Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 6. «Стили современной флористики. Икебана. Ошибана.». (лекция)




Занятие 6.

«Стили современной флористики. Икебана. Ошибана. »

(лекция)

1. Вегетативный (растительный, естественный) стиль (рис. 6).

Вегетативным стилем называют наиболее естественное представление цветов и растений. При этом флорист, работая с материалом, должен обращать особое внимание на внешний вид, форму роста и растительное сообщество растений, что особенно важно при работе с горшечными.

Для вегетативного стиля наиболее характерна асимметричная расстановка (свободный порядок). Чтобы правильно создать асимметрию, необходимо сначала познакомиться с возможностями выполнения композиции из трех различных по величине базисных групп.

При такой расстановке роль доминанты играет самая большая группа. Равновесие же в композиции достигается с помощью несколько меньшей, противоположной группы, которую ставят отдалении, а ближе к главной группе располагают маленькую, соседнюю группу.

Следует заметить, что работа в вегетативном стиле требует особо тщательного подбора и расположения материала: цветы и растения должны выглядеть натурально — так, как они растут в природных условиях. Однако это не означает, что художник-флорист обязан копировать природу или подражать ей; ему только следует как можно полнее раскрыть ее красоту.

При создании такой композиции следует учитыать: растительное сообщество растений, физиологию растений, форму, направление движения, структуру, асимметрию/симметрию, пропорции, ступенчатость, группировку, окружающую среду, количество точек роста, свободное пространство, примеры в природе, цвет и форму вазы, время года.

2. Параллельный стиль (рис7).

В природе часто можно встретить примеры композиций параллельного стиля, и многие флористы давно создают работы по их образцу.

Во флористике стиль считают параллельным, если большинство растительного или нерастительного материала расположено параллельно друг другу.

Работы в параллельном стиле могут быть симметричными или асимметричными. Каждый элемент при этом имеет свою собственную точку роста, и, так же как и в других стилях, здесь необходимо строго соблюдать пропорции, цвет, форму и т. д. Параллельные части композиции могут быть вертикальными, диагональными или горизонтальными.

Вариантами параллельного стиля могут быть параллельно-вегетативный, параллельно-декоративный и параллельно-графический. Все основные правила создания композиций справедливы и для этих трех вариантов.

Параллельно-вегетативная композиция

Для работ этого типа характерна асимметричная расстановка. При этом растения должны выглядеть естественно — так, как они растут в природе. Большое значение имеют формы роста, потребность в пространстве и другие особенности растений, которые следует учитывать не только при создании композиции из срезки, но и при засадке композиций в вазы.

Параллельно-декоративная композиция

В композициях этого типа — обычно плотных — как правило, придерживаются симметричной расстановки, хотя допускается и асимметрия. Впечатление декоративности работы можно усилить

замкнутой формой.

Параллельно-графическая композиция

Здесь возможна как симметричная, так и асимметричная расстановка. Композиции выглядят четко, абстрактно, нередко даже конструктивистски. Иногда —это объект, при этом индивидуальные особенности растений не всегда берутся в расчет. В параллельнографических композициях базисом и дополнительным декоративным элементом может быть песок, мелкий

щебень или пластиковая крошка. В представленной на фотографии работе использованы ветки бузины, анемоны и листья прунуса. Поверхность срезов веток бузины, поставленных противоположно направлению роста, подчеркнута красным, синим, красно-фиолетовым и сине-фиолетовым цветом.

Рисунок 3.

3. Форма - линеарный стиль (рис. 8).

При работе в форма-линейном стиле флористу важно

добиться сильного напряжения комбинаций форм и линий, а количество используемого материала надо свести к минимуму. Большое количество материала с ярко выраженными линиями в одной работе снижает выразительность каждой линии и всей работы в целом.

То же самое происходит и при использовании в одной композиции большого количества форм.

Форма-линейная работа теряет свою выразительность и в том случае, если соединить много растительных элементов — цветов, листьев, веток и т. д. Строгая, четкая линия станет более экспрессивной, если ей противопоставить извилистую, неспокойную линию.

Шар — выразительное геометрическое тело, которое выглядит очень статично. А вот линия всегда динамична, и поэтому ее можно противопоставить шару (например, аплиум и ветки орешника).

В форма-линейной композиции формой могут быть не только шар, куб и другие геометрические тела, но и плоскость листа. Экспрессивные линии растений в сочетании с такой формой позволяют флористу сделать интересную работу.

Для форма-линейного стиля характерна асимметричная расстановка, но в некоторых случаях допустима и симметрия. При создании композиции особое внимание следует обратить на внешний вид растений, их особенности. Короткая обрезка стебля часто приводит к тому, что цветок теряет свою выразительность, однако форма и линии выигрывают. Сильный цветовой контраст элементов, сочетание рас-

тительного и нерастительного материала делают такие работы яркими и интересными.

Форма-линейная работа может выглядеть и как вегетативная, но тогда она должна быть сдержаннее в выразительности форм, линий и цвета.

 

 

4. Декоративный стиль (рис. 9).

В этом стиле главное для флориста — не выявлять особенности каждого растения, а подчинить их идее создания нового выразительного целого, когда растения, отчасти потеряв свою индивидуальность, выглядят по-новому. На практике флористы чаще выполняют работы именно в декоративном стиле.

Главная особенность декоративного стиля — плотное заполнение, то есть большое количество растений, близко расположенных друг к другу. Декоративные работы, как правило, симметричны, но они могут быть и асимметричными, как, например, структурные букеты или эта, обвитая лентами, пучками трав и ветками композиция.

При создании декоративной работы флорист должен знать, что результат его творчества прежде всего зависит от формы и цвета выбранных растений. Обычно симметричная декоративная работа выглядит четкой, строгой. Это впечатление усиливается сочетанием, например, желтого с белым или синего с белым и ослабляется в пестрой работе или в мягких тонах.

Если декоративная аранжировка симметрична, то материал должен быть расставлен как зеркальное отображение относительно геометрической середины (оси). Желтые розы, стоящие справа, должны повторяться и слева. Эта одинаковость соблюдается в форме, цвете и движении растений, но в деталях композиция может быть асимметричной.
Речь идет о внешней симметрии, то есть о симметрии формы, при этом асимметрия внутри формы создает движение.

Любая декоративная симметричная композиция должна иметь по меньшей мере одну ось симметрии. В большинстве таких работ соблюдается и ступенчатость. Однако для бидермейера и структурных работ она не характерна.

В декоративном стиле особенно выразительно смотрятся цветы симметричной формы — такие, как крупноцветная хризантема, пион, гортензия, тагетес. Меньше подходят стрелиция, фрезия, ирис и другие цветы с несимметричным рисунком.

4. Икебана (рис. 10). Появилась в IV в. д. н. э. Признаки икебаны: четкая структурность, ассиметричность, символизм, аллегоризм образа, соотнесенность в временем года, определенность пространства и времени.

Структура икебаны:

а) Сосуд

б) Конструктивные элементы - ветви (2-9шт. )

в) Геометрическая фигура

г) Вспомогательные элементы (дзюси): небо (син), человек (соэ), земля (хикаэ).

Стили:

а) Рикка - композиции выполняются в больших массивных вазах. Классический вариант стиля рикка включает сосну (символ долголетия). Используют листочки нарцисса (внутренняя энергия и сила). Основные растения: ирис, сакура, хризантема, клен, лотос, сосна.

б) Нагэирэ - расстановка цветов в вазе так, будто они не сорваны, а еще растут.

в) Сейка - все компоненты композиции направлены к свету. Есть световая и теневая стороны.

г) Морибана - сосуд низкий и широкий, цветки не должны касаться сосуда.

Только в одной стране мира, в Японии, существует уникальный и очень древний вид искусства - искусство составлять букет. По-японски оно называется икебана, так называется и сам букет. Есть несколько разных школ, направлений икебаны. Каждая школа имеет свои, законы. Мы расскажем об основных принципах одной из крупнейших школ икебаны - школы Согэцу.

Красота букета и красота цветка, ветки - это совсем не одно и то же. Цветы и ветки проявляют свою настоящую красоту, если их поставить, показать соответствующим образом.
В букете должны быть новизна, динамичность, пропорциональность и гармония. Что это означает?

Новизна - это неожиданная форма букета, необычный материал, из которого он составлен.
Под динамичностью подразумевается то, что в букете большое значение придается красоте линий. Совсем прямые ветки употребляются редко. А каждый изгиб передает какое-то действие, настроение, качество. Например, ветка сосны с большим изгибом, по мнению японцев, символизирует силу. Иногда в букет добавляют совсем сухие ветки без листьев и коры, отбеленные химикатами и изогнутые самым причудливым образом.

Пропорциональность - это прежде всего соответствующие размеры трех главных элементов букета (об этом речь будет идти ниже). Это сбалансирование трех основных элементов добавочными ветками, Цветами, которые называются дзюси (помощники).

Наконец, гармония. В частности, гармония цвета. Трудно, скажем, сочетать в одном букете такие цвета, как красный, желтый и голубой. Трудно, но можно. Один цвет должен гармонировать с вазой, другой (самый броский) будет представлен небольшим цветовым пятном, а третий станет главным цветом букета. Важна и гармония всего букета с вазой. Если букет яркий или составлен только из цветов, то вазу лучше взять одноцветную. Обычно в букете цветы, ветки, листья - главный элемент букета. Но бывают случаи, когда главной становится ваза. Тогда ставят небольшой, скромный букет, такой, чтобы он не затмил красоту вазы, а еще больше подчеркнул ее изящество. В-третьих, букет должен гармонировать с тем местом, на которое он будет поставлен. Форма букета должна зависеть от того, где он будет стоять: посредине стола, в углу, в нише и т. п.

Букеты ставят в высокую вазу или в низкую. Чтобы укрепить цветы и ветки в низкой вазе, употребляют специальные щетки - латунные иглы на свинцовой основе. В высокой вазе стебли можно укрепить перекладинами из твердых веток. Перекладины привязывают к нижним концам веток с таким расчетом, чтобы они упирались в стенки вазы.

Перед тем, как делать букет, надо оживить цветы, листья, ветки, если они немного завяли: подрезать концы стеблей, опустив их в воду. Японский букет состоит из трех главных элементов, которые на рисунках-схемах условно обозначены так: син ( ), соэ ( ) и хикаэ ( ).

Это скелет букета. Высота трех основных веток зависит от высоты вазы и находится в строгой пропорциональности по отношению друг к другу.

Размер первого элемента - син - полтора диаметра вазы плюс полторы высоты вазы.
Второй главный элемент - соэ - должен составить 3/4 высоты первого элемента (син), третий элемент - хикаэ - 3/4 от второго элемента (соэ). Если букет составляют из зелени и цветов, то син и соэ - это зелень, а хикаэ - цветы.

К каждому из трех главных элементов добавляются помощники ( дзюси ). Они короче своих хозяев, по месту тяготеют к ним. Если син, соэ, хикаэ - это скелет букета, то дзюси - его мясо. Обычно дзюси бывают из того же материала, что и ветка-хозяин (цветок - так цветы, ветка - так и дзюси ветки). Дзюси третьего элемента - хикаэ - ставятся так, чтобы короткие цветы были сзади, а более длинные впереди, с наклоном вперед и в сторону на столько градусов, сколько указано в схеме. Такое размещение цветов придает букету объемность, создает впечатление глубины и пространства.

Начиная составлять букет, надо прежде всего из имеющегося материала выбрать самую высокую и красивую ветку. Посмотреть, с какой стороны, в каком повороте или наклоне эта ветка или цветок выглядит наиболее выигрышно. Листья большинства растений имеют " лицо" и " изнанку". Так вот " изнанка" листьев не должна быть видна. Затем надо отмерить длину ветки (см. выше), срезать все некрасивые, " лишние" листья, цветы.

С нашей точки зрения, японцы, подготавливая ветку для букета, беспощадно обрезают ее. Они прореживают густые ветки, убирают все некрасивые части, срезают все задние листья и ветки, которые накладываются на передние. Сосну, например, ощипывают так, что главный стебель и развилки веток становятся голыми. При этом очень четко вырисовывается основная линия ветки. Одно из правил икебаны гласит: не бойтесь отрезать лишние ветки, цветы, листья во имя создания красоты.

Подготовленную таким образом ветку поставьте в вазу по выбранной схеме (см. ниже). Это будет ветка син. Потом таким же образом подбирается и подготавливается второй элемент- соэ, который должен иметь длину 3/4 от первого. После соэ ставится третий элемент - хикаэ.

Поставив три главных элемента, надо взглянуть на букет со стороны. Потом добавить ветки и цветы-помощники, опять посмотреть издали, поправить, подрезать, и букет готов.
Количество веток и цветов в букете не имеет значения, главное - гармония.

Есть две основные формы: прямостоячая и наклонная и семь разных вариантов схем каждой формы. За вариантами схем закреплены определенные порядковые номера.
В прямостоячих формах букета главный элемент син всегда имеет наклон 15° (по отношению к вертикали), а у наклонных форм син имеет наклон 45°. Кроме того, в наклонных формах элементы син и соэ меняются местами.

Изогнутые, искривленные ветки и стебли цветов больше подходят для икебаны наклонной формы, прямые ветки - для прямостоячей. Коротко об особенностях некоторых вариантов, схемы которых здесь даны. Вариант № 3 - букет трехсторонний. В варианте № 4 отсутствует второй элемент соэ. Этот вариант употребляется особенно часто. Вариант № 5 - син и соэ ставятся вместе, а в стороне от них, как можно дальше - хикаэ. Ваза для этого букета должна быть удлиненной. Такой букет особенно хорош летом, потому что вода, которая видна между двумя частями букета, создает впечатление прохлады.

Один из вариантов - плавающий букет. Делают его обычно для украшения обеденного или банкетного стола. В низкую вазу с водой кладут плоские цветы, срезанные под черешок, добавляют несколько листьев. В этом букете должна быть видна вода, поэтому дэюси не ставят.

Несколько дополнительных советов для желающих заняться составлением букетов.
Каждый вариант может быть зеркально перевернут. Мелкие цветы, вроде ландышей, лучше связать в пучки, а потом уже ставить в вазу. Ветки и листья, такие, как у туи, папоротника, нельзя ставить в полный анфас или профиль. Им надо придать небольшой поворот и наклон (по схеме).
Строгое соблюдение градуса наклона главных элементов букета не так уж обязательно.
Изогнутые ветки надо ставить так, чтобы верхний конец смотрел вверх, а не вниз. Это правило не касается букетов свободной формы. В икебане (обратите внимание на схемы) над каждым букетом обязательно должно быть пустое пространство - это неотъемлемая часть красоты букета.

После всех указаний и рекомендаций в японской литературе, касающейся составления букетов, обычно говорится, что глаз и сердце составителя букетов не должны быть в рабском плену у правил.

5. Ошибана (рис 11). - прессованная флористика. Используют засушенные листья, цветы, лепестки, кору. Материал сушат в гигроскопических листах под грузом массой в 16кг. Основа под композицию - картон, на который наклеен ватман. Бумагу можно тонировать чаем, кофе, настоем луковой шелухи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...