Тема 43. Начальный этап экономических реформ
Характеристика социально-экономического положения в России в начале года. Нехватка продуктов первой необходимости, угроза голода в стране, углубление экономического спада. Меры правительства Е.Т. Гайдара. Шоковая терапия, либерализация цен, приватизация. Позитивные и негативные последствия преобразований. Проблема социальной цены перехода к рыночной экономике. Усиление в обществе оппозиции курсу реформ. Начальный этап становления политических партий. Поляризация политических сил в России. Тема 44. Политический кризис 1993 г. и принятие новой Конституции Российской Федерации Конфликт между исполнительной и законодательной властью, столкновение интересов в российском обществе. Развитие политического кризиса в 1992 гг. Правительство B.C. Черномырдина и коррекция курса реформ. Возникновение конституционного кризиса, попытка импичмента президента. Вооруженный конфликт в Москве. Штурм Белого дома. Проведение референдума и принятие новой Конституции, ее основные положения. Расстановка политических сил. Итоги выборов 1993 г. Тема 45. Политика коррекции курса реформ во второй половине 1990-х гг. Сложности и противоречия развития России во второй половине 1990-х гг. Причины обострения межнациональных противоречий в стране. Подписание Федеративного договора. Истоки конфликта вокруг Чечни, влияние чеченской войны на положение в Российской Федерации. Соглашения в Хасавюрте. Особенности избирательной кампании 1996 г. Попытки правительства придать большую социальную направленность политике реформ. Трения между исполнительной и законодательной властями. Кризис 1998 г., дефолт, его экономические и социальные последствия.
Тема 46. Россия на рубеже XX — XXI вв.: новый этап развития Особенности современного этапа развития страны. Поиск путей стабилизации развития Российской Федерации. Приход В.В. Путина к руководству правительством, а затем на пост президента страны. Назначение главой правительства М.М. Касьянова. Возникновение условий ускорения развития страны, использования ее потенциала в конструктивных целях. Финансово-промышленные группы и их роль в экономике России. Вторая чеченская война. Создание движения «Единство». Итоги выборов 1999 г. в Государственную Думу, изменение расстановки политических сил в высшем законодательном органе страны. Меры президента по усилению вертикали власти, повышению значения правовых норм в жизни общества. Углубление реформ, активизация борьбы с терроризмом. Тема 47. Ориентиры внешней политики демократической России Определение новых приоритетов и интересов Российской Федерации на международной арене. Попытки сближения со странами Запада в начале 1990-х гг., партнерство с НАТО, вступление России в Совет Европы. Балканский конфликт и противоречия в российско-американских отношениях. Особенности взаимоотношений со странами СНГ, проблемы развития интеграции. Коррекция внешнеполитического курса. Переход к политике защиты национально-государственных интересов России в конце 1990-х гг. Россия и страны Евросоюза. Политика Российской Федерации в отношении стран Азии. Сотрудничество России и США в вопросах ограничения арсеналов оружия массового поражения, осуществлении миротворческих операций, борьбе с силами международного терроризма. Тема 48. Духовная жизнь в российском обществе Развитие культуры и искусства в 1990-е гг., расширение культурных связей с зарубежными странами. Изменение политики государства в вопросах культуры. Религиозные конфессии. Роль бизнеса и общественности в поддержке многонациональной отечественной культуры. Рост многообразия направлений художественного творчества. Достижения отечественного киноискусства, театрального и музыкального творчества. Связи культуры современной России с творчеством художников, писателей, поэтов российского зарубежья. Новые формы массовой культуры.
Региональный компонент: Новая Россия. 1991 – 1999 гг.
Требования к уровню подготовки по истории России учащихся 9 класса Знать/понимать Русификация, национальный доход государства, национальный доход на душу населения, сословный строй, самодержавная монархия. Модернизация, протекционизм, монополия, вывоз капитала, земства. Сфера влияния, «кровавое воскресенье», Манифест 17 октября, Государственная Дума. Фракция, революционно-демократические партии, Российская социал-демократическая рабочая партия, федерация. Крестьянский банк, отруб, хутор, артель, кооперация, военно-полевые суды. Ультиматум, Антанта, Центральные державы, Брусиловский прорыв. Министерская чехарда, Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, Временное правительство. Серебряный век, модерн, символизм, декаданс, футуризм, абстракционизм. Двоевластие, Учредительное собрание, военная диктатура. Совет народных комиссаров (СНК), самоопределение, Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), национализация. Аннексия, контрибуция, сепаратный мирный договор, гражданская война, интервенция, продовольственные отряды (продотряды). Белое движение, Красная Армия. Военный коммунизм, Совет рабочей и крестьянской обороны, белый террор, красный террор, продразверстка. Коммунистический идеал, новая экономическая политика (нэп), продналог. Генуэзская и Гаагская конференция, Раппальский мирный советско-германский договор. Индустриализация, коллективизация, кулак, нэпман, репрессии, пятилетний план, «великий перелом». Колхоз, раскулачивание, принудительная коллективизация, источники индустриализации, Главное управление лагерями (ГУЛАГ), ударники, стахановцы. Чистка государственного аппарата, командно-административная система, «враг народа», культ личности. Пролетарская культура, критический реализм, сатира.
Уметь - Объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России; - раскрывать сущность аграрного вопроса; - определить причины первой русской революции, характер, движущие силы, ход и итоги; - уметь делать оценочные выводы; - составлять характеристики исторических личностей; - характеризовать основные военные операции русской армии в 1914-1916 гг., - выяснить причины гражданской войны и интервенции в России; - показывать на исторической карте места значительных исторических событий; - умение самостоятельно работать с учебником, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, слушать, доказывать свою точку зрения; - соотносить даты важнейших событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории; - использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; - называть хронологические рамки, основные периоды и даты крупнейших исторических событий; рассказывать о крупнейших сражениях В.О. войны, используя карту. - объяснять причины перехода к политике перестройки; - характеризовать сущность и значение преобразования политической системы; - давать оценку ключевых событий и явлений отечественной истории новейшей эпохи, исторических личностей Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для -высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира; - подготовки сообщений об отражении событий войны в произведениях литературы, кинематографа (по выбору).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|