Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Одним из основных требований, предъявляемых к выбору объектов исследования, является обеспечение достаточной количественной представительности.




Количественная представительность объектов исследования определяется с помощью формул, основанных на различной степени достоверности соответствия полученных данных данным генеральной совокупности. В частности, количественная представительность предприятий - объектов исследования - может быть рассчитана по формуле бесповторной выборки:

 

N t2 σ2

n = ,

N m2 + t2 σ2

 

где n - объем выборки; N - объем генеральной совокупности; t - кратность средней ошибки выборки; m - допустимая относительная ошибка выборки; σ2 - дисперсия признака.

 

К объектам исследования также предъявляются и качественные требования, которые определяются задачами исследования. Задачи могут быть классифицированы следующим образом.

1. С точки зрения направленности исследования полученная информация должна быть использована:

а) для общей характеристики деятельности предприятия;

б) разработки рекомендаций, направленных на достижение лучших результатов деятельности (полученных другими предприятиями, успешно осуществляющими свою деятельность на рынке);

В) для прогнозирования отдельных показателей.

2. С точки зрения глубины и широты исследования полученная информация должна:

- охватывать все основные стороны деятельности предприятия;

- исчерпывающе охватывать отдельные стороны деятельности предприятия.

Если полученную информацию намечено использовать для характеристики общей деятельности предприятия (п.1 а), то выбранные объекты исследования должны по своим параметрам соответствовать в среднем аналогичным параметрам всей генеральной совокупности.

Перечень таких параметров определяется степенью их влияния на динамику исследуемых показателей.

Если полученную информацию намечено использовать для разработки рекомендаций, направленных на достижение лучших результатов деятельности (п. 1 б), то сначала проводится предварительный анализ ряда основных показателей, а затем отбираются для обследования те предприятия, которые имеют показатели не ниже среднепрогрессивных по предприятию, городу, области и т.д.

Если полученная информация должна быть использована для прогнозирования отдельных показателей (п. 1 в), то для исследования выбираются такие, которые получают наибольшее распространение в прогнозируемом периоде. Немаловажную роль при этом играет правильный подбор предприятий по формам специализации, размерам, методам продажи, типам зданий, результатам хозяйственной деятельности.

Если исследования связаны с анализом всех основных сторон деятельности, т.е. носят комплексный характер (например, разработка рекомендаций по снижению уровня издержек обращения, повышению эффективности использования площадей и др.), то одним из требований к выбору объектов является наличие в организации данных бухгалтерского учета и статистической отчетности. Это позволяет без особой трудоемкости собрать и привлечь к исследованию более широкий круг взаимосвязанных показателей.

Определение показателей, подлежащих сбору

 

Наряду с правильным выбором объектов исследования большую роль при организации сбора информации в организации играет определение показателей, подлежащих сбору. Эта работа проводится в несколько этапов.

На первом этапе разрабатывается перечень всех исходных показателей по каждому изучаемому вопросу. При этом важно разграничивать показатели первичной информации и вторичной (первичная - это исходная информации, вторичная - аналитическая, полученная из исходной).

На следующем этапе составляется сводный перечень всех исходных показателей по теме. При этом исходные показатели, необходимые для изучения отдельных вопросов, подвергаются логическому анализу с точки зрения их повторяемости, взаимосвязи и возможности получения дальнейших аналитических показателей.

На третьем этапе определяются источники информации по каждому показателю. При этом выясняется, какие показатели могут быть получены по статистическим данным, материалам исследований других авторов и т.п., а какие исходные показатели необходимо получить в процессе обследования организации.

Разработка методик получения

Отдельных показателей

 

Одна из наиболее ответственных задач при сборе информации в организации - разработка методик получения отдельных показателей, которая определяется, в первую очередь, степенью сложности поставленной задачи.

В связи с этим, все подлежащие сбору исходные показатели классифицируют следующим образом:

- показатели, получаемые по данным статистической отчетности и бухгалтерского учета (например, объем товарооборота, сумма издержек, сумма прибыли, площади и др.);

- показатели, получаемые путем «натурного» обследования предприятия (например, тип здания, режим работы, количество расчетных узлов, этажность и др.);

- показатели, получаемые путем проведения специальных обследований (например, структура рабочего времени отдельных категорий работников и др.).

Наименее трудоемким является сбор показателей, отражаемых бухгалтерским учетом или статистической отчетностью. При сборе этих показателей необходимо определить источник получения показателей (книга учета или другая форма отчетности), период, за который производится сбор показателей (для системы показателей он должен быть сопоставимым), единицу измерения.

Более трудоемким является сбор показателей путем «натурного» обследования. Период сбора показателей «натурного» исследования должен быть аналогичен периоду, за который собираются показатели статистической отчетности или бухгалтерского учета (для того, чтобы результаты были сопоставимы).

Наиболее трудоемок сбор показателей путем проведения специальных исследований. В основу разработки методики получения показателей при этом должны быть положены: определение путей сбора показателей (хронометражные замеры, фотографии рабочего дня, анкетный опрос, кино- или фотосъемка и т.д.), четкая классификация изучаемых процессов, определение количества наблюдений, позволяющего дать достоверное представление о каждом процессе или изучаемом вопросе и т.п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...