Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные исследования




Л.А. Маюрникова, С.В. Новосёлов

 

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

 

Учебно-методическое

пособие

 

Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования

для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов технических вузов

 

 

Кемерово

УДК 378:001.895(07)

ББК 74.54:72я7

М38

Рецензенты:

С.М. Никитенко, директор Кемеровского инновационно-технологического Центра, кандидат экономических наук;

А.А. Максименко, проректор по НИР АлтГТУ

им. И.И. Ползунова, д-р техн. наук

Рекомендовано редакционно-издательским советом

Кемеровского технологического института

пищевой промышленности

Маюрникова, Л.А.

М38 Основы научных исследований в научно-технической

сфере: учебно-методическое пособие / Л.А. Маюрникова; С.В. Новосёлов; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2009. - 123 с.

ISBN 978-5-89289-587-3

 

Предназначено для студентов вузов, изучающих вопросы научно-инновационной деятельности, магистрантов и аспирантов, молодых учёных, специалистов предприятий промышленности, малых предприятий и организаций разных форм собственности, предпринимателей, которые имеют интерес к инновационной сфере и развитию отраслей жизнедеятельности общества.

Рекомендовано для выполнения практических работ в рамках НИР, НИОКР и самостоятельного изучения программ, направленных на развитие творческой деятельности личности.

 

 

УДК 378:001.895(07)

ББК 74.54:72я7

ISBN 978-5-89289-587-3

Охраняется законом об авторском праве, не может быть использовано любым незаконным способом без письменного договора

 

 


© КемТИПП, 2009

От авторов

 

В стратегии инновационного развития отраслей жизнедеятельности общества социально-экономический рост возможен только на основе достижений и успехов в сфере экономики, основанной на знаниях. Достижения инновационного процесса преимущественно определяются умением результативно решать комплексы задач в системе «наука - производство», «университет - промышленность», что отражает организацию совместной работы научной сферы и образования с реальным сектором экономики, предприятиями производства, промышленности. В этой системе для достижения результативности главными остаются - обоснованно и в правильно заданных граничных условиях поставленные цели: организация инновационной деятельности как управления, менеджмента в системе на основе известных знаний в оптимально граничных условиях для достижения обоснованных целей; формирование комплекса задач для формирования положительного результата и социально-экономического эффекта. Для решения этих вопросов необходимы специалисты соответствующей квалификации, которые способны работать результативно в инновационной сфере, охватывающую и науку, и производство.

В рамках учебно-методического пособия авторы определяют комплекс основополагающих направлений познания, которые способны формировать специалиста для инновационной сферы как в научной среде, так и в производстве. При этом познание опирается преимущественно на профессиональные знания специалистов пищевой промышленности с целью их развития и интеграции. Развитие знаний, несомненно, определяется навыками специалиста, однако значимо и «умение думать», что уже является знанием человека. Такие знания формируют основу будущих успехов современного общества, направления его развития и достигаемые в будущем результаты. Можно и нужно говорить о высокой значимости специалистов с навыками организации и управления процессом создания производств на основе современных знаний. Однако при всей важности таких производств для социально-экономического развития особую важность имеют знания для создания радикально новых инноваций и на их основе производств, которые обеспечивают создание новых товаров, а значит, конкурентоспособных производств, формирующих новые потребительские рынки. Именно такие производства, основанные на новейших достижениях науки и техники, определяют будущий технологический уклад общества и характеризуют основные требования к специалистам инновационной сферы. Это значит, что определяется особая актуальность эффективного взаимодействия науки и производства и организация системы управления этими сферами в инновационной стратегии. Авторы на теоретической основе и имеющегося практического опыта работы в инновационной сфере преследуют цель познакомить специалистов разных сфер деятельности с основными подходами к формированию и решению задач, обоснованию принятия решений, формированию мышления в команде специалистов для решения сформированных задач.

Известные подходы, способы и методы творчества достаточно обширны и значимо определяют навыки «умения думать». Если можно охарактеризовать «умения думать», смоделировать как точку, линию, плоскость и объем, то именно объемное мышление и его результаты определяют интеллектуальный потенциал для создания новых знаний, в том числе необходимых для применения новых разработок, технологий в производстве. Обладание объемным мышлением возможно лишь на основе профессиональных знаний и обеспеченных умений, навыков, способностей. Развитие способностей творческого мышления является частично управляемым процессом, объективного и субъективного характера одновременно. При этом знания в части подходов к управлению познанием, методов творчества, цели образования и самообразования определяют успех подготовки специалистов, необходимых для инновационной сферы, которая охватывает все отрасли жизнедеятельности общества и определяет его будущее.

Специалисты инновационной сферы должны обладать многими личностными качествами, они должны владеть обширными знаниями, умениями и навыками, способностями, как говорили великие мыслители: «Точное логическое определение понятий - условие истинного знания» (Сократ); «Самое трудное не защищать свое мнение, а знать его» (А. Моруа).

Жизнь ставит цели науке;

наука освещает путь жизни.

Н.К. Михайловский

ВВЕДЕНИЕ

 

Для отраслей хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества очень важно наличие высококвалифицированных специалистов, которые обладают обширными знаниями и при этом владеют методологией научно-технического творчества. Насколько сложно влиять на развитие процессов в обществе, настолько сложно остановить творческую мысль человечества. Наблюдаемое в истории развитие науки и творчества в силу социально-экономических причин прежде всего является локальным временным фактом, в период которого наука и творчество активизируются, и аккумулируются в совокупности с перемещением в иные области творчества, распространяются на больших территориях.

Важность научно-технического творчества в России в настоящее время возрастает. Решение этих вопросов требует всесторонних многогранных знаний и нетрадиционных творческих подходов к решению проблем производственно-экономического характера прежде всего. Экономическое состояние отрасли, региона, страны в целом определяется, прежде всего, объемом производства валовой продукции. Главными условиями такого обеспечения являются: сырьевые ресурсы; совершенные технологии. Именно поиск новых технических решений, оснащение производств современными технологическими процессами в техническом, организационном и экономическом плане определяет конкурентоспособность и эффективность продукции, а значит, влияет положительно на социально-экономическую ситуацию в целом.

Речь может идти о двух путях, это:

1. Совершенствование действующих технологий, частичная модернизация машин и оборудования.

2. Переход к принципиально новым технологиям, технике новых поколений, дающую наивысшую эффективность.

 

Несомненно, что второй путь наиболее эффективен и интересен для человеческого творчества. Однако этот путь более трудный и многоплановый, а его определяющая роль принадлежит человеческому фактору - умению создавать новое в науке и технике.

В науке и технике широкое распространение имеет философия подражания, т.е. формула «не уступает лучшим образцам». Принцип «гонки за лидером» имеет место, но подвержен критике, которая показывает, что производственное подражание сдерживает новейшие научно-технические идеи и решения, отвлекает профессионалов, в целом не дает возможности «догнать лидера». Научно-техническая общественность пришла к выводу об отказе от философии подражания.

Традиционный изобретательский метод проб и ошибок известен тысячелетия. В настоящее время известно около 50 основных, а с модификациями - свыше 200 методов поиска новых технических решений, в том числе с применением вычислительной техники, систем автоматизированного проектирования. Зная и комбинируя приёмы, применяемые в разработанных методах, используя возможности вычислительной техники, специалист во много раз сокращает время создания принципиально новой и оригинальной техники.

В условиях, когда отрасли жизнедеятельности общества акцентированы и ориентированы на инновационный путь развития, определяющим рычагом является научно-технический прогресс. При этом речь идет не просто о совершенствовании действующих технологий, частичной модернизации и машин и оборудования, а о переходе к принципиально новым технологиям, к технике новых поколений, радикальным инновациям, дающим новый качественный уровень развития и наивысшую эффективность. Это ставит проблему подготовки инженера-новатора, инженера-творца, будущего руководителя производством, проводника инновационной политики, специалиста для инновационной сферы.

Научная дисциплина «Основы научных исследований» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении общеобразовательных дисциплин, базовых дисциплин по специальности.

Целью изучения дисциплины«Основы научных исследований» является ознакомление с основными понятиями в области исследований в научно-технической сфере, изучение организации научно-исследовательской работы студентов, магистрантов, аспирантов, подготовка научных отчетов, инновационных проектов, дипломной работы, магистерской и кандидатской диссертации.

Задачи курса«Основы научных исследований»:

- ознакомиться с основными терминами и определениями, применяемыми в сфере научного исследования;

- изучить структуру и порядок научного исследования;

- овладеть информацией о современных на правлениях научных исследований;

- приобрести навыки работы с научной литературой;

- научить правильно организовать и выполнить научный эксперимент;

- изучить особенности сбора информации, научить анализировать и правильно оформлять результаты научного исследования;

- приобрести знания в области основ научно-технического творчества: философские аспекты научно-технического творчества, основы научно-технического творчества инженера- технолога;

- овладеть методами научно-технического творчества;

- ознакомиться с понятием и ролью инноваций в научно-технической сфере.

Научные исследования

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...