Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов создан в 1925 году профессором Берлинского университета Фридрихом Кунце и усовершенствован в 1954 году американским изобретателем Чарлзом Вайнтингом. Название метода фокальных объектов связано с принципом концентрации множества идей на каком-либо объекте. Этот метод имеет название и метода сфокусированных объектов, что более точно отражает его сущность. Метод фокальных объектов является наиболее распространенным методом, основанным на случайностях. Метод фокальных объектов включает: 1. Выбор фокального объекта, т.е. такого объекта, над которым предстоит работать, необходимо четко сформулировать цели усовершенствования объекта. 2. Выбор 3-4 случайных объектов; их выбирают откуда угодно, но как можно дальше от фокального объекта; подсказки не надо искать долго - пусть объекты сами проявятся и помогут изобретателю. 3. Составление списка признаков случайных объектов. 4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. 5. Развитие полученных сочетаний в результате ассоциаций, позволяющих получить выход на новые идеи. 6. Оценка идей и отбор из полученных решений наиболее оптимальных. Метод фокальных объектов хорошо работает на выявлении простых решений в любой области изобретательства при поиске новых модификаций уже известных устройств и решений. В 70-х годах ХХ века на основе метода фокальных объектов рижский изобретатель Г. Буш разработал метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Пример: в качестве фокального объекта выберем чайник, выберем случайные объекты: цветок, кино, сапоги. Подберем признаки: - цветок: лекарственный, водяной, вьюн, многоцветный и с шипами,...;
- кино: стерео, видео, звуковое,...; - сапоги: на каблуках, мужские, со шнуровкой, с ушами.... Переносим признаки и получаем множество вариантов, из числа которых выбираем два - чайник со звуковым сигналом на подставке колоколообразной формы; чайник с автоматическим отключением от сети с клювообразным носиком и ребристой поверхностью. Достаточно сложно бывает описать те процессы, которые происходят в мышлении человека. Нет ничего быстрее мысли, ассоциации, происходящие в мышлении, достаточно скоротечные. Известно, что в Уральском государственном профессионально-педагогическом университете (УГППУ, г. Екатеринбург) под руководством доктора педагогических наук С.А. Новосёлова ведется работа над решением задачи, как научить человека при помощи метода фокальных объектов сочинять стихи. Целью является не подготовка поэтов, а развитие у человека творчества, чувства ритма, рифмы, образного мышления. Ученые этого направления считают, что развитие поэтических способностей благоприятно влияет на формирование умений концентрировать мышление на определенном объекте или группе объектов, развивает абстрактное мышление умение вводить образные аналогии, систематизировать и развивать идею до уровня фантазии и целенаправленно использовать возможности интуиции человека. Другими словами, написание стихов может развивать и формировать комплексные творческие умения человека-специа-листа. Безусловно, поэтическое дарование является врожденной способностью к комплексному творческому мышлению, однако, фокусирование мышления, создание благоприятной обстановки для творческого процесса, несомненно, можно констатировать как факт. Нестихотворный текст допускает относительную непоследовательность логики изложения, стихотворный текст создает образные ассоциации, которые последовательно и логично развиваются в мышлении читателя. Ученые считают, что развитие основ поэтического умения у студентов - будущих специалистов - способствует формированию и развитию у них творческого мышления, позволяет раскрыть творческие возможности как для окружающих, так и для самих себя, что немаловажно в воспитании интеллектуальной личности.
Студенты, имеющие способности к сложению стихотворного текста, отличаются оригинальностью и точностью изложения идей. Рефераты таких студентов отличаются логической последовательностью изложения мыслей, точностью приводимых определений и формулировок, вдумчивостью, умением формулировать цели, задачи, выводы, выделяя главное и второстепенное; точно и однозначно воспринимают поставленные вопросы, дополняют ответы собственным видением. Эти студенты отличаются умением аналитически мыслить, одинаково активно приступают к решению и сложных, и простых технических задач, легко осваивают методы научно-технического творчества, методологию научного исследования. Метод синектики Синектика представляет собой системный подход к коллективной творческой работе. Она предполагает рассмотрение и усовершенствование условий задачи. К условиям задачи подходят критически, и первым шагом на пути к решению задач синектической группой становится преобразование «проблемы как она дана» в «проблему как она понятна». Схема «синектики» представлена на рис. 1.
Рис. 1. Последовательность решения поиска новой конструкции методом синектики Слово «синектика» (греч.) означает объединение разнородных элементов по аналогии. Впервые использовать этот метод в изобретательстве предложил Уильям Гордон (США), в 1952 году создавший «Синектис» - фирму по подготовке изобретателей. Особенностью метода синектики является привлечение различных аналогий. Для решения практических задач в области научно-техни-ческого творчества освоены четыре вида аналогий. 1. Прямая аналогия. Рассматриваемый объект сопоставляется со схожими по принципу действия из других областей техники или природы. Здесь широкое поле для применения бионики. Примером могут служить антикавитационные покрытия плотин по типу мха на валунах; или реагирующий только на подвижную цель прибор ретинотрон, построенный по принципу строения глаза лягушки; или самозатачивающиеся резцы Игнатьева, который их изготовил, взяв за основу строение кошачьих когтей.
2. Личностная аналогия (эмпатия). В основе лежит отождествление самого изобретателя с элементом проблемной ситуации, т.е. умение «войти в шкуру другого». Это похоже на этюды, выполняемые студентами театральных вузов. Попробуем разобрать задачу получения ядра из грецкого ореха. Традиционный метод раскалывания молотком для производства неприемлем - долго, дорого, небезопасно. Представим себя ядром, которому надо освободиться от скорлупы. Крепость скорлупы определяется ее жесткостью и атмосферным давлением. Поэтому надо сделать так, чтобы внутреннее давление ядра на скорлупу было больше атмосферного (при прочих дополнительных мерах - разогрев и т.п.). Решение такое: поместить орехи в контейнер, из которого выкачивается воздух. При какой-то степени вакуума орехи должны раскалываться сами. Таким образом, проникновение сознания изобретателя в суть самого предмета, прочувствование его действия помогает решить поставленную задачу. 3. Символическая аналогия. Ее еще называют абстрактной. Предлагаемой идее надо подобрать смысловую формулировку. Например: авторучка - орудие письма, создатель текста; автодорога - перевозчик груза, объединитель государств; пламя - видимая теплота и т.п. Теперь необходимо подумать, как распространяется, куда, как сохраняется…. И вот из этих общих рассуждений можно подойти к желаемому решению. 4. Фантастическая аналогия. Этот метод позволяет решать проблему в желаемом, идеальном варианте, чтобы все прошло «как в сказке». Задача может излагаться в виде мифа, сказки и т.п. в зависимости от фантазии автора. (Кстати, как известно, многие предвидения фантастов давно уже претворены в жизнь.). Фантастическое видение - отличное подспорье изобретателю. Недостаток метода - отрыв от закономерностей развития технических систем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|