Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Цель: формировать умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания - Прочитайте слова, которые вы записали. - Назовите проверочные слова. III. Актуализация знаний - Послушайте сказку про однокоренные слова. Жил-был много тысяч лет назад старик-корень -лес-. Прожил он уже много и за это время стал очень богатым. Всё бы хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них. И вот однажды проходил мимо суффикс -ок. Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу Осжит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про своё житьё-бытьё. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денёк-другой. Привёл его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс -ок к корню -лес- в гости ходил, чай пил. Так и жили -лес- да -ок -песок. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить. А тем временем мимо проходила приставка под-. Идёт, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Интересно ей стало, решила она заглянуть на огонёк. А -лес- да -ок ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку да доброту, и сама рада остаться. Так и зажили они втроём: приставка под-, корень -лес- и суффикс -ок — подлесок. Хорошо им втроём живётся. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо. Но в одно солнечное утро появился у границ страны суффикс -ник. Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чём дело, страшно рассердился: «Что это? Почему в моём доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда только я — ближний родственник старику-корню?» Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал: лесник. Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. «Как же тебе не стыдно, - сказал он суффиксу -ник. - Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень один, а поэтому вы — слова лесок, подлесок, лесник — родственники. И называетесь одним словом — однокоренные». Помирились приставка и суффиксы и стали дружно жить. А потом к ним ещё много других приставок и суффиксов в гости заходило.
— Придумайте сами однокоренные слова с корнем -лес-. — Разделите слова на группы. Вода, лес, половодье, лесник, водяной, лесной, водник, лесовик, водичка, лесок, водянка, полесье, наводнение, перелесок, водоросли, лесничий, водород, подлесок, паводок, водосток. — Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Закончите рассказ восклицательным, побудительным предложением. Хоро.. пру., около нашего сада. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На б..р..ту ст..ит ни..кая бесе..ка. Вокру.. пруда растут берё..ки, ли..ки и ду..ки. На лугу у пруда с.неют незабу..ки. В..да в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто к..таемся на ло..ке. В тихой в..де м..лькают рс.кие ры..ки. — Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.) IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте слова. Звёздный, грустный, солнце. — Произнесите их ещё раз медленно. Сравните произношение этих слов с их написанием. Что вы заметили? (Не все согласные звуки в словах произносятся.) — Назовите согласные звуки в словах, которые не произносятся. — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Наблюдения над произношением слов с непроизносимыми согласными
— Прочитайте слова. Грусть, радость, власть, звезда. — На какой вопрос они отвечают? — Подберите к этим словам однокоренные прилагательные. — Произнесите эти прилагательные медленно. Что вы заметили? (Не все согласные звуки в словах произносятся.) — Назовите согласные звуки в словах, которые не произносятся. — Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными? — Запишите прилагательные. (Проверка.) 3. Работа по учебнику Упр. 223 (с. 117). — Прочитайте. — Назовите звуки, которые произносятся на месте выделенных буквосочетаний. — Назовите звуки, которые не произносятся, но буквой обозначаются. — Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка.) — Прочитайте ниже сведения о языке. — Почему в словах некоторые согласные звуки не произносятся? — Назовите звуки, которые не произносятся в корнях некоторых слов. 3. Работа со словами из словаря — Объясните лексическое значение слова чувство. (Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия.) — Объясните лексическое значение слова лестница. (Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска.) — Найдите слова чувство и лестница в орфографическом словаре. — Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы. — Составьте предложения со словами чувство и лестница, запишите. — Запомните написание этих слов. — Как вы понимаете эти выражения? • Шестое чувство (интуиция, чутье). • Лишиться чувств (упасть в обморок). • Чувство собственного достоинства (самоуважение). VI. Физкультминутка VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику Упр. 225 (с. 118). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) — Прочитайте ниже сведения о языке. — Как проверить написание слова с непроизносимым согласным? (Нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.) — Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте. VIII. Рефлексия — Прочитайте текст. Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели. Только не сжата полоска одна, Грустную думу наводит она. Н. Некрасов — Найдите слова с непроизносимыми согласными. — Подберите проверочные слова. — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Как проверить написание слов с непроизносимым согласным? Домашнее задание Упр. 224 (с. 117).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|