Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Седьмое состояние Сознания




Вильям Блейк написал - в "Бракосочетании Неба и Ада": "Если б расчищены были врата восприятия, всякое предстало бы человеку как оно есть - бесконечным" (Пер. С.Степанова). Такое состояние полного восприятия представляет собой следующий уровень сознания, который Махариши иногда называет состояние "Сознания Единства " или чаще "Единство", которое мистики определяют как состояние просвещения. В шестом состоянии сознания врата восприятия были лишь частично расчищены. В этом седьмом состоянии восприятие становится очищенным к моменту, когда человек полностью начинает осознавать абсолютную основу внешнего мира. И субъект, и объект восприятия оцениваются в их полной значимости как проявление трансцендентальной абсолютной сферы жизни. Все внутри и снаружи оценивается с позиций чистого "Я".

Мейстер Экхарт ясно описывает это состояние: "Все, что человек имеет внешне в множестве частей - есть внутреннее Единое. Здесь все травинки, леса и пашни, все вещи - Единое. Это глубочайшая глубина, и этим я глубоко очарован".

Согласно утверждениям Евангелия от Фомы, Христос сказал: "Расколите кусок дерева, и я есть там; поднимите камень, и вы найдете меня там".

Утверждение, которое можно легко интепретировать как описание единства сознания. Важно заметить, что разнообразие мироздания не теряется в этом ощущении единства. "Здесь", в состоянии Единства, все травинки, дерево и камни воспринимаются по-прежнему как травинки, дерево и камни, но к этому поверхностному сознанию добавляется ощущение их глубинного единства и общей сущности. Мир явлений не растворяется в неком бездонном сером тумане. Относительный мир бесконечного разнообразия продолжает существовать, но теперь воспринимается как сосуществующий вместе с его абсолютной основой.

Это сосуществование относительного и Абсолюта отражает учение Махариши о том, что относительный мир явлений также реален, как и его абсолютная основа. Как иногда возникала идея, что если Абсолют реален, то относительное должно быть иллюзией. В некоторых системах Ведической философии это известно как доктрина "майя". Но Махариши настаивает, что как раз не относительный мир явлений есть иллюзия - он очень реален: иллюзия лежит в проблеме взаимоотношений между этими понятиями в вопросе: "как Абсолютное становится всем этим?" Абсолютное и относительное есть две разные перспективы реальности и ничто нельзя объяснить с позиций другого. Относительное нельзя рассматривать с позиций Абсолютного, как и Абсолютное нельзя понять с позиций относительного.

Представьте, что у вас в руке цилиндр. Если посмотреть на него с одной стороны, он будет выглядеть квадратом, если посмотреть с торца, он будет выглядеть как круг. К счастью, мы можем интегрировать эти две частные двухмерные перспективы предмета в более понятное трехмерное определение цилиндра, и не обнаружим противоречия между двумя видами. Но если бы у нас не было этой расширенной структуры восприятия и пришлось бы соотносить все с двумерной системой координат, мы бы видели предмет, который представлялся бы иногда как квадрат, а иногда как круг.

В этой ситуации единственный способ решить очевидный парадокс - попытаться объяснить одно с позиций другого и, если бы это не удалось, заявить, что тот или иной должен быть иллюзией. Это та ситуация, когда человек в состоянии бодрствования сталкивался с отношением Абсолютного и относительного. Это две разные перспективы реальности, но если сознание не может охватить обе сразу, то возникает парадокс и его нельзя решить, пытаясь просто приспособить одну перспективу к другой. Относительное - это не иллюзия, как пытаются утверждать многие восточные философы, как и Абсолютное не есть Е нереальность, как полагают западные мыслители: Оба они реальны, и единственный способ правильно решить парадокс - это расширить осознание до таких пределов, чтобы оно могло охватить оба вида одновременно. Это происходит в Единстве, когда и Абсолютное и относительное познаются полно и независимо. В этом состоянии не возникает проблемы как одно объяснить с позиций другого. На вопрос: "как Абсолютное становится всем этим?" - есть мудрый ответ - "майя", взаимоотношение есть иллюзия.

Следовательно, относительный мир явлений никоим образом не компрометируется ощущением Абсолютного. Наоборот, говорится, что он закрепляется и обретает новые возможности. "Различия, - говорит Махариши, - обладают всей значимостью бесконечной гармонии". Ощущая гармонию в разнообразии, человек начинает осознавать это различие, и даже дисгармония - это часть более высокой модели.

Я вспоминаю мысль, что даже негативные воздействия могут рассматриваться существующими в гармонии, которая ясно изменяется посвященными йогами, жившими в горах, выше ашрама Махариши в Ришикеше. Он объяснял, что "Я" можно уподобить солнцу: если солнце светит, мы видим все в его свете, так и все, что мы ощущаем освещено "Я", и просветленный человек воспринимает все в рамках "Я". Кто-то спросит, могут ли дисгармония или отрицательные воздействия затмить восприятие Единства так же, как облака затмевает солнечный свет? Йоги ответили бы просто: "Даже облака освещены солнцем!".

Важно уяснить, что состояние единства - это не просто понимание, что "все есть Одно". Это состояние сознания, в котором человек ощущает свое особое единение со всем остальным миром. Простое ментальное понимание этого факта само по себе не может дать мгновенного знания, которое приходит из личного опыта. Многие философы долго муссировали идею глубинного единства, однако, читая их анализы и утверждения, вряд ли можно заключить, что существующее ощущение состояния было наиболее приятным и наполненным единым. Другие высказывали мысль, что это должно было быть очень неприятным ощущением. Почти все великие мистики объясняют, что состояние единения - это состояние покоя и полноты.

Махариши пишет: "Любое ощущение, звук каждого слова, прикосновение любой малейшей частички и любой запах дает прилив волны из океана вечного блаженства. Каждая возникающая мысль, слово или действие есть прилив блаженства. В каждом статическом или динамическом состоянии существования божественная слава непроявленного обнаруживается пульсирующей в проявленной области жизни, Абсолютное пульсирует в области относительного. Вечность пронизывает каждый миг преходящего существования".

Сначала познай Себя

Рост сознания, который дает ТМ, происходит упорядоченно. Кто-то начинает с обычного, ежедневного бодрствования, в котором есть лишь частичное ощущение объектов восприятия и субъектов восприятия. Занимаясь медитацией постоянно, человек обретает контакт с трансцендентальным сознанием и путем деятельности стабилизирует это, вызывая пятое состояние сознания. На основе этого полного субъективного развития человек обретает полное осознание объекта восприятия. Следовательно, направление развития идет от внутреннего к внешнему. Это очень важно, Как только ум становится яснее, а осознание "Я" сильнее то остается мало шансов, на то чтобы сильное переживание затмило "Я". Когда достигается пятое состояние сознания, то, по определению, "Я" утвердилось настолько, что никакое переживание не может затмить его. По мере продвижения от пятого состояния к седьмому, человек сталкивается с ощущениями, которые по всем описаниям достаточно значительны, но поскольку "Я" полностью утвердилось, оно не может быть ими затемнено. Если бы, с другой стороны, человек намеренно подтолкнул эти ощущения к более тонкому восприятию без предварительной стабилизации "Я", то возникла бы угроза полного закрытия любого самосознания. Такие техники, несомненно, привели бы к сумбуру из наиболее значительных и сенсационных ощущений, но так как они стремятся закрыть "Я", то возникает вопрос, приведут ли они также к состоянию полного посвящения. Еще одним важным следствием развития в этом порядке состояний сознания является то, что весь процесс целиком уникален и не требует никаких усилий на каждом из этапов. Если взято правильное начало, процесс медитации происходит совершенно спонтанно, безо всякого контроля и принуждения со стороны индивидуума. Такой же принцип применим на каждой ступени развития. От четвертого к пятому состоянию сознания формула заключается в "медитации и действии": медитировать постоянно и без принуждения, и в то же время продолжать жить как обычно. Затем, безо всякого сдерживания или искусственного контроля за настроением, человек поднимается мягко и спонтанно до космического сознания. Дальнейшее развитие от пятого через шестое к седьмому состоянию сознания считается таким же свободным и спонтанным.

На практике развитие происходит не по строго определенным этапам, как подразумевает вышеизложенное описание. Одно состояние может начать развиваться на основе частичного установления состояний, которые лежат под ним, и, следовательно, можно испытать некоторые ощущения более высокого состояния, прежде чем предыдущие полностью стабилизируются. Это подразумевает, что если достигнуто одно состояние сознания, то следующее будет уже частично развиваться. То есть шестое состояние будет появляться быстрее, чем пятое, а седьмое еще быстрее. Это явление - пример более общего принципа: любое развитие или эволюция ускоряются по мере того, как прогрессируют.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...