Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип построения икебаны




Икебана имеет высоту, ширину и глубину. Для того чтобы создать простейшую композицию, достаточно трех основных разновеликих элементов (ветки, цветы, листья и др. растительный материал).

Самая длинная ветка, играющая наиболее важную, определяющую роль, называется син; второй по длине главный элемент – соэ, а самый короткий элемент – хикаэ дает едва ли не наибольший эффект, особенно цветовой. В качестве син и соэ используются чаще всего ветки, а в качестве хикаэ – цветы, но могут быть и другие комбинации.

В икебане решающее значение имеет то, каким образом ставится хикаэ. В выражении икебаны, даже в самых простых формах, хикаэ обязательно присутствует. Есть икебана без син или соэ, но икэбана без хикаэ немыслима.

Концы главных элементов образуют вершины разностороннего треугольника, который получится, если мысленно соединить их прямыми.

Между главными устанавливаются дополнительные ветки и цветы (дзюси).

Объемность
Икебана, как мы уже сказали, имеет высоту, ширину и глубину, она трехмерна. Кстати, это сближает икебану с такими видами искусства, как архитектура и скульптура. В течение долгого времени в японских жилищах ей отводилось специальное место токонома (ниша). Там икебана обозревалась лишь с одной стороны, поэтому имела односторонний вид с отчетливой лицевой и тыльной стороной. Теперь икебана с подчеркнутой объемностью ставится в местах, где она видна почти со всех сторон. Поэтому композиция должна выглядеть одинаково красиво с любой стороны. Даже если композиция ставится у стены, дополнительные ветки и цветы в тыльной части направляются в сторону стены; короткие цветы и ветки размещаются сзади, а более длинные направляют вперед. Все это делается для придания аранжировке большей объемности. Стебли растений не должны располагаться в одной плоскости.
Гармоничность
Икебана отличается гармоничностью составляющих ее частей. В конструкции аранжировки заложен разносторонний треугольник, который является, по древнему японскому понятию, выражением наиболее идеальной гармонии. Эта конструкция создается тремя главными ветками (цветоносами), между которыми эмпирически установлены наиболее приятные для глаз линейные соотношения: размер второй по величине ветки составляет 3/4 (в некоторых школах 2/3) от первой; длина третьей ветки составляет 3/4 от второй; длина главенствующей ветки определяется в зависимости от размера сосуда, в который ставятся растения. Таким образом, одновременно намечается и гармоничное сочетание размеров растений, и вазы, чем и создается цельность художественного произведения. Приятная цветовая согласованность между растениями, а также между растениями и вазой дополняет впечатление общей гармоничности композиции. Большое значение имеет и гармония между композицией и окружающим пространством. При создании икебаны учитываются цвет, форма и размер вазы, а также фон композиции. Сюда входят предметы, которые окажутся поблизости, и освещение. Поэтому, прежде чем приступать к реализации замысла, необходимо знать, в каком месте будет стоять икебана. В идеале икебана, как и европейская композиция, создается именно в том месте, в котором она будет установлена.

Асимметричность
Еще одна характерная черта икебаны. Такой принцип важен потому, что, согласно принципам икебаны, эта композиция отражает природу, а в природе нет четкой симметрии. Асимметрия композиции воплощает заложенную в икебане некоторую неопределенность и относительность. Асимметричная конструкция не только соответствует буддийскому представлению о лике абсолютной природы, но и способствует живому созерцанию, в то время как устойчивое равновесие симметрии воспринимается пассивно. Асимметрия аранжировки закладывается ее треугольной несущей конструкцией. У треугольника есть три главные ветки разной длины, у каждой из которых разные направления и углы наклона. Дзюси к каждому из этих главных элементов также разнятся по длине, направлению и степени наклона. Все это создает асимметричность как общего очертания композиции, так и внутреннего распределения растений. Растительный материал в ней располагается неравномерно: участки густоты, плотной массы чередуются с разреженными. Контраст Один из действенных художественных приемов в цветочной аранжировке, используемых ради большей выразительности, необычности, большего художественного эффекта. Когда соседствуют два растения, контрастных по тому или иному признаку, они взаимно подчеркивают друг друга, высвечивают эти признаки, становясь более эффектными. Хорошо смотрятся контрастные сочетания, образуемые ветками с цветами замысловатой формы и цветами лаконичных очертаний; или сочетания темной зелени со светлыми листьями.

Выразительность
Еще одно качество икебаны, которое некоторым образом роднит ее с европейской аранжировкой. Это значит, что человек, который создает композицию, передает через свое творение свои настроение, чувства, идеи. Икебана не повторяется, каждая композиция своеобразна и уникальна. Поэтому важное значение приобретает другое качество замысел. Икебана предварительно обдумывается и строится таким образом, что внутри нее возникают эстетически оправданные взаимосвязи между отдельными ветками и цветами. В ней нет элементов, которые не несут значения или присутствуют как бы сами по себе. Все составные части икебаны взаимодействуют. Принцип икебаны - ничего лишнего.

Масса
Это не вес композиции, а концентрация определенного цвета в одном месте. В обычной композиции масса составляется из мелких цветов, которые располагаются относительно в большом количестве (как, например, незабудки), в крупных композициях из крупных цветов. Масса также может образовываться и из хвои или крупных листьев. Эффект массы будет более значительным, если рядом присутствует контрастирующий с ней растительный материал, например тонкие или изогнутые стебли, узкие листья трав. Икебана использует естественные материалы и демонстрирует особенное видение красоты природы. Три элемента линии, масса и цвет, помогают в этом творчестве, они образуют икебану. Форма композиции состоит главным образом из линий и массы.

Баланс
Принцип, согласно которому в аранжировке поддерживается определенный баланс. Это значит, что растения должны располагаться таким образом, чтобы образовалась уравновешенность между отдельными частями композиции передней и задней, левой и правой. Композиция должна быть устойчивой. Каждые группы растений и каждое растение в отдельности должны органично вплетаться в общий выразительный ансамбль, создавая целостное гармоничное произведение. Аранжировка выглядит более устойчиво, если крупные цветы располагают ближе к ее основанию; мелкие, на тонких цветоножках, вверху и на периферии; темные ставят внизу, светлые выше. Но массивные или темные цветы вверху могут уравновешиваться и более объемистой темной вазой. Очень часто для этой же цели вазу устанавливают на подставку в виде темной дощечки или просто древесного спила, что не только придает композиции законченный вид, но и как бы утяжеляет ее основание. Такой противовес для поддержания сбалансированности композиции особенно необходим в тех случаях, когда работают с горизонтальными и свисающими формами, поставленными в высоких вазах, а также с ветвями, несущими крупные, тяжелые плоды. Однако в современных композициях авангардистского толка допускаются нарушения баланса ради оригинальности, необычности и новизны.

Цвет
Еще один из важнейших принципов и элементов икебаны. Цвета по-разному действуют на человека, вызывая у него ту или иную реакцию, поэтому японцы считают цвет сильным средством для создания выразительной композиции. В икебане избегают ставить в одну вазу растения многих окрасок, исключение составляют летние композиции из природных растений. Однако, в японском понимании, цвет трактуется несколько иначе, нежели в европейском. Например, белый цвет зрительно увеличивает объем предметов, в его присутствии другие цвета становятся активней; оживленней. Отдельно взятый белый цвет в Японии символ скорби, но его сочетания, например с красным, выглядят радостными и праздничными. Черный цвет уменьшает объем и дает строгие и торжественные сочетания почти со всеми другими, особенно с красным и оранжевым. Зеленый цвет пассивный, отступает перед теплыми колерами, но может нейтрализовать несогласованность между другими окрасками. Фиолетовые, синие цвета холодные, отдаляющие, тяжеловатые. Фиолетовый цвет имеет больше всего оттенков и наиболее подавляем другими. Желтая, золотистая окраска наиболее любимые в Японии. Эти цвета приближают предметы, зрительно увеличивая их объем.
В японской аранжировке больше внимания обращается на сочетание окрасок цветов и вазы, а также фона, чем цветов с цветами. Ценится повторение или похожесть окраски вазы и основных компонентов в композиции. Этим подчеркивается единство растений и вазы в аранжировке. Также ценится гармоничное сочетание разных окрасок вазы и веток. Икебана, как и европейский букет, не чуждается монохромных композиций, то есть составленных из растений разных оттенков одного цвета.

Линии
То, что придает икебане красоту и изысканность. Японские мастера придают линиям первостепенное значение, даже окраска цветов вторична. Линии делают аранжировку выразительной, могут сделать пространство в икебане большим или маленьким, мягким или резким. Линии организуют пространство и внутри, и на периферии аранжировки. Направление прямых линий ассоциируется с определенным душевным настроем человека. Так, горизонтальные линии создают впечатление равнодушия, холода; вертикальные придают композиции стройность, высоту, дают ощущение тепла, устремленности, влечения к возвышенному; линии по диагонали вверх сообщают настроение подъема, разгона, взлета; линии по диагонали вниз высказывают чувство печали, скорби или преклонения перед памятью или величием. Очень интересны и красивы линии сильно изогнутые, причудливо извитые. Поэтому в икебане довольно популярны различные лианы, ветки деревьев и кустарников, травы, стебли травянистых растений, используются высушенные лианы, часто ошкуренные или отбеленные.
К линий демонстрируется в композициях умелой расстановкой цветов и веток естественных форм. Впечатление можно усилить, если сгибать их или составлять различные комбинации по определенному замыслу. Например, надломленность нескольких прямых линий в одну сторону дает ощущение сильного ветра, изогнутые и закрученные тонкие линии создадут в композиции быстрые вихри, ручьи.

Фокусная точка. Фокусная точка в икебане то же, что и в европейском букете, то есть главная часть аранжировки, то, на что в первую очередь направляется внимание зрителя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...