VII. Объемы и источники финансирования.
Система государственного финансирования мелиоративных мероприятий является важнейшим фактором, обеспечивающим эффективность реализации Программы мелиорации и привлечения внебюджетных инвестиций. При разработке Программы мелиорации определяются объемы ресурсов из федерального бюджета в целом на период ее выполнения и ежегодный объем поддержки мелиоративного комплекса из федерального бюджета, а также софинансирование мероприятий Программы мелиорации со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации. Это не только увеличит ресурсное обеспечение Программы, но и синхронизирует действия федеральных и региональных властей, будет содействовать формированию единого экономического пространства. Структура и бюджетные параметры Программы мелиорации согласуются с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Финансирование мероприятий Программы мелиорации осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе региональных программ развития мелиорации сельскохозяйственных земель региона на период до 2020 года и соглашений (договоров) между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на реализацию Программы мелиорации, в которых будут предусматриваться: - обязательства сторон по финансированию мероприятий Программы мелиорации за счет средств федерального, регионального бюджетов и средств внебюджетных источников; - фиксированные целевые показатели, которые будут достигнуты в результате реализации программных мероприятий;
- последствия неисполнения своих гарантий по инвестициям мероприятий Программы мелиорации. При формировании годовых лимитов финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета учитываются фактические объемы финансирования. Финансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета осуществляется исключительно при условии выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. При необоснованном уменьшении согласованных объемов финансирования субъектами Российской Федерации пропорционально сокращаются и средства федерального бюджета. В титульных списках строек и объектов объемы финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников выделяются отдельной строкой, что обеспечивает их консолидированное финансирование. В Программе мелиорации предусматриваются финансирования следующих мелиоративных мероприятий: - строительство, реконструкция и техническое перевооружение межхозяйственных и хозяйственных оросительных и осушительных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и внутрихозяйственных мелиоративных сетей по направлению капитальные вложения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников по объектам соответствующих форм собственности в процентном соотношении 30:30:40; - компенсация затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на строительство, восстановление, реконструкцию и техническое перевооружение внутрихозяйственных мелиоративных систем; - культуртехнические мелиорации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, агролесомелиоративные, фитомелиоративные мероприятия и мелиоративные мероприятия на рыбоводных прудах за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, по направлению прочие расходы;
- противопаводковые мероприятия по направлению прочие расходы за счет средств федерального бюджета; - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию информационных технологий поддержки решений по развитию сельхозпроизводства на мелиорируемых землях и приоритетным направлениям развития мелиоративно-водохозяйственного комплекса за счет средств федерального бюджета и средств субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, мероприятия по строительству и реконструкции крупных водохозяйственных объектов комплексного назначения, находящихся в ведении Минсельхоза России и имеющих важное социально-экономическое значение в водоресурсном обеспечении различных сфер экономики страны, планируется осуществлять в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», разработка которой предусмотрена Планом мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденным Правительством Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 1235-р. При этом финансирование указанных мероприятий Программой мелиорации не предусматривается. Необходимо также предусмотреть в составе новой Госпрограммы финансирование следующих мероприятий - развитие инновационной инфраструктуры мелиорации (инвестиционных фондов, центров информационно-консультативной службы и пр.); - разработка и реализация экономически-значимых региональных и муниципальных программ развития кормопроизводства на мелиорируемых землях, рисоводства, овощеводства и других водоемких культур на орошаемых землях; - подготовка и переподготовка кадров в области мелиораций; - участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики в том числе и на мелиорируемых землях. Основные объемы инвестиций в размере 738,39 млрд. рублей будут направлены на гидромелиорацию для технического перевооружения действующих мелиоративных систем на площади 1881 тыс. га орошаемых и 2905 тыс. га осушаемых земель, реконструкции существующих систем соответственно на площади 2458 и 1865 тыс. га и нового строительства соответственно на 574 и 623 тыс. га (табл. 5).
Объем финансирования мероприятий Программы мелиорации по направлению «капитальные вложения» (строительство, реконструкция, техническое перевооружение мелиоративных систем государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности; собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями), определялся согласно укрупненным нормативам затрат материально-технических ресурсов, действующих в мелиоративной отрасли Vi= Si*Ki /103 где Vi - объем финансирования, млрд. руб.; Si – площади мелиоративных систем, планируемые для реализации i -го мероприятия Программы; тыс. га; Ki – удельная стоимость i - го мероприятия Программы мелиорации, тыс. руб./га. Аналогично рассчитывались объемы финансирования Программы мелиорации по направлению «прочие затраты», для мероприятий «не водных мелиораций». Результаты расчетов представлены в таблице 5.
В приложениях 7,8 приведены результаты расчетов потребности в инвестициях для строительства, реконструкции, технического перевооружения и восстановления мелиоративных систем, дифференцированной по округам Российской Федерации и субъектам федерации для Южного и Северо-Кавказского округов. Потребность в инвестициях для реализации Программы мелиорации, дифференцированная по источникам финансирования, годам и периодам реализации приведена в Приложении № 16. Результаты расчетов по ресурсному обеспечению мероприятий Программы мелиорации приводятся в приложениях № 17-19. В ходе реализации отдельных мероприятий Программы мелиорации, объемы, направления и источники финансирования подлежат уточнению и корректировке. VIII. Оценка эффективности и результативности вариантов решения проблемы. При подготовке Концепции Программы в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом по строительной, архитектурной и жилищной политики Российской Федерации от 21.06.1999 № ВК 477, с учетом особенностей мелиоративных мероприятий, отраженных в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов мелиорации сельскохозяйственных земель (РД–АПК 3.00.01.003-03), утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.01.2003, проведена оценка ожидаемой эффективности и результативности развития мелиоративного комплекса (приложение № 23).
Расчеты показали эффективность мероприятий, так как дисконтированное сальдо денежного потока положительно в расчетах общественной, коммерческой и бюджетной эффективности вариантов (Таблица № 6).
Таблица 6. Техноэкономические показатели Программы мелиорации
* При обеспечении государственной поддержки срок окупаемости сократиться до 3 лет.
Осуществление этих мероприятий позволит достичь следующих показателей: - рост орошаемых земель до 4913 тыс. га, осушаемых до 5393 тыс.га. Площади других видов мелиораций увеличиваются на 1100тыс. га; - увеличение средней по России продуктивности кормовых культур на орошаемых землях до 6,5 т.к.е./га и на осушаемых до 4,7 т. к.е. /га; - повышение стабильности производства растениеводческой продукции в любой по климатическим условиям год (коэффициент вариации объемов ежегодного производства сельскохозяйственной продукции составит менее 0,2), что обеспечит устойчивое функционирование агропромышленного комплекса; - получение среднегодовой прибыли от операционной деятельности в период развития мелиоративного комплекса (2013-2020 годах) в объеме 48,92 млрд. руб. и 77,98 млрд. руб. в период эффективного функционирования системы; - обеспечение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в период с 2013 по 2020 годы в размере 425, 02 млрд. руб. (49,97% от всех инвестиций в мелиорацию); - создание новых рабочих мест в количестве 692,29 тыс. Реализация Программы мелиорации позволит обеспечить условия для ликвидации дефицита производства отечественного мяса к 2020 году и молока – к 2018 году. Анализ дисконтированного сальдо приростного потока развития мелиораций показывает высокую общественную эффективность инвестиций, т.к. положительный баланс денежных потоков наступает уже на пятый год после начала их вложения (Приложение № 20). Расчеты коммерческой эффективности свидетельствуют о необходимости государственной поддержки мероприятий технического перевооружения, реконструкции и нового строительства мелиоративных систем, так как срок окупаемости совокупных капиталовложений по приросту дисконтированного чистого дохода превышает 12 лет, что снижает инвестиционную привлекательность проекта. В приложениях 20-22 представлены в графической и табличной формах результаты расчетов коммерческой эффективности мероприятий технического перевооружения, реконструкции и нового строительства мелиоративных систем по вариантам: - вариант № 1 - отсутствие государственной поддержки; - вариант № 2 - государственная поддержка в размере 33 % бюджетного финансирования (определенная программой «Плодородие»); - вариант № 3- государственная поддержка указанных мероприятий в размере 60 % бюджетного финансирования и государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции на мелиорируемых землях путем компенсации затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на обновление основных средств (техническое перевооружение, реконструкция и строительство внутрихозяйственной мелиоративной сети) в объеме не более 50%. По результатам расчета к реализации в Программе мелиорации предлагается вариант № 3. Это обеспечит резкое снижение срока окупаемости инвестиций сельскохозяйственных товаропроизводителей с 12,5 до 3 лет (Приложения № 20, 22) и повысит инвестиционную привлекательность сферы мелиорации, что послужит пусковым механизмом для внебюджетного финансирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|