Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Состояние и прогноз развития мелиоративного комплекса без использования программно-целевого метода




 

Проблема повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий и обеспечения населения продуктами питания отечественного производства в России решалась различными методами: освоением новых сортов и гибридов; внедрением прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур; травопольных, пропашных и других севооборотов; мелиорацией земель; химизацией и механизацией сельскохозяйственного производства. Все это способствовало увеличению производства сельскохозяйственной продукции. Максимальный прирост наблюдался с 1966 по 1990 год, то есть в период осуществления значительной государственной поддержки мелиорации и развития полезащитного лесоразведения. В 1990 году площадь мелиорируемых сельскохозяйственных угодий достигала своего максимума и составляла 11,5 млн. га или 9,9 % от общей площади пашни, из них площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий –6,1 млн. га, осушаемых – 5,4 млн. га. На мелиорированных землях производилось 30 % растениеводческой продукции, 10 млн. тонн кормовых единиц (далее - т.к.е.), весь объем риса, около 6 млн. т. зерна, 5,4 млн. т. овощей, 1,3 млн. т. картофеля. Значительно увеличилось производство зерна, мяса, молока и яиц, выросло потребление основных продуктов питания на душу населения. Продуктивность орошаемого гектара в целом по России к началу 90-х годов составляла 4,2 -4,6 т.к.е., что в засушливые годы в 4-5 раз превышало урожайность на богаре. Урожайность осушаемых земель была в 1,4-2 раза выше, чем на не мелиорированных землях (2,5 - 3,2 т.к.е.).

Начавшийся с 90-х годов спад сельскохозяйственного производства способствовал увеличению импорта продуктов питания и продовольственного сырья, доля которого в потреблении достигала 40 – 57 %. Импорт сельскохозяйственной продукции в 2009 году составил 30 млрд. долл. Значительно сократилась заготовка грубых и сочных кормов в сельскохозяйственных предприятиях, что прямо связано с выбытием земель (в том числе мелиорированных угодий) из сельскохозяйственного оборота.

Социально-экономические трудности переходного периода стали причиной длительных экономических кризисов в сельском хозяйстве и его мелиоративном секторе. Децентрализация сопровождалась уменьшением государственной поддержки сельского хозяйства и мелиоративных организаций. Государство на своем балансе оставило только крупные гидротехнические сооружения и системы, а внутрихозяйственная сеть перешла в пользование регионов и отдельных хозяйств, которые оказались не готовы эффективно использовать ранее мелиорированные земли и эксплуатировать мелиоративную сеть. Это привело к тому, что площадь мелиорируемых сельскохозяйственных угодий сократилась до 9,1 млн. га, в том числе: орошаемых сельскохозяйственных угодий - до 4,3 млн. га, осушаемых - до 4,8 млн. га. В настоящее время на значительной части мелиорируемых земель, занимающей свыше 3,5 млн. га, наблюдается неудовлетворительное состояние, вызванное: заболачиванием (833 тыс. га), подтоплением и затоплением земель (1291 тыс. га), вторичным засолением и осолонцеванием (364 тыс. га), зарастанием кустарником и сорняком (700 тыс. га), повышенной кислотностью почв (1680 тыс. га) (Приложения № 2 и № 3).

Износ основных фондов оросительных систем в целом по Российской Федерации составляет 69,1%. Максимальные значения износа оросительных систем 77,6 % отмечены в Западно-Сибирском и 72,6 % в Южном федеральном округах. Коэффициент полезного действия инженерных оросительных систем, построенных, как правило, до 1980 года, остается низким, что вызывает существенные потери воды. В исправном состоянии находится не более 50 % широкозахватной дождевальной техники. Основные фонды осушительных систем в среднем по Российской Федерации изношены на 57,6 %. Наиболее изношены водоприемники, коллекторная и регулирующая сеть. Особую озабоченность вызывает снижение надежности и безопасности работы гидротехнических сооружений. Объем ущербов от аварий потенциально опасных ГТС только Южного федерального округа, насчитывающих 133 сооружения, оценивается в 124,42 млрд. рублей.

При недостаточной насыщенности орошаемых земель лесными полосами новых посадок не производится. Оросительные системы на площади 2,2 млн. га и осушительные на площади 0,9 млн. га требуют незамедлительного проведения реконструкции. Более 40 % пунктов водоучета не оборудованы средствами измерения параметров водного потока, что не соответствует требованиям, предъявляемым к пунктам водоучета.

Ввод новых орошаемых и осушаемых земель практически прекратился, реконструкция гидромелиоративных систем выполняется не более чем на 5-10 % от необходимого объема. Средства федерального бюджета на капитальные вложения, выделяемые ежегодно на реконструкцию ГТС федеральной собственности, составляют лишь пятую часть от потребности, а на мелиоративные системы и внутрихозяйственные мелиоративные объекты - значительно меньше. Происходит разрушение не только производственной, но и непроизводственной сферы мелиоративной отрасли в системе агропромышленного комплекса.

Это привело к тому, что орошаемые и осушаемые земли используются недостаточно эффективно. Средняя продуктивность кормового клина на орошаемых землях составляет 2,9 тонн кормовых единиц с одного гектара (далее – т.к.е./га), на осушаемых землях – 2,1 т.к.е./га, при урожайности на богаре, соответственно 1,6 т.к.е./га и 1,9 т.к.е./га. На орошаемых землях поливаются в основном овощные, технические (соя, фабричная сахарная свекла), кормовые культуры на пахотных землях. Практически не поливаются зерновые культуры, сенокосы и пастбища. Осушаемые земли в основном используются под кормовые культуры.

В последнее время наметилось понимание важности решения проблем продовольственной и экологической безопасности населения. Сельскому хозяйству с принятием в 2005 году национального проекта «Развитие АПК», а в 2007 году Госпрограммы стало уделяться больше внимания. Это способствовало некоторому увеличению производства сельскохозяйственной продукции. По стоимости производства продукции в сфере растениеводства в 2008 году достигнут и даже превзойдён уровень 1990 года, но в животноводстве дореформенный объем производства восстановлен только на 54 %.

В 2006-2009 годах задача обеспечения продовольственной и экологической безопасности страны решалась в рамках Программы «Плодородие». Мероприятия Программы «Плодородие» финансировались из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Затраты на выполнение всего комплекса мероприятий Программы «Плодородие» в период с 2006 по 2010 годы с учетом прогноза на 2011 год составят 282,3 млрд. рублей, в том числе средств федерального бюджета - 69,3 млрд. рублей, средств субъектов Российской Федерации - 55,9 млрд. рублей и средств внебюджетных источников - 157,1 млрд. рублей.

Общественный эффект от реализации мероприятий Программы «Плодородие» за период 2006-2009 годов составил 183,8 млрд. рублей при приросте прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 74 млрд. рублей и налогов, поступающих в бюджеты всех уровней, в размере 105,1 млрд. рублей. В 2010 году общественный эффект составил 21,2 млрд. руб., прогнозируемый на 2011 год –около 26 млрд.руб. Экологическая эффективность Программы «Плодородие» определяется восстановлением и сохранением плодородия почв на площади 5,16 млн. га, что увеличила их стоимость на 27,3 млрд. рублей. Социальный эффект от реализации Программы выражен в создании и сохранении 53,9 тыс. рабочих мест, обеспечении централизованным питьевым водоснабжением 700 тыс. человек, защите от подтопления и затопления сельских населенных пунктов с общей численностью населения 1,4 млн. человек. Бюджетная эффективность за период 2006-2009 годы составила 102,4 млрд.руб., за 2010 год – 7,75 млрд.руб., а прогнозная на 2011 год – 7,01 млрд.руб.

Однако, реализация мероприятий Программы «Плодородие» позволила сформировать только предпосылки для социально-экономического развития сельскохозяйственного производства на мелиорируемых землях. Объемы средств на мелиорацию, предусмотренные в рамках федеральных целевых программ в 2011 году, составят порядка 6 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета, 5,7 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 5,7 млрд. рублей за счет внебюджетных источников, что явно недостаточно для дальнейшего восстановления мелиоративного комплекса. Финансирование мелиоративных мероприятий вне рамок действующих федеральных целевых программ расходными обязательствами Российской Федерации, а также расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не предусматриваются.

Развитие животноводства требует создания гарантированной кормовой базы. В настоящее время, по состоянию на 2009 год, сельхозпредприятиями производится чуть больше 17 млн. т.к.е. грубых и сочных кормов, в то время как предусмотренные Концепцией социально-экономического развития объемы производства мяса и молока требуют увеличения производства грубых и сочных кормов в 5 раз до 87,7 млн. т.к.е. Таких показателей не достичь без развития мелиорации земель и внедрения инновационных агротехнологий. Продуктивность кормовых, зерновых и других культур при недостаточной площади орошаемых и осушенных земель будет характеризоваться низкой устойчивостью, а урожайность - сильно зависящей от складывающихся погодных условий. Выполнение предлагаемых Концепцией Программы мероприятий: техническое перевооружение, реконструкция существующих мелиоративных систем, а также увеличение площадей орошаемых и осушаемых земель в комплексе с другими видами мелиорации земель, и внедрение инновационных агротехнологий, будет способствовать гарантированному получению достаточно высокой урожайности сельскохозяйственных культур и валовых сборов сельскохозяйственной продукции. В противном случае ущерб от недобора продукции в острозасушливые годы составит порядка 40,0 млрд. руб.

IV. Варианты решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности за счет развития мелиоративной отрасли в системе агропромышленного комплекса, оценка преимуществ и рисков.

Реализация Программы мелиорации позволит обеспечить население необходимым объемом продовольствия независимо от глобальных и региональных изменений климата и природно-экологического потенциала. По экспертным оценкам, стабильное обеспечение населения мясом и молоком отечественного производства достигается при объемах кормопроизводства на мелиорируемых землях на уровне не менее 30-40% от общей потребности в кормах, что и было учтено при разработке Концепции Программы. Распределение производства кормов на орошаемых и осушаемых землях принято практически в равных долях.

В Концепции Программы рассматриваются три варианта технического перевооружения, реконструкции и развития мелиоративного комплекса России до 2020 года. Формирование вариантов восстановления и развития мелиоративного комплекса России до 2020 года предусматривает использование мелиорируемых площадей под производство: высокобелковых кормов в объеме 46,8 млн. т.к.е. (36 % от потребности), включая 10,5 млн. тонн зерна, из них зерна кукурузы 5,7 млн. тонн; риса 1,5 млн. тонн; овощей не менее 18,5 млн. тонн (90 % от потребности), а также плодово-ягодной продукции не менее 7,1 млн. тонн (50 % от потребности) (Таблица № 1, приложение № 4).

Таблица № 1.

Потребность в продуктах питания и перспективы производства растениеводческой продукции на мелиорированных землях

Основные продукты питания Потреб- ность в продуктах питания, млн. т Потребность в растениеводческой продукции, всего Планируемое производство продукции растениеводства на мелиорированных землях
в физической массе, млн. т в т.ч. корма в физической массе, млн. т в т.ч. корма в % от потребности в т.ч. корма  
млн. т.к.е. млн. т.з.е. млн. т к.е. млн. т.з.е.
Мясо*, всего 9,85 - 87,75 70,13 - 34,6 27,7 -  
Молоко* 40,62 - 42,21 33.77 - 12,2 9,8 -
Рис-сырец** 1,5 1,5 - - 1,5 1,95 1,56   -
Овощи** 20,5 20,5 - - 18,5 3,7 2,96   -
Плодово-ягодные** 14,2 14,2 - - 7,1 1,56 1,25   -
Итого     129,96 103,9   54,01 43,25 - -

*Потребность в продукте питания определена согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

** Потребность в продукте питания определена согласно медицинским нормам

 

Достижение этих показателей планируется за счет повышения продуктивности и эффективности использовании мелиорированных земель в результате проведения технического перевооружения существующих мелиоративных системах, реконструкции и строительства новых систем, внедрения инновационных технологий возделывания сельскохозяйственных культур.

Техническое перевооружение предполагает модернизацию всех технических элементов мелиоративной системы, то есть приведение их в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества, при обеспечении изначальной (проектной) мощности системы. Оно включает оснащение оросительных систем современной поливной техникой, средствами водоучета, автоматизации и телемеханизации; осушительных систем – современными насосными станциями и техническими устройствами для регулирования водного режима в соответствии с потребностями сельскохозяйственных культур.

Реконструкцию мелиоративных систем предполагается проводить учетом новейших достижений науки и техники. Новое строительство должно обеспечивать возможность применения наукоемких и инновационных технологий в строительстве, эксплуатации и функционировании мелиоративных систем. Технические решения должны обеспечить реализацию комплекса агротехнических, организационных и экономических мероприятий по внедрению адаптивно-ландшафтной системы земледелия, современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и составлению электронных цифровых карт размещения мелиорированных земель и гидротехнических сооружений.

Инновационные технологии возделывания сельскохозяйственных культур включают новации в области агрохимии, средств защиты, растениеводства.

Вариант первый «Инерционный» предусматривает направить основные усилия на сохранение действующих, восстановление и реконструкцию учтенных, но неиспользуемых по назначению мелиоративных систем путем капитального ремонта на площади 4786 тыс. га., реконструкции на площади 4066 тыс.га., а также на строительство новых систем на площади 1198 тыс.га.. Для повышения плодородия почв рассматривается проведение менее капиталоемких видов мелиорации земель на существующих мелиорированных системах. Основную долю севооборотных площадей (до 80-85 %), функционирующих в настоящее время, рассчитывается использовать под корма со средней продуктивностью 2,9 т.к.е./га на орошаемых землях и 2,1 т.к.е./га на осушении. Морально устаревшие и физически изношенные мелиоративные системы реконструируются с учетом достигнутой передовыми хозяйствами в современных условиях продуктивности кормовых культур 5,0 т.к.е./га на орошаемых и 3,5 т.к.е./га на осушаемых землях. При новом строительстве с использованием новых ресурсосберегающих технологий будет обеспечена продуктивность 9 т.к.е./га на орошаемых и 7 т.к.е./га на осушаемых, то есть близко к продукционному потенциалу. Средняя по России продуктивность кормовых угодий по данному варианту составляет 5 т.к.е./га на орошении и 4,4 т.к.е./га на осушаемых землях. Планируемая площадь орошаемых и осушаемых земель к 2020 году составит 11,989 млн. гектаров. (Таблица № 2).

Вариант второй «Инновационный» на первом этапе предусматривает наименее затратное техническое перевооружение существующих мелиорированных площадей и находящихся на них мелиоративных систем, особенно внутрихозяйственной их части, с применением современных передовых технологий, достижений науки при реализации мелиоративных мероприятий и агротехнологий, чтобы обеспечить максимально ускоренную окупаемость затрат. Техническое перевооружение предусматривает в основном восстановление внутрихозяйственной мелиоративной сети: замену применяемой в настоящее время поливной техники и средств механизации поливов на современные, для орошения земель сельскохозяйственного назначения на площади 1,88 млн.га и технических средств для осушаемых земель (оборудование современными насосными станциями и средствами водоучета) на площади 2,9 млн.га. Инновацией является использование малообъемных технологий орошения и дробного внесения с поливной водой макро- и микроэлементов.

Таблица №2

Распределение площадей гидромелиоративных систем по видам требующихся мероприятий и вариантам

Вид мелиорации Варианты развития (тыс.га)
I Инерционный II Инновационный III Ускоренный
Орошение, в т.ч. Капитальный ремонт Техническое перевооружение действующих оросительных систем* Реконструкция** Новое строительство*** -     -     - -     -
Осушение, в т.ч. Капитальный ремонт Техническое перевооружение действующих осушительных систем* Реконструкция** Новое строительство***   -   -     -   -   -
Всего мелиорированных земель, Капитальный ремонт Техническое перевооружение действующих гидромелиоративных систем* Реконструкция** Новое строительство***   -       -       -   -   -
* Получена как разность общей учтенной площади мелиорируемых сельскохозяйственных угодий, и рассчитанной площади реконструкции гидромелиоративных систем. ** Площадь реконструкции гидромелиоративных систем рассчитана, как сумма площадей мелиорированных сельскохозяйственных угодий, которые не используются и площадей, на которой требуется реконструкция гидромелиоративных систем, приведенных в Административном регламенте исполнения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации государственной функции по ведению учета мелиорированных земель. *** Рассчитана, исходя из планируемой потребности в производстве продукции растениеводства на мелиорируемых землях и возможном производстве продукции на площадях действующих и реконструируемых гидромелиоративных системах.

 

Указанные первоочередные мероприятия позволят вовлечь ускоренными темпами имеющийся мелиоративный фонд в сельскохозяйственное производство и повысить продуктивность орошаемых земель до 5 т.к.е./га, а осушаемых до 3,5 т.к.е./га.

На втором этапе реализации Программы мелиорации, предусматривается реконструкция морально устаревших и физически изношенных мелиоративных систем и гидротехнических сооружений с применением новых технологий, средств механизации полива, материалов. При этом будет обеспечено повышение КПД каналов до 0,95, экономия водных ресурсов до 20%. Продуктивность кормовых культур увеличится до 7 т.к.е/га на орошении и 5 т.к.е/га на осушении. Достижение планируемой урожайности обеспечивается помимо внедрения инновационных технологий реконструкции мелиоративных систем внедрением инновационных агротехнологий в области агрохимии, средств защиты, растениеводства и пр., требующих разработки специальных мелиоративных севооборотов, которые включают высокобелковые многокомпонентные многолетние смеси. Предусматриваются повторные посевы, а также формирование зеленого конвейера.

Наиболее затратное новое строительство мелиоративных систем с использованием современных достижений науки, позволяющих сокращать его сроки, обеспечивающих внедрение ресурсосберегающих мелиоративных технологий и технологий сельхозпроизводства на мелиорируемых землях, повышающих продуктивность земель до 9 т.к.е./га на орошении и 7 т.к.е/га на осушении составит 1197 тыс.га, в т.ч.574 тыс.га орошения и 623 тыс.га осушения. Мелиоративные системы нового поколения обеспечат экономию водных ресурсов на 25-30%, энергосбережение на 15-20%, широкое применение информационных технологий. Средняя продуктивность земель при этом - на орошении 6,5 т.к.е/га и на осушении - 4,7 т.к.е./га.

Всего к 2020 году площадь мелиоративных земель составит около 10,306 млн.га. Осуществление всех мероприятий позволит полностью восстановить существующий мелиоративный комплекс, обеспечить стабильное развитие агропромышленного комплекса России в соответствии с целями и задачами поставленными Правительством Российской Федерации (Таблица № 2).

Вариант третий «Ускоренный» предусматривает реконструкцию (фактически новое строительство) всех существующих в настоящее время мелиоративных площадей и внедрение инновационных агротехнологий, что обеспечит продуктивность кормовых культур до 9 т.к.е./га на орошаемых и до 7 т.к.е./га на осушенных землях. При этом увеличение мелиорированных площадей не предусматривается. Общая площадь мелиорированных земель составит 9,1 млн. гектаров. Распределение площадей гидромелиоративных систем по видам требующихся мероприятий и вариантам приведено в Таблице № 2.

При реализации любого из указанных вариантов развития мелиоративного комплекса за счет интенсификации сельскохозяйственного производства с мелиорированных земель будет получено около 46,8 млн. т.к.е. кормов, из них зерна пшеницы и кукурузы 10,5 млн. т.з.е.; риса-сырца – 1,5 млн. т, овощей – 18,5 млн.т. и плодово-ягодной продукции 7,1 млн.т. На всех мелиорированных землях будет осуществлен, наряду с гидромелиорацией, полный комплекс мелиораций (культуртехнических, фитомелиорации и агролесомелиорации), обеспечивающий восстановление и повышение плодородия почв до оптимальных значений в каждой природной зоне страны.

Для обеспечения планируемой урожайности будут разработаны специальные мелиоративные севообороты, включающие высокобелковые многокомпонентные многолетние смеси, практиковаться повторные посевы и формирование зеленого конвейера.

Для повышения плодородия почв дополнительно к площадям мелиоративных систем запланировано проведение культуртехнических, фитомелиоративных и агролесомелиораций на других сельскохозяйственных угодьях в объеме 2250,3 тыс. га. Из них: фитомелиорация и агролесонасаждения на площади 350 тыс. га. В гумидной зоне культуртехнические мелиорации запланированы на площади 1900,3 тыс. га. Указанные мероприятия обеспечат повышение урожайности не менее, чем на 20 %, что даст возможность дополнительно получить не менее 3,83 млн. т.к.е. кормов.

Определение объемов капитальных вложений в развитие мелиорации выполнялось по «Укрупненным нормативам удельных капитальных вложений на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и объектов сельхозводоснабжения на 1986-1990 годы с прогнозом до 2005 года», утвержденных приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР от 27.12.1985 № 473, с учетом индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рекомендованных Министерством регионального развития Российской Федерации от 13.07.2009 №21713-СК/08. Показатели удельной стоимости мелиоративных мероприятий по вариантам представлены в Таблице №3.

Существенное удорожание стоимости работ по ускоренному варианту на реконструкцию и новое строительство обусловлено применением наукоемких, высоко интенсивных технологий, направленных на повышение КПД систем до 0,95, что требует разработки и внедрения новых материалов, а также значительных затрат на воспроизводство почвенного плодородия и эффективности использования природно-ресурсного потенциала агроландшафта.

Таблица №3

Показатели удельной стоимости мелиоративных мероприятий, тыс. руб./га

 

Варианты развития Мероприятия
Капитальный ремонт Техническое перевооружение Реконструкция Новое строительство
Инерционный, в т.ч. орошение осушение 13,5 - 120,0-175 225*
4,8-6,75 - 50,0-63 80,0
Инновационный, в т.ч. орошение осушение - 60 -120 120-175  
- 20-50,0 50 -63,0 80,0
Ускоренный, в т.ч. орошение осушение - - 281,25 -
- - 140,62 -

*Примечание. Стоимость рассчитана с учетом площадей лиманного орошения и орошения на местном стоке.

 

 

Потребность в инвестициях для вариантов Программы представлена в Таблице № 4.

Таблица № 4.

Потребность в инвестициях вариантов Программы мелиорации, дифференцированная по источникам и периодам реализации, млрд. руб.

 

  Варианты развития За период 2013-2020 г.г. В том числе
2013-2016 г.г. 2017-2020 г.г.
Инерционный   Всего, в т. ч. 1006,70 557,83 448,87
средства федерального бюджета 302,01 167,35 134,66
средства субъектов Российской Федерации 302,01 167,35 134,66
внебюджетное финансирование 402,68 223,13 179,55
Инновационный   Всего, в т. ч. 819,63 339,31 480,32
средства федерального бюджета 253,76 101,74 152,02
средства субъектов Российской Федерации 249,20 102,73 146,47
внебюджетное финансирование 316,67 134,84 181,83
Ускоренный   Всего, в т. ч. 1997,33 1054,83 942,50
средства федерального бюджета 599,20 316,45 282,75
средства субъектов Российской Федерации 599,20 316,45 282,75
внебюджетное финансирование 798,93 421,93 377,0

 

Реализация вариантов развития мелиоративного фонда сопряжена с рисками, влияющими на достижение целевых показателей по объемам производства сельскохозяйственной продукции, площадям мелиорируемых земель, техническому уровню систем, потребности в финансовых и материально-технических ресурсах и т. п. показателей.

К основным рискам относятся:

· природные и техногенные риски, обусловленные природными явлениями, наличием и доступностью природных ресурсов, высокой степенью морального старения и физического износа мелиоративного фонда;

· макроэкономические риски, вызванные снижением темпов экономического развития страны, конъюнктуры и цен на производимую продукцию; кризисом и низкой эффективностью банковской системы;

· операционные риски, обусловленные несовершенством реализации системы контроля и управления Программой мелиорации несоблюдением рекомендованных технологий; авариями и отказами оборудования; производственным браком и т.п. явлениями; недостаточным финансированием, материально-техническим и кадровым обеспечением научных исследований и научно- технических инновационных разработок; дефицитом государственной поддержки или изменением государственной политики по поддержке мелиоративного комплекса и сельскохозяйственных товаропроизводителей на мелиорируемых землях;

· социальные риски, связанные с недостатком трудовых ресурсов в зонах нового строительства мелиорированных земель, дефицитом квалифицированных кадров, недостаточно развитой инфраструктурой, диспаритетом цен и разрывом между уровнем жизни на селе и в городе.

Для варианта инерционного развития в наибольшей степени характерны природные и техногенные риски, так как реализация варианта сопряжена с максимальными затратами природных ресурсов (земли и воды). Для этого варианта сохраняется также вероятность социальных рисков, так как максимальные объемы мелиорируемых земель требуют максимальных трудозатрат, как на производство сельхозпродукции, так и на эксплуатацию мелиоративной сети.

Вариант инновационного развития мелиоративного фонда менее подвержен природным, техногенным и социальным рискам, чем вариант инерционного развития.

При всех прочих равных условиях подверженности рискам вариант ускоренного развития наиболее уязвим для макроэкономических рисков, так как его реализация требует максимальных инвестиций в объеме 1997,34 млрд. рублей. Таким образом, с точки зрения оценки рисков наиболее приемлем вариант инновационного развития.

В особой оценке нуждается рассмотрение вопросов водообеспеченности мелиоративных систем, как основного лимитирующего фактора развития орошения. Распределение мелиорируемых площадей по федеральным округам Российской Федерации для инновационного варианта представлено в Приложении № 5. Площади орошения, дифференцированные по субъектам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, для которых характерны максимальная потребность в орошении, приведены в Приложении №6.

Согласно прогнозным оценкам Государственного Гидрологического института Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды изменения водообеспеченности и нагрузки на водные ресурсы на 2015-2020 годы по отношению к современному уровню остаются благоприятными для развития орошения практически во всех регионах Российской Федерации, за исключением Центрального, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (Приложение №9).

Снижение водообеспеченности указанных регионов в условиях наблюдающегося при потеплении климата достигает 10% при росте нагрузки на водные ресурсы до 8,2%. В этой связи вариант инновационного развития мелиораций существенно предпочтительнее варианта ускоренного развития, для которого водопотребность возрастает до 40% с целью увеличения урожайности, необходимости повторных посевов.

Вместе с тем планируемые инновационным вариантом объемы орошаемых площадей в количестве 4,9 млн. га и осушаемых - в количестве 5,4 млн. га достаточно близко к целевым показателям Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 № 1235-р. Согласно этому документу уровень обеспечения водными ресурсами потребностей предприятий сельского хозяйства - 27 куб. км, что вполне обеспечивает потребность в орошении площадей инновационного варианта развития мелиорации 21,8 куб. км., предусматривающего помимо водных ресурсов водоемов и водотоков использование животноводческих стоков для орошения 1 млн. га (Приложение №10). С учетом вышеизложенного, в Концепции Программы предлагается реализация варианта инновационного развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.

 

V. Сроки и этапы развития мелиоративной отрасли в системе агропромышленного комплекса программно-целевым методом.

 

Концепция Программы по мелиорации разрабатывается в развитие Программы «Плодородие». Начало реализации Программы мелиорации предусматривается с 2013 года в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы (далее – новая Госпрограмма).

Выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией Программы предлагается в два этапа: первоочередного - с 2013 по 2016 годы и долгосрочного - с 2017 по 2020 годы. Мероприятия первоочередного этапа предусматривают техническое перевооружение оросительных и осушительных систем, восстановление мелиоративного фонда за счет реконструкции, проектирование новых мелиоративных объектов, преимущественное проведение гидротехнических мелиораций, принятие организационных решений по проектированию, строительству, эксплуатации и управлению объектами мелиорации, создание нормативно-правового и научного обеспечения инновационного социально-ориентированного развития мелиоративного комплекса. В составе второго (долгосрочного) этапа намечено продолжение реконструкции, строительство отдельно расположенных гидротехнических сооружений и мелиоративных систем нового поколения, а также дальнейшее развитие научных исследований, разработка и внедрение инновационных технологий и новых высокоэффективных технических средств. Результаты расчетов по планируемым в Концепции мелиоративным мероприятиям, их объемам и стоимости, дифференцированным по этапам реализации Программы, приведены в Приложениях № 11 и № 12.

 

VI. Цели и задачи федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на 2013 - 2020 годы». Целевые индикаторы и показатели оценки хода реализации федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на 2013 - 2020 годы» по годам.

 

Инновационно ориентированное развитие мелиоративной отрасли в системе агропромышленного комплекса относится к национальным стратегическим приоритетам России по обеспечению продовольственной безопасности страны и сохранению природных ресурсов для будущих поколений.

Целью Программы мелиорации является повышение конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства средствами комплексной мелиорации в условиях глобальных и региональных изменений климата и природных аномалий за счет эффективного использования природных ресурсов, повышения продукционного потенциала земель для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Основные задачи Программы мелиорации:

- восстановление и развитие мелиоративного фонда (мелиорируемых земель и мелиоративных систем), реализация мер по орошению и осушению земель;

- экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, повышение плодородия почв до оптимального уровня в каждой конкретной зоне;

- развитие на мелиорируемых землях кормопроизводства, в соответствии с темпами роста поголовья КРС, гарантированное обеспечение населения рисом, овощами, продукцией плодово-ягодных культур;

-экологически безопасное использование на орошение животноводческих стоков и сточных вод с учетом их очистки и последующей утилизации отходов;

- улучшение социально-экономических условий жизни сельского населения;

- создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в мелиоративной отрасли агропромышленного комплекса Российской Федерации.

Для достижения цели предусматриваются следующие мероприятия:

· техническое перевооружение функционирующих в настоящее время мелиоративных систем путем модернизации технических элементов гидромелиоративной сети, включая оснащение современной поливной техникой, средствами водоучета, автоматизации и телемеханизации;

· реконструкция морально устаревших и физически изношенных мелиоративных систем с применением новых технологий и средств механизации, а также современных материалов;

· строительство мелиоративных систем нового поколения с использованием наукоемких инновационных технологий, обеспечивающих коэффициенты эксплуатационной надежности и полезного действия не ниже 0,95, экономию водных ресурсов до 40%;

· использование малообъемного орошения, обеспечивающего экономию водных и энергетических ресурсов с применением современной мелиоративной и поливной техники;

· совершенствование, формирование и внедрение ресурсосберегающих, экологически безопасных агротехнологий возделывания сельскохозяйственных культур в системе адаптивно-ландшафтного обустройства территорий, обеспечивающих эффективное использование природно-ресурсного потенциала мелиорированных земель и быстрый оборот инвестиций;

· создание и освоение инновационных природоохранных технологий повышения плодородия сельскохозяйственных угодий, очистки дренажных и сточных вод, де<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...