Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И характеристика инноваций




Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате научных работ, инновационной деятельности. На основе этого продукта, новых знаний формируются инфраструктуры, производящие товар, которые имеют экономическую результативность, определяющую социальное развитие отраслей жизнедеятельности общества. Достижения научно-технической сферы имеют существенное значение в процессах развития, которые основываются на новшествах, нововведениях, инновациях.

Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новаторство) понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги. Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой новшество, которое не было известно ранее. Это новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

Инновация - материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом. Результат инновационной деятельности можно назвать также инновационным продуктом.

Понятие «инновация» в официальной терминологии - инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

С термином «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, созданные человеком. Под открытием подразумевают процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует получение выгоды.

В инновационном развитии общества, современной экономике роль инноваций значительно повышается. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию. Только продукция, имеющая высокую степень наукоемкости и новизны, позволяет создать положительные экономические результаты.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый Й. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа).

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения Й. Шумпетер сформулировал еще в 1911 году. Позднее, в 30-е годы, он ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. [15].

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. В рыночной экономике инновации направлены на повышение конкурентоспособности предприятий (организаций) на соответствующих сегментах рынка, оцениваемой через конкурентоспособность их продукции или услуг.

Для вузов профильными рынками являются рынок образования, рынок труда и рынок научно-технической продукции или услуг (рынок технологий). Классификация инноваций осуществляется с целью оптимизации инновационных циклов и диффузии инновационной продукции. Систематизированное изучение инноваций позволяет планировать пути их использования и развития, разрабатывать стратегию инновационных процессов и управлять ими. Следует отличать инновации от несущественных видоизменений продукции.

К несущественному изменению относятся:

- эстетическое изменение цвета или формы изделия;

- незначительные технические или внешние изменения в продукции при постоянстве конструктивного исполнения и не изменяющие заметно параметры изделия, его свойства, стоимость, а также стоимость входящих материалов и компонентов;

- расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства предприятием, которое уже известно на рынке продукции и которое позволяет предприятию удовлетворить сектор рыночного спроса и получить доходы.

Классификация инноваций осуществляется по новизне, которая оценивается технологическими параметрами и спросом на эту продукцию потенциального потребителя на рынке.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В таблице 2 предложен классификатор инноваций, использование которого позволяет оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них.

Таблица 2

Классификация инноваций

 

Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
Области применения инноваций Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.
Этапы НТП, результатом которых стали инновации Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
Степень интенсивности инноваций «Бум», равномерная, слабая, массовая
Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
Результативность инноваций Высокая, низкая, стабильная
Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства, новые технологии.

По типу новизны для рынка инновации делятся: на новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия или группы предприятий.

По стимулу появления, источнику выделяют инновации: связанные с развитием науки и техники; вызванные потребностями производства; обусловленные потребностями рынка.

По месту в системе на предприятии выделяют инновации: на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.); на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); системной структуры предприятия (управленческой, производственной).

В зависимости от глубины вносимых изменений инновации подразделяются:

- на радикальные (базисные), которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;

- улучшающие, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

- модификационные (частные), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

Существуют и другие варианты классификации инноваций, предлагаемые отечественными и зарубежными авторами. Известна и расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия: технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления. [23, 35,37]

Другая классификация, предложенная чешским экономистом Ф. Валентой [15], позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого к более высокому уровню:

- инновации нулевого порядка - регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

- инновации первого порядка - изменение количественных свойств системы;

- инновации второго порядка - перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;

- инновации третьего порядка - адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

- инновации четвертого порядка - новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящие за рамки простых адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются - происходит некоторое улучшение их полезных свойств (например, дооснащение существующего измельчителя новыми скоростными режимами);

- инновации пятого порядка - новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например, переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»);

- инновации шестого порядка - новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (например, возникновение бесчелночного ткацкого станка);

- инновации седьмого порядка - новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономиче-ской среды, в которой он функционирует и развивается. Инновационный процесс может быть описан следующей фазовой схемой (рис. 3).

 

Фазовая схема инновационного процесса
Анализ /инициирование Конкретизация Перемещение (трансферт) Применение
     
анализ состояния; поиск идей; изучение проблемы исследование (НИР); разработка (ОКР); прототип (образец) подготовка производства; подготовка сбыта (распределение); сертификация (испытания) производство; поступление продукта на рынок; распределение продукции; расширение производства; эксплуатация

 

Рис. 3. Фазовая схема инновационного процесса

 

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники(технологий) (ПСНТ). ПСНТ начинается с фундаментальных исследований(ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей.

Цель ФИ - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию.

На современном историческом этапе ускорение социально-экономического развития, подъем производительных сил, постоянный рост производительности труда и эффективности производства базируются на научно-техническом прогрессе.

Научно-технический прогресс - существенный фактор производства продукции, обеспечивающий за счет совершенствования средств производства и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира, повышение производительности труда [35]. В свою очередь, научно-технический прогресс должен питаться непрерывным потоком фундаментальных научных идей, приводящих к принципиально новым видам техники и технологии.

Фундаментальные научные идеи должны широким потоком входить в технику и производство, через новейшие технологии и оригинальные инженерные решения воплощаться в новые машины, оборудование и приборы высшего технического уровня. В цепочке интенсивной экономики «наука - технология - производство» ведущим звеном является наука, порождающая и новейшие технологии, и новые принципы производства.

Происходит качественное изменение роли фундаментальной науки в системе организации науки и техники. Если раньше фундаментальная наука развивалась в основном независимо от производства, то теперь она становится неотъемлемым звеном всей цепочки современного научно-технического прогресса, истоком этого единого процесса. В современных условиях наука выступает как непосредственная производительная сила общества. Она все активнее вторгается в сферу материального производства, оказывая на него постоянное и неослабевающее воздействие. В условиях перехода на интенсивный путь развития необходимо быстрое и систематическое воплощение новых научных идей в производстве. Именно поэтому фундаментальные исследования должны опережать потребности техники и производства.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход фундаментальных исследований (ФИ) в мировой науке составляет лишь 5 %.

Фундаментальные исследования (ФИ) являются основой инновационного процесса. Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования(ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР - завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему.

Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий (Ос), которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства. На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы по опытной базе науки. Их цель - изготовление и отработка опытных образцов новых продуктов и технологических процессов.

После стадии освоения начинается процесс промышленного производства(ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные предприятия, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, т.е. были бы реализованы потребителю.

Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных исследований и включает в себя последующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом (рис. 4).

 

       
 
   
 

 


           
   
     

 


           
     
 
 

 


 

 


Рис. 4. Жизненный цикл инновационного процесса

 

Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в большей степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач.

Научно-инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвести-ционной деятельностью [35].

Инновационная деятельность предполагает целый комп-лекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть:

- подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

- предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

- маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию;

- приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

- приобретение овеществленной технологии - машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на инновационных предприятиях (ИП) продуктовых или процессных инноваций;

- производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций.

При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологий предприятиями, находящимися независимо от организационно-пра-вовой формы и форм собственности на территории страны. Объектами инноваций могут быть все сферы деятельности современного университета: новые структуры и формы административного и коллегиального управления научной и образовательной деятельностью вуза, обновление содержания и номенклатуры основных и дополнительных образовательных программ, новые образовательные технологии, изменение уровней и форм получения образования, механизмы взаимодействия с рынком труда и работодателями, формы довузовской подготовки и профориентационной работы со школьниками, новые формы экспорта образовательных услуг, механизмы привлечения инвестиций и многое другое.

Субъекты инновационной деятельности - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор - автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).

Инновационный университет - это вуз предпринимательского типа, который постоянно создает и внедряет инновации с целью повышения своей конкурентоспособности и устойчивого развития. Безусловно, что все инновации должны быть экономически выгодны, т.е. окупаемы для всех участников инновационного цикла при коммерциализации новых знаний и продвижении инновационной продукции на соответствующие рынки. Для инновационного университета внедрение нового не является самоцелью, как правило, это необходимые, тщательно спланированные и ресурсообновленные системные изменения в вузе, принятые на основе комплексного анализа изменений во внешней среде (рис. 5).


Инновации
Виды деятельности НИР ОКР Применение Эксплуатация
Результаты деятельности Фундаментальные Прикладные Технико-технологические Коммерческие Производство Потребление Совершенствование Модификация
Этапы инновационного процесса Научный Технический Технологический Эксплуатационный
Типы инноваций
 
 

 

Оценка инноваций
 
 

 

 

                 

 


Рис. 5. Характеристики процесса осуществления инноваций

 
 


Инновационное предпринимательство - это процесс создания и коммерческого использования технико-технологиче-ских нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем инновации не сами по себе, а направленный организационный поиск новшеств, постоянный интерес предпринимательских структур.

На рис. 5 представлены важнейшие характеристики процесса осуществления инноваций [15]. Как видно, общим для различных типов инноваций (базовых, прикладных, модификационных, несущественных) является то, что все они включают стадию успешного использования нового продукта (технологии) с обязательной коммерческой выгодой для производителя.

Успешные инновации базируются на суммарных эффектах в продукт (продуктовые инновации) и технологии (технологические инновации). При этом, по некоторым данным, в НИОКР, связанные с продуктовыми инновациями, вкладывается в среднем в 4 раза больше средств, чем в НИОКР, связанные с технологическими процессами. Из всех технических инноваций наиболее радикальное воздействие на экономику оказывают базовые инновации, т.е. связанные с фундаментальными исследованиями.

Решающим фактором успеха инновационной деятельности является время на инновации. Это характерная для конкретных участников инновационной деятельности потребность во времени, необходимого для превращения инновационных идей в реализованные идеи. Решающим при этом является время, затраченное на инновацию, и ее преимущество во времени по сравнению с конкурирующими организациями и предприятиями.

Инновационная деятельность невозможна без создания развитой инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, технопарков и т.д. В формируемой новой научно-промышленной и инновационной среде технопарки представлены на достаточно широкой организационной основе с различной научно-производственной специализацией и инновационными ориентирами.


       
   
Рис. 6. Участники научно-инновационной деятельности университета и их потребности
   
 
 
 


Технопарки - это значительные территории, на которых созданы и функционируют сотни малых производственных и инновационных компаний, университеты, банки, научные организации, предприятия и фирмы инфраструктурной поддержки.

Технопарки - это ограниченные специализированные комплексы для решения целевых задач в области логистики, туризма, рекреации, экспортных поставок; это индустриальные и промышленные парки, научные и технологические парки, многофункциональные парки. Технопарки - это крупные научно-производственные площадки, создаваемые на базе академических центров и научных учреждений РАН (академические парки).

Технопарками называют промышленные округа и зоны, промышленные и инновационные кластеры и другие территориальные научно-производственные системы. Типология технопарков представлена в таблице 3.

Таблица 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...