Стадии развития стресса. Управление стрессом.
Стресс - это ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека. Дистресс - это стресс, вредящий организму (в отличие от эустресса - полезного стресса). Чаще всего он вызывается длительными и(или) сильными негативными воздействиями на организм. Часто причиной дистресса является не плохая жизнь вокруг, а негативное отношение к происходящему. Этапы развития стрессового состояния у человека: нарастание напряженности; собственно стресс; снижение внутренней напряженности. Почаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди подчиненных. Не пренебрегать "бюрократией", то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид. Не раздражаться, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудить с ним основательность отказа. Как можно чаще демонстрировать свое доверие и поддержку подчиненным. Использовать стиль руководства, соответствующей конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников. При неудачах сотрудников оценивать в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества. Не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения. Запретить себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного. Если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускать из виду правил конструктивной и этической критики.
Периодически задумываться о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держать в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.
Основные модели организационных культур (Хофстида, Дила и Кеннеди, Оучи, Хэнди и др.). Организационная (корпоративная) культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Большой популярностью пользуется подход к изучению национального в организационной культуре, разработанный Г. Хофстидом и основанный на пяти переменных: *дистанция власти; *индивидуализм; *мужественность; *стремление избежать неопределенности; *долгосрочность ориентации. Широко известная сегодня организация типа «Z», описанная У. Оучи, представляет собой попытку показать, как соединение преимуществ двух достаточно различных культур (японской и американской) «рождает» эффективный вариант культуры американской деловой организации. Свое исследование У. Оучи построил на сравнительном анализе семи переменных организационной культуры: *обязательства организации по отношению к своим членам; *оценка выполнения работы; *планирование карьеры; *система контроля; *принятие решений; *уровень ответственности; *интерес к человеку. Обязательства по отношению к работникам. Согласно У. Оучи, все три типа организации высоко ценят низкий уровень текучести кадров. Увольнения применяются только в безвыходном положении. Следуя японскому подходу, У. Оучи предлагает в варианте «Z» рассматривать личность в организации шире, чем просто работника, проявлять интерес к его домашней жизни, увлечениям, вере, желаниям, опасениям и вдохновению. Типично американский подход видеть в индивиде только работника ограничивает возможности управления человеком в организации.
Чарлз Хэнди выделил четыре основные типа организационных культур: • Культура власти • Ролевая культура • Культура заданий • Культура личности Одной из первых в данной области была типология Т.Дила и А.Кеннеди. В основе этой типологии лежит выделение двух критериев, оказывающих на ОК сильное влияние: риск – насколько объективно и субъективно содержат в себе риск те или иные решения и действия, связанные с функционированием рынка; обратная связь – насколько быстро выясняется, правильным ли было принято решение и эффективным ли было конкретное действие, а также сведения о реальных последствиях принятых решений, поступающих быстро или, по объективным причинам, медленно.
Основные этапы развития менеджмента. Школа научного управления (1885-1920 гг.) - Ф. Тейлор, Фрэнк и Лилия Гилбрет, Генри Гант. • Используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. • Анализ содержания работ и определение ее основных компонентов (Тейлор с помощью кинокамеры анализировал процесс производства). • Заинтересованность работников в увеличении производительности и объемов производства. • Возможность перерывов в процессе производства. • Установление норм производства. • Отбор физически и интеллектуально подготовленных работников и т.д. Классическая (административная) школа управления (1920-1950 гг.) - А.Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни. • Теоретики имели практический опыт руководителей высшего звена управления. • Повышение эффективности работы организации. • Рассматривались общие характеристики и закономерности организации. • Разработаны принципы управления Анри Файоля и т.д. Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) - Мэри Паркер Фоллет, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу. • Человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. • Хоторнский эксперимент Элтона Мэйо - это введение психологов на предприятие, открытие отделений психологии в университетах. • Маслоу считал основными не экономические силы, а различные потребности.
Школы поведенческого направления (с 1950 г. по н.в.) - Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Гердцберг, К. Арджирис. • Аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации, содержание работы, качество трудовой жизни. • Осознание работником собственных возможностей. • Повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Современные школы менеджмента (с 1950 г. по н.в.) • Развитие кибернетики и применение ее методов к операционным проблемам организации. • Разработка модели ситуации. • Замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями, использование ПВМ. • Разработка методов математического моделирования. • Создание алгоритмов выработки оптимальных решений и т.д.
Этика. Этика [ греч.ethike от ethos – нрав, обычай] 1) наука о сущности, происхождении и развитии морали; 2) совокупность принципов и норм поведения какой-либо группы, профессии. Этика менеджмента – это некоторая система идеалов, на которые должен опираться менеджер (предприниматель, руководитель, любой другой деловой человек), чтобы достичь поставленной цели. Основывается на нравственных принципах, определенных правилах поведения как на предприятии, так и вне его. Также базируется на правовых критериях, устанавливающихся законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах. менеджер служит примером для своих подчиненных Менеджер выполняет воспитательную роль, а значит, формирует отношение подчиненных к тому предприятию Любой поступок менеджера (как дурной, так и хороший) воздействует на его подчиненных и формирует комплекс этических норм и моральных устоев окружающих его людей
Организационная культура. Организационная (корпоративная) культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.
Компонентами корпоративной культуры являются: •принятая система лидерства; •стили разрешения конфликтов; •действующая система коммуникации; •положение индивида в организации; •принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы. Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность. Охранная функция состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий. Интегрирующая функция — усиливает систему социальной стабильности в организации. Организационная культура — своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения; Регулирующая функция — является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации Адаптивнаяфункциявыражается в чувстве общности всех членов организации Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло. Мотивационная функция- усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей; Функция имиджа организации, формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой.
65. классический и социально-экономический подходы к проблеме социальной ответственности менеджмента Социальная ответственность – обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса. Например, цель частного бизнеса в сфере отелей и мотелей – максимизировать свою прибыль путем увеличения платы за комнаты и расширения деятельности своих ресторанов. Социальная ответственность бизнеса — ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определенных или неопределенных законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Ответственность наступает в результате игнорирования или недостаточного внимания субъектов бизнеса к требованиям и запросам общества и проявляется в замедлении воспроизводства трудовых ресурсов на территориях, являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса. Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|