Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инженера-конструктора




Структурный анализ творчества инженеров-конструкторов показывает сложность и многоплановость творческого процесса, в который входит и теоретическая, и практическая работа, изучение, осмысливание, обобщение и своего, и чужого опыта, ознакомление с информацией, обмен опытом деятельности, результатами поисков. Приемы творчества неразрывно связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. Очевидно, что нестандартное решение производственных задач возможно только тогда, когда конструктор проведет различного рода пробы и эксперименты, применит теоретические знания для осмысления практики действующих технических систем.

Структура творческой деятельности раскрывает как основные этапы деятельности конструктора, так и показывает содержание его действий в поиске новых технических решений (ТР). Воздействовать эффективно на творческую деятельность инженера можно, только зная основы психологии инженерного творчества. Основы психологии инженерного творчества связаны с целым рядом понятий.

Психологические свойства личности. Личностные характеристики являются одними из определяющих при определении способностей к НТТ. К.С. Петров считает, что новатору необходимо иметь решительность, «дьявольское упорство», «ангельское» терпение, талант, интуицию, интеллект.

К основным психологическим характеристикам творческой личности относят:

- устойчивость свойств личности;

- единство личности;

- активность личности.

Личность - очень сложное целое, в котором психологи выделяют три блока:

- направленность личности (мотивы поведения, потребности, чувства, интересы и т.п.);

- возможности личности (способность, память, воля, воображение и т.п.);

- психологические особенности поведения (темперамент, характер).

Психологический анализ деятельности. Результатом психологического анализа деятельности специалиста является установление психологических характеристик его мышления: памяти, воли, воображения и т.д., личностных характеристик, характеристик-умений: гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских и коммуникативных с целью определения уровня творческой деятельности и дачи конкретных рекомендаций по развитию умений и личностных характеристик.

Память - форма психического отражения действительности, связанная с запоминанием, сохранением и последующим воспроизведением индивидом его опыта.

Различают следующие виды памяти:

- по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую;

- наличию или отсутствию мнемической задачи выделяют память произвольную и непроизвольную;

- по времени сохранения материала различают память кратковременную и долговременную.

Различные виды памяти выступают в органическом единстве. Выделяют оперативную память - вид памяти, включающей процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе определенной деятельности.

Воля - психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Преодоление препятствий и трудностей требует волевого усилия, особого нервно-психо-логического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Объективный показатель воли человека - величина препятствий, которые способен он преодолеть.

Воображение - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Практика - критерий правильности образов воображения. Научно-техническое творчество невозможно без развитого воображения. Различаю непроизвольное и произвольное, воссоздающее и творческое воображение. Видом воображения является мечта.

Мышление является высшей формойотражения мозговой, мыслительной деятельности по осмыслению окружающего мира, наиболее сложнымпознавательным ипсихологически сложным процессом.

Мышление естьопосредованное познание:

- когда непосредственное познание невозможно из-за несовершенства анализаторов или их отсутствия;

- когда непосредственное познание было бы возможным, но в современных условиях исключено;

- когда непосредственное познание возможно, но нерационально.

Мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление - обобщенное познание действительности. Творческому складу мышления характерны: поиск нерешенных актуальных задач и путей их решения; непрерывное овладение эвристическими методами поиска новых технических решений (ТР); умение выделять главное и взаимосвязи явлений и фактов; умение отказываться от сложившихся стереотипов в мышлении и деятельности, быстро переходить от репродуктивной деятельности к творческой, и наоборот; способности к дивергенции и трансформации; способность отказаться от сделанного, если оно не является оптимальным решением задачи.

Речь. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь - это процесс использования языка в целях общения людей. Язык есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Одной из функций речи является осуществление мышления в речевой форме. Речь является средством мышления. Речь связана со всеми психическими процессами, она организует и регулирует их, развивает творчество.

Вдохновение - это состояниетворческого подъема, сильного обострения мысли и чувствчеловека, способствующее быстрому решению какого-либо вопроса. Вдохновение является результатом упорного трудачеловека в определенной области и не приходит само по себе.

Интуиция. Способностьнепосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания, находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса, интуиция является непременной составляющей творческого процесса, она также имеет большое значение для процессов теоретического обобщения и прогнозирования.Интуиция - это неосознанный компонент интеллектуальной, творческой деятельности, в результате которой возникает цепь логичных, последовательных рассуждений, которые ведут к решению поставленной задачи.

Техническое мышление. Интеллектуальная деятельность, в процессе которой человек оперирует образами технических объектов и понятий, называется техническим мышлением. Развитие технического мышления в процессе НТТ является важнейшим условием формирования творческих способностей инженеров. Особенности технического мышления изучены учеными О.Ф. Федоровой, Т.В. Кудрявцевым, Р.П. Скульским, С.Р. Рубинштейном.

Техническое мышление рассматривают как процесс отражения в сознании производственно-технических процессов и объектов, принципа их устройства и работы. Техническое мышление трехкомпонентное - оно понятийно-образно-практиче-ское. Основополагающими процессами технического мышления являются общие понятия законов для всех.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...