг от друга. В одной и той же семье рождаются несколько детей, им дают приблизительно одно и то же воспитание, они растут в одних и тех же экономических условиях, у них много одинаковых вещей, но, когда им исполняется 20, 30 или 40 лет, они уже совершенно разные.

Очевидно, что воспитание играет важную роль, точно так же, как окружение, в котором мы растем, экономические условия, которые могут быть благоприятными или неблагоприятными, психологическая среда, в которой мы вращаемся. Но все это не может сформировать личность полностью, ибо существует еще духовный, индивидуальный элемент, стоящий выше всего этого.

Теории, которые были популярны в XVIII – начале XIX века и согласно которым совершенно новое воспитание может создать и совершенно нового человека, не соответствуют действительности. Воспитание может помочь, может многое облегчить, но не оно создает человека.

Истинная опасность заключается в культе собственной личности, ибо за ним стоит эгоизм и мелочность. Сегодня мы подменили гордыней те древние ценности, те древние, столь дорогие, столь глубокие чувства, благодаря которым рыцарь с честью совершал действия, возвышавшие его. В наших домах почти не осталось того, что принадлежало нашим дедам, нашим родителям.

Мы уже почти не гордимся героями, жившими до нас, и не повторяем слов, сказанных нам мудрецами, прекрасных слов, подобных тем, что прошли через века - «Познай самого себя». Это те самые слова, которые прочитал Сократ на фронтоне храма 25 веков тому назад, но сегодня они не в чести.

Мы должны попытаться преодолеть нашу личность, пойти за великими людьми, оставившими в этом мире свой след, за теми, кто по-настоящему изменял историю человечества – в поэзии, музыке, искусстве, политике и т.д. Должны пойти за теми, кто, в каком-то смысле, оставил нам мир, в котором мы живем, со всеми его ошибками, но также и со всеми его победами, со всей его красотой.

Мы просто забыли смысл жизни, забыли главное – кто мы, откуда пришли и куда идем… Только приобретя это метафизическое ощущение смысла, это поистине человеческое чувство, мы победим страх и сможем говорить о наших грезах, наших мечтах, о том, каким нам хотелось бы видеть мир.

Дать одну практическую рекомендацию, которая была бы полезна всем, очень трудно. Надо научиться отделять себя от всего незначительного, второстепенного, научиться видеть истинную цену всего что окружает нас. что у нас было, – веру в самих себя, веру в Бога, веру в старших, веру в наши флаги и символы. Одного человека с другим связывает не равенство, а взаимодополняемость. Поэтому браки заключаются между мужчиной и женщиной, а не между людьми одного пола. Нам нужна не одна на всех идея, а один идеал – идеал согласия, идеал братства, идеал взаимодополняемости, идеал взаимопомощи.

Доктор физики Гельмут Шмидт, возглавляющий фонд научного изучения сознания в Сан-Антонио, убедительно продемонстрировал, что сознание является активным участником в действиях надфизических энергетических полей, которые руководят процессами на субатомном уровне. Эксперименты доктора Шмидта показали, что в реальности надфизической энергии сознание является вездесущей первопричиной энергетического феномена, определяющего активность субатомного, а за ним и молекулярного мира. Было также продемонстрировано, что сознание может влиять на энергию растений и на электромагнитную энергию металла. Иными словами, сознание обладает невероятной силой.

Эгоизм- поглощенность собой, а эго­тизм - чрезмерная поглощенность собой. «Эго» в переводе значит «я». Оно осознается отличным от других «я», и эгоизм является естественным резуль­татом этого осознания.

Эгоизм, не сдерживаемый влиянием мудрости, постепенно превращается в эготизм, являющийся одержимостью самим собой. Сознание сосредоточе­но на факте собственного «Я», а результатом стано­вится оскорбительная заносчивость. Гордыня, высокомерие, желание обладать, воля к власти, стремление превосходить других и готов­ность жертвовать благом окружающих людей ради своих интересов широко распространены и являются формами эготизма.

Но ос­тается очевидным, что эготизм есть деструктивная ментальная установка и каждый должен решить для себя. Со­средоточенные на самих себе редко бывают доволь­ны; а ведь дурной нрав нарушает химические про­цессы в организме, и их земной наградой становит­ся повышенная кислотность. Старинная китайская пословица гласит, что тот, кто работает ради славы, никогда не делает свою работу хорошо. И только тот, кто трудится ради радости труда, достигает - когда пробьет час - за­служенной славы. Когда же это случается, его начи­нают ненавидеть те, кто почти ничего не сделали, эготисты, не терпящие величия других людей. Рассмотрению этой проблемы былo посвящено так много времени потому, что она играет очень важную роль в обеспечении безопасности и сохранении здоровья человека [14,39,72].

 

1.2. Наше поведение

Пока мы откладываем жизнь,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...