Спокойная точка бурлящего мира
Самореализация не вовлекает осознание "Я" за счет "Я". Цикл действие-впечатление-желание продолжается, а с ним и ощущение индивидуальности. Просветленный человек сохраняет свой характер, индивидуальность, воспоминания и т.д. Путь к самореализации - это не путь самоотречения, самоподчинения или самоустранения, это путь расширения сознания, чтобы включить чистое "Я" и индивидуальное "Я". Можно было бы сравнить "Я" со ступицей вращающегося колеса жизни. Индивидуальное Эго, воспоминания, образы, ощущения, желания, мысли постоянно вращаются вокруг чистого "Я". "Я", находясь в центре, никогда не меняется. В самореализации колесо не останавливается, оно продолжает вращаться как и раньше, но человек уж осознает центр колеса и извлекает свою идентичность не из вращающегося края колеса, а из находящегося в неподвижности центра. Состояние самореализации достигается в ТМ, если дать возможность вниманию постоянно отходить от цикла действие-впечатление-желание в трансцендентальное сознание. Не надо специально пытаться нарушить цикл, но, позволяя уму успокоиться, деятельность, впечатление и желание мгновенно уменьшаются. Цикл на время замирает. В трансцендентальном сознании остается только "Я". Затем через деятельность осознание чистого "Я" интегрируется в повседневную жизнь. Если вернуться к аналогии с кино, мы могли бы сказать, что теперь и экран, и фильм воспринимаются отдельно. Но то, что мы знаем действительное назначение экрана, никаким образом не разрушит фильм. Что сохраняет индивидуальную неповторимость фильма - это связанность и последовательность образов, и это никуда не исчезает, когда появляется экран. В состоянии бодрствования человек самоидентифицируется в процессе опыта, т.е. образов, поступающих на экран ума, в то время как в пятом состоянии сознания человек узнает себя как чистое сознание - сам экран. Ход ощущений не останавливается: он продолжается, но его уже нельзя спутать с экраном, чистым "Я".
Когда люди пытаются понять новое состояние сознания, они неизбежно делают это, опираясь на те состояния, с которыми сталкивались раньше и часто делают вывод, что это влечет за собой некоторое разделение ума и тела, или эго и ума. Но это не так. Самореализация - это четкое разделение между безмолвным, лишенным признаков "Я", и всей деятельностью, ментальной и физической, разделение между "Я" с одной стороны и телом, чувствами, умом, интеллектом, эмоциями и Эго с другой. Неприсоединение Поскольку чувство идентичности (тождественности) не исходит больше ни из обусловленного эгом ума, чувств или тела, состояние самореализации часто трактуется как непривязывание, неприсоединение. К сожалению, настоящее значение неприсоединения часто истолковывалось не верно, что отражалось на материальных обладаниях или как что-то, что доставляло удовольствие, с тем намерением, чтобы человек не был больше привязан к внешнему миру. Однако это лишь создает картину или настроение отрыва и, в конце концов, приводит к самым нелепым формам лицемерия. Неприсоединение не имеет ничего общего с попыткой избежать действия или удовольствия. Это способность действовать и получать наслаждение в свободе, вне зависимости от процесса ради чувства идентичности. Об этом, например, сказано в Бхагавад-Гите:
Привязанность возникает, когда чувство идентичности извлекается из ощущения и действия. Если, например, человек частично вызовет чувство тождественности к своей машине, то считается, что он привязан к ней, и если бы его машину пришлось бы забрать, его идентичность страдала бы. Непривязывание возникает тогда, когда идентичность исходит из чистого "Я". Это не значит, что самореализованный человек перестал бы беспокоиться из-за внешнего мира или стал бы нечувствительным к его подъемам и спадам, но, основываясь на "Я", его идентичность или чувство личного существования становится устойчивым к изменениям во внешнем мире. Именно в этом смысле Махариши говорит об отсутствии страдания. Самореализованный человек все же может нести большие эмоциональные потери - его эмоции будут, скорее всего, значительно богаче, чем у обыкновенного человека, не будучи зависимым от ощущений из-за своей идентичности. Он, как неизменное "Я", не может быть более уязвим к внешним изменениям и, следовательно, находится выше самой возможности страдания. Любые потери переносятся с достоинством и стойкостью, без необходимости подогревать оскорбленное эго. Страдание, заключает Махариши, рождается из-за неверного отождествления с переживанием. Это никоим образом не означает, что страдание нереально. Для человека, чье сознание не проходит выше поверхностных уровней бытия, страдание очень реально, и любое упоминание о нем не кажется смешным. Но для самореализованного человека есть дополнительное присутствие того уровня жизни, который лежит выше удовольствия и боли. На этом уровне нет страдания. Однако самореализованный человек не будет безразличен к страданиям других. Он выше личного страдания, это так, но, имея прочную основу, он будет более чувствителен к положению других и более способен помочь им. Махариши замечает: "Счастливый человек смог бы лучше видеть несчастье других, чем несчастливый человек. Несчастливый занят переживанием, у него нет времени замечать переживания других. В несчастном, обездоленном уме не пробудить сострадания. Но сострадание и доброта присутствуют в человеке, который счастлив и спокоен". Оглядываясь в историю, мы обнаруживаем, что многие величайшие мистики посвятили свои жизни облегчению страданий других - ведь это одно из общепризнанных качеств святого - он должен отдать себя полностью на благо человечества.
Иногда утверждается, что если это эго (иллюзорное "я"), которое в корне всех страданий, то эго должно умереть. Если это будет означать, что ложное отождествление с эго должно прекратиться, то тогда оно с оговорками, допустимо, но если это будет означать, что индивидуальное эго должно быть разрушено, как полагают некоторые буддисты, то тогда это, конечно, неприемлемо. Я говорю "современные" буддисты, так как, возможно, оригинальное учение Будды значительно ближе к учению Махариши в этом смысле. Сидни Спенсер, например, утверждает, что Будда толковал чистое "Я", лишенное признаков, очень близко к тому, как это излагается в Упанишадах. Те, кто присоединились к этой более поздней интерпретации, учат, что страдание вовлекает "Я": "Я хочу этого", "У меня этого нет" и т.д. и, следовательно, "Я" должно продолжаться. Но это отрицание изменения "Я", а не подтверждение неизменности "Я", и таким образом - это путь саморазрушения, а не открытия себя, подход, который может привести лишь к самообману. Пока человек не установит идентичность с чистым "Я", некая попытка освободиться от иллюзорной идентичности проявится лишь в создании нового чувства идентичности и замену одной иллюзии с другой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|