Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические перспективы




Для психолога религиозные склонности человека должны быть, по крайней мере, также интересны, как любые другие факты, имеющие отношение к его ментальной конституции.

Вильям Джеймс

Психология уходит своими корнями в философию и возникла как наука о душе. В своем стремлении предстать как естественная наука, а не измышления, она приняла методологию техники, физиологии и физики. Это привело к развитию психофизики (физики восприятия) и к установлению сильного бихевиористского подхода, утверждающего, что все, что может быть объективно изучено поддается наблюдению поведения организма. Хотя поведенческий подход и был сильнейшим, он имел много недостатков, в частности, ему не удалось принять в расчет субъективный опыт. Первая крупная альтернатива бихевиоризму пришла с Жаном Мартеном Шарко, как изучение бессознательного. Это было предпринято и его учеником Зигмундом Фрейдом, а потом такими исследователями, как Карл Юнг, Альфред Адлер и Теодор Рейк, которые создали различные школы психотерапии и психоанализа. Такой подход, безусловно, был связан с ментальными ощущениями, или, в большинстве случаев, с тем, что в действительности не ощущалось. Исследования были сфокусированы на ментально больных и психологически ущербных.

Постоянно растущее неудовлетворение как экспериментально-поведенческим подходом, так и психоаналитическими школами привело к появлению многих отколовшихся групп. В пятидесятых и шестидесятых эти группы начали формироваться в третью силу в психологии, известную как Гуманистическая психология. Тогда вошли психологи Карл Роджерс, Ролло Мэй, Эрих Фромм и писатели Герберт Мар-кузе и Норман Браун, но единственной величайшей фигурой в этом движении был Абрахам Маслов [Maslow]. Маслов отошел от изучения ментально больных людей и занялся изучением ментально здоровых - самых здоровых, каких только он мог найти. Люди, которых он обследовал, были спокойные, уравновешенные, полноценные члены общества. Все они демонстрировали уровень, который он называл "самоактуализация" - "актуализация потенциала способностей, талантов, через исполнение призвания, более полные знания и принятие собственной внутренней природы как бесконечной тенденции к единству, интеграции или синергии внутри человека".

Работы Маслова показали, что самоактуализаторы имели более ясное восприятие реальности, были более творческими и свободными в повседневной жизни, демонстрировали повышенное согласие с собой и были сконцентрированы на внешних по отношению к ним проблемам, а не на поддержании своего эго. Они имели сильное чувство идентичности с человечеством как с целым и были способны к последовательным глубоким личным взаимоотношениям, не имея никаких проблем по поводу социального статуса. Они также были более оптимистами, чем пессимистами, не сосредотачивались на негативе, а видели позитивные возможности и использовали их до конца. Для самореализатора жизнь имела много смысла и непреходящих ценностей.

Есть, несомненно, много параллелей между "самоактуализатором" Маслова и тем, кто стремится к пятому состоянию сознания Махариши. Помимо очевидного семантического сходства между самоактуализацией и самореализацией, большая часть характеристик самоактуализаторов те же, что и Махариши применяет для Самореализованного человека. Эти сходства подтверждаются психологическим тестированием медитирующих. Были разработаны анкеты для определения уровня при котором человек является самоактуализатором. Один такой тест "Оценка личная ориентация" Шострана был предложен группе студентов университета до изучения ТМ и повторно два месяца спустя. Результаты сравнили с результатами контрольной группы, не занимавшейся ТМ. Помня об осторожности, с которой следует подходить к изучению анкеты, результаты, тем не менее, интересны. В сравнении с контрольной, группы медитирующих показали существенное продвижение в направлении самоактуализаци, всего лишь за два месяца занятий ТМ. Эта тенденция была подтверждена другими тестами и получила поддержку некоторых исследований, показавших отход от невроза, депрессии и беспокойства к состоянию улучшения физиологического здоровья.

О вершинах и плоскогорьях

Одно из наиболее интересных открытий Маслова это то, что самоактуализаторы имели высокую частоту "Пик-ощущения". Это состояние он описал как "моменты величайшего благоговения... чистого, позитивного счастья, когда все сомнения, все страхи, все препятствия, все слабости остались позади", в котором ощущаешь, что "един стал с миром, в согласии с ним, действительно принадлежал ему, вместо того, чтобы заглядывать в него снаружи... чувство видения действительной высшей правды, смысла вещей..."

Существование таких ощущений не было, конечно, открытием: мистики, поэты и другие одаренные люди часто описывали его. Но Маслов обнаружил, что их проявление не ограничивается какой-то особой группой людей. Эти ощущения были у бизнесменов, промышленников, менеджеров, преподавателей и политиков также широко, как и у профессиональных "религиозных" людей, поэтов, музыкантов.

Можно спросить, имеют ли отношение "Пик-ощущения" к высшим состояниям сознания Махариши? Безусловно, высшая точка ощущения не то же самое, что и трансцендентальное сознание, так как в высшей точке ощущения человек обычно чем-то восхищен, в то время как в чистом трансцендентальном сознании нет объекта для осознания. Остается возможность того, что высшая точка ощущения есть, возможно, проблеск космического сознания. В немногих случаях описания высшей точки ощущения очень схожи, но, в общем, термин используется, чтобы охватить такой широкий диапазон ощущений - почти любое состояние экстаза можно рассматривать, как высокую точку ощущения - и было бы очень опасно считать их равными.

Если и есть хоть малейший след высших состояний сознания в работах Маслова, то его можно обнаружить в "плато-ощущения", которым он занимался в последние годы своей жизни. Плато-ощущения были похожи на продолжительные пик-ощущения, но без внезапности или возбуждения пика ощущения. Он описывает плато-ощущение как "свидетельство, ощущение, которое можно назвать спокойным, познавательным блаженством". К сожалению, Маслов умер вскоре после того, как начал работать над платоощущением и невозможно сказать по описаниям, которые он дал, являются ли эти проблески полным состоянием сознания Махариши.

Но хотя и невозможно приравнять пик- и плато-ощущения к высшим состояниям сознания, факт, что ТМ ведет к увеличению самоактуализации, должен привести нас к предположению, что подъем к высшим состояниям сознания сопровождается более высокой частотой появления этих ощущений.

Метапатология

Алан Уотс в "Психотерапии Востока и Запада" обращает внимание на то, что западные терапевтические техники стремятся сконцентрироваться только на людях с драматичными и особенными нарушениями, наиболее страдающими неудачниками нашего общества, в то время как Восточные подходы в терапии касаются улучшения судьбы каждого. То, что мы рассматриваем как норму, на самом деле значительно ниже полного потенциала человека, это состояние физического обеднения. Это обеднение, пишет он, есть основа и почва для появления многих ментальных болезней. Карл Юнг придерживался тех же взглядов. Он считал, что все люди имеют устойчивую потребность во внутреннем развитии и понимании смысла и значения жизни. Недостаток в удовлетворении этой потребности является, полагал он, корнем многих "нейропсихических" проблем. Маслов увидел подобную связь между психологическим здоровьем и самоактуализацией. Он полагал, что потребности человека организованы в иерархическую структуру. Потребности снижают иерархию, так, потребность в пище и кислороде преобладает, пока не достигнут достаточный уровень удовлетворения, после чего возникает новый уровень потребностей. Четвертая потребность - это потребность в групповом уважении, которая в западном обществе является потребностью в материальных обладаниях - благах. Пятый уровень - это потребность в самоактуализации, для развития, здоровья и полноты человечности. Маслов назвал ее "метапотребность", противопоставив ее другим, более основным потребностям. Таким же образом, утрата любой из этих самых базовых потребностей ведет к физической и ментальной болезни, лишение метапотребности ведет к тому, что он называет "метапатология" - состояние, характеризующееся цинизмом, нигилизмом, ненавистью, унынием, распадом, скукой, безнадежностью, потерей безопасности, эгоизмом, смущением, конфликтом, депрессией и скукой - "болезнью души". Факт, что мы видим симптомы метапатологии вокруг нас показывает, что наше общество еще не обеспечено надежным и эффективным методом выполнения метапотребностей. Можно было бы заключить, что требуется некая форма метатерапии.

Дэниэл Голмен определяет метатерапию как процедуру, которая достигает главной цели традиционной терапии и имеет свою конечную цель - это изменение, выходящее за рамками терапии, терапевтов и многих теоретиков личности - альтернативное состояние сознания". Трансцендентальная медитация явно отвечает этим критериям. Голмен высказывает мысль, что как поведенческая терапия и психоанализ были инструментами второй силы в психологии, так и медитация может стать главным средством, дающим возможность появление четвертой школы, которая более известна как Трансцендентальная Психология. Трансцендентальная Психология, как указывает само название, имеет дело с теми аспектами ощущения, которые выводят человека за рамки индивидуальности. Она изучает экстаз, мистическое ощущение, бытие, сущность, блаженство, благоговение, чудо, самоактуализация, самотрансценденция, дух, сокрализацию ежедневной жизни, единство, космическое сознание.... Было бы ошибкой приравнивать трансперсональное к трансцендентальному. Трансперсональная психология в настоящее время представляет собой ближайший подход из того, что делает психология в изучении медитации. Это иллюстрирует следующий отрывок из Роберто Ассаджоли, одного из ведущих представителей этого направления: "Меняющееся содержание нашего сознания мысли, чувства и т.д. есть одно, в то время как "Я" центр нашего сознания - другое. С определенной точки зрения это различие можно сравнить с различием между белым освещенным пятном на экране в кинотеатре и разными картинами, которые проецируются на него".

Но рядовой человек и даже многие высокообразованные люди не обременяют себя наблюдениями самих себя и критикой. Они двигаются по поверхности потока сознания, и отождествляют с его волнами, меняющееся содержание своего сознания".

Ассаджоли также считает, что эта ошибочная тождественность проявляется в не нужных эмоциональных конфликтах и желаниях, ведущих к несчастьям и страданиям, и обществу, которое постоянно конфликтует само с собой. Он считает, что одна из жизненных целей - это осознавать "Я", чтобы ни делал человек.

Здесь он полностью согласен с Махариши, но главное различие возникает, когда речь заходит о современных техниках, используемых для развития самореализации. Чтобы вызвать синтез чистого "Я" с нормальным потоком сознания, Ассаджоли разработал систему, известную как "психосинтез" (он использует этот термин в противовес психоанализу, хотя, как он сам замечает, многое из аналитической психологии Юнга содержало синтетические принципы). Психосинтез включает в себя множество методов, некоторые из них функционируют на физическом уровне (например, осознание тела, танцы и музыка), другие работают на психологическом уровне (самонаблюдение, анализ сна, гипноз). Несомненно, многие эти техники существенно воздействуют на физическое и ментальное здоровье, принося громадную пользу индивидууму, но это не значит, что они идут к трансцендентальному сознанию. Различие между Махариши и Ассаджоли отражается в цитате, приведенной выше, в которой Ассаджоли затрагивает воспоминания "Я", "наблюдения", "распознания", а не погружения в состояние чистого Самосознания. Всегда есть опасность, что такие Практики могут культивировать лишь одну идею "Я" как содержания сознания, а не прямого познания его как центра осознания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...