Содержание учебного материала «Крым в истории России»
5 класс
История Древнего мира
Часть I. Жизнь первобытных людейи их открытия:
Раздел I. Собиратели и охотники каменного века:
Тема.Первые люди на Земле
Раздел II. Первобытные земледельцы и скотоводы:
Тема. От первобытности к цивилизации
Первые следы обитания человека в Крыму
Развитие цивилизации в Крыму. Письменные и вещественные памятники Крыма, археологические находки.
Часть II. Древний Восток:
Раздел VI. Великие державы Древнего Востока.
Тема. Великая персидская держава.
Поход Дария в Крым. Государство Херсонес.
Часть III. Древняя Греция
Раздел VIII. Рождение античного мира.
Тема.Греческие полисы и Великая колонизация.
Крым в античности.
6 класс
История России с древнейших времён до конца XVI века
Раздел I. Древние жители нашей Родины
Тема. На окраинах античного мира.
Появление античных колоний в Северном Причерноморье. Греческая колонизация Крыма и черноморского побережья Кавказа. Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь античных поселений. Возникновение и история Босфорского царства и других эллинистических государств в этом регионе.
Племена степной зоны в Восточной Европе. Скифы. Их общественное устройство, хозяйственная жизнь, культура. Скифское царство. Влияние античной культуры на племена юга европейской России.
Раздел IV. Русь между Востоком и Западом.
Тема. Внешняя политика России при Иване Грозном
Ситуация с Крымом при Иване Грозном. Набеги с Крыма.
7 класс
История России
Раздел II. Россия при первых Романовых.
Тема. Присоединение Украины к России
Присоединение Крыма в XVII веке. Азовский поход Петра I.
Вторая осада Азова. Внешняя политика Петра I относительно Крыма.
Раздел V. «Золотой век» Екатерины Великой.
Тема. Внешняя политика при Екатерине II
Тема. Правление Павла I
Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Роль В.М. Долгорукого и Г.А. Потемкина. Путешествие Екатерины в Новороссию. Выход России к Черному морю.
Образование Таврической губернии 1802 год.
8 класс
История России
Тема. Российская империя в годы правления Николая I.
Крымская (восточная война) война. Цели стран-участниц, главные сражения, полководцы: первая оборона Севастополя, В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин. Итоги и последствия войны.
Тема. Россия в годы правления Александра III. Первые годы правления Николая II.
Крым (Таврическая губерния) в XIX. Развитие сельского хозяйства. Промышленность. Роль Севастополя. Крым – главный курорт России.
9 класс
История России
Раздел I.Российская империя в первые десятилетия XX в.
1900-1916 гг.
Тема. Русско-японская война и начало революции 1905-1907гг.
Тема. Российская империя в Первой мировой войне 1914—1918 гг.
Тема. Кризис власти: 1916 - февраль 1917 г.
Революция 1905г. П.П.Шмидт
Крым в первой мировой войне.
Крым в 17 году.
Раздел II. Россия в годы революции и гражданской войны. 1917-1922 гг.
Тема. Советская Россия в годы гражданской войны
Крым в годы гражданской войны. Белый Крым. П.Н.Врангель.
Раздел III. СССР в 1920-1930-е гг..
Тема.«Великий террор» 1930-х гг. и создание командно-административной системы
Крым в 20-30-ые годы.
Раздел IV. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
Крупнейшие сражения Великой Отечественной войны. Оборона Севастополя. Роль Крыма в Великой Отечественной войне.
Раздел V. От сталинизма к «оттепели»: Советский Союз в 1945-1964 гг.
Тема. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС
Тема. Противоречия развития советского общества конца 1950-х - начала 1960-х гг.
Передача Крыма Украине.
Крым в послевоенные годы.
Тема. Россия на рубеже XX- XXI
Крым постсоветский период. Конституция Крыма 1992г. Экономическое развитие по плану Е.Ф.Сабурова. Новая Конституция 1998г. События ноября 2013-февраля 2014 года. Принятие республики Крым и г. Севастополя в состав РФ
Используемая литература:
Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма.
Авторы-составители: В.А. Волков, В.Е. Воронин, под редакцией академика РАН, академика РАО профессора А.Л. Семенова
М.: Московский педагогический государственный университет, 2014
УМК:
· Михайловский Ф.А.История Древнего мира 5 класс. М.: Русское слово, 2012
· Пчёлов Е.В. История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6 класс. М.: Русское слово, 2010
· Пчёлов Е.В. История России. XVII-XVIII века. 7 класс. М.: Русское слово, 2009.
· Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. 8 класс. М.: Русское слово, 2011
· Загладин Н.В, С.Т.Минакова История России. XX век. 9 класс. М.: Русское слово, 2012
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по курсу «История Древнего мира»
(68 часов)
Класс
№
Тема урока
Кол-во часов
Основные понятия
Характеристика основных видов деятельности ученика:
Учебно-методическое оборудование
Дата проведения
Введение в «Историю Древнего мира» (1 час)
Введение в историю Древнего мира
история
век
исторические источники
Раскрыватьзначение понятий история, век, исторический источник.
Часть I. Жизнь первобытных людей и их открытия (6 часов)
Раздел I. Собиратели и охотники каменного века (3 часа)
Первые люди на земле.
Р.К. «Расселение «человека разумного»
Рассказыватьоб условиях жизни, занятиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Показыватьна карте места расселения древнейших людей. Объяснять значение открытий древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества. Рассказыватьо верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
Набор картин по истории Древнего мира-1
Атласы по истории Древнего мира. 5 класс
«Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебное электронное издание»
Подготовлено при содействии НПФК- Национального фонда подготовки кадров.
Открытия и изобретения древних охотников.
Р.К. «Древнекаменный век в Приамурье и Приморье»
Каменный век
Искусство и религия первобытных людей.
Р.К. «Искусство неолитических племен»
Искусство, религия
Раздел II. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа)
Возникновение земледелия и скотоводства.
Р.К. «Приморье и Приамурье в эпоху неолита»
Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, бронзовый век, родовая община, племя
Объяснятьзначение отделения земледелия от скотоводства для развития человеческого общества. Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории.
От первобытности к цивилизации.
Р.К. «Первые следы обитания человека на Северо-востоке Азии»
Бронзовый век, деньги, знать, цивилизация
Обобщение знаний, умений и навыков по теме «Жизнь первобытных людей и их открытия»
Счет лет в истории (1 час)
Счет лет в истории
Дата
Раскрывать значение терминов век, наша эра, дата.
Часть II. Древний Восток (17 часов)
Раздел III. Цивилизации речных долин (4 часа)
Египет- дар Нила
Государство, иероглиф
Показывать на карте местоположение Древнего Египта. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения. Раскрывать значение понятий и терминов фараон, папирус. Показывать на карте местоположение Древнего Междуречья. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени. Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи). Показывать на карте местоположение древнейших государств Индии и Китая.
Серия карт по разделу «Цивилизации речных долин»
Страна двух рек
Клинопись
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
государство
Индия и Китай в древности
цивилизация
Раздел IV. Древний Египет (4 часа)
Фараоны и пирамиды
Деспотическая власть, фараон
Характеризовать: 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной. Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства. Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства.
Серия карт по разделу «Древний Египет»
Жизнь в Древнем Египте.
Завоевания фараонов
государство
Культура Древнего Египта
Обобщение знаний, умений и навыков по теме «Древний Египет»
Раздел V. Западная Азия в первом тысячелетии до н.э. (4 часа)
Финикийские мореплаватели
Железный век
Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита. Объяснять значение перехода к монотеизму (в иудаизме). Рассказывать о культуре Древней Ассирии, используя иллюстративные материалы. Показывать на карте территорию персидской державы, объяснять, как она управлялась.
Серия карт по разделу «Западная Азия в первом тысячелетии до н.э.»
Раздел VI. Великие державы Древнего Востока (3 часа)
Держава Маурьев в Индии
Варна, буддизм
Показывать на карте территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст). Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суждения о её вкладе в мировую культуру. Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае. Объяснять, какое значение имели идеи и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру. Показывать на карте территорию Великую Персидскую державу, объяснять, как она управлялась.
Единое государство в Китае.
Империя, конфуцианство
Великая персидская держава.
государство
Обобщение знаний по теме «Древний Восток»
Часть III. Древняя Греция (19 часов)
Раздел VII. Древнейшая Греция (3 часа).
Греция и Крит в эпоху бронзы
государство
Показывать на карте территории древнегреческих государств. Рассказывать об условиях жизни населения Древней Греции. Характеризовать верования древних греков, объяснять какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.
Поэмы Гомера
Боги и герои Эллады
III четверть – 19 часов
Раздел VIII. Рождение Античного мира (3 часа).
Греческие полисы и Великая колонизация
Полис, колонизация, метрополия
Показыватьна карте территории древнегреческих государств. Объяснять значение понятий полис, колонизация, метрополия. Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять своё отношение к нему.
Афинский полис
Полис, аристократия, демос, демократия.
Древняя Спарта
Полис, олигархия, тирания.
Обобщение знаний, умений, навыков по разделу «Рождение античного мира»
Раздел IX. Греко-персидские войны (2 часа).
Победа греков над персами в Марафонской битве.
Причины и характер войны, гоплит, фаланга.
Объяснять причины войн, которые вели древнегреческие государства. Объяснять итоги войн, которые вели древнегреческие государства.
Персидское нашествие на Грецию.
Гоплит, фаланга.
Раздел X. Могущество и упадок Афин (3 часа).
Расцвет демократии в Афинах.
Граждане, состав населения, метеки, законы.
Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Греции. Объяснять причины и итоги войн, которые вели греческие государства.
Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.
Метеки, классическое рабство.
Пелопоннесская война.
Стратеги, стратег-автократор.
Раздел XI. Греческая культура (2 часа).
Граждане, учёные и атлеты Греции.
Культура, наука, философия, гимнасий, Олимпийские игры, атлет.
Объяснять, в чём состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма.
Архитекторы, скульпторы, поэты Греции.
Дорический и ионический ордеры, театр, трагедия, комедия.
Обобщение знаний, умений, навыков по разделу «Греческая культура».
Раздел XII. Македонские завоевания (3 часа).
Возвышение Македонии.
Фаланга, монархия, оратор.
Составлять характеристикуДемосфена, дать оценку его борьбе против македонской агрессии. Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма.
Серия карт по разделу «Македонские Завоевания»
Завоевания Александра Македонского.
Держава.
Греческий Восток.
Пергамент.
Обобщение знаний, умений, навыков по разделу «Македонские завоевания».
Часть IV. Древний Рим (21 часа).
Раздел XIII. Образование Римской республики (3 часа).
Рим под властью царей.
Республика.
Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. Раскрыватьзначение понятий патриций, плебс, республика.
Республика римских граждан.
Патриции, плебеи, сенат, консул.
Рим во главе Италии.
Сенат, консул.
Раздел XIV. Римские завоевания в Средиземноморье (3 часа).
Первая война с Карфагеном.
Пуны (Пунические войны), провинция.
Использовать карту при характеристике военных походов Рима. Характеризоватьпричины и итоги войн Рима. Показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения.
Серия карт по разделу «Римские завоевания в Средиземноморье»
Война с Ганнибалом.
Пуны, проконсул.
Рим – завоеватель Средиземноморья
Триумф, наёмная армия.
Обобщение знаний по разделу «Римские завоевания в Средиземноморье»
Раздел XV. Гражданские войны в Римской республике (5 часов).
Народные трибуны – братья Гракхи.
Гражданская война, реформа.
Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события. Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события. Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов. Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события. Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события
Серия карт по разделу «Гражданские войны в Римской республике»
Сулла – первый диктатор Рима.
Наёмная армия. Проскрипции, военная диктатура.
Восстание Спартака.
Рабовладельческое поместье. Гладиатор, амфитеатр.
Цезарь – повелитель Рима.
Военная диктатура, союзники, триумвират.
Падение республики.
Триумвират, проскрипции.
Раздел XVI. Расцвет и могущество Римской империи (4 часа).
Император Октавиан Август.
Император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ, внутренняя и внешняя политика.
Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события. Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями. Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов.Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме.
Цезари Рима.
Император, империя, императорский культ.
Жизнь в Римской империи.
Акведук, термы.
Жизнь в Римской империи.
Атрий, колон, аренда.
Раздел XVII. Поздняя Римская империя и закат Античной цивилизации (4 часа).
Кризис Римской империи в III веке.
Кризис, колоны.
Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями. Объяснять, в чём заключались предпосылки распространения христианства в Риме. Рассказывать о судьбе первых христиан в Риме. Показыватьна карте направления переселений варварских племён и их вторжений на территорию Римской империи.
Серия карт по разделу «Поздняя Римская империя и закат Античной цивилизации»
Христианство.
Христианство, церковь.
Императоры Диоклетиан и Константин.
Падение Западной Римской империи.
Падение Западной Римской империи, реформы.
Обобщение знаний по разделу «Поздняя Римская империя и закат Античной цивилизации»
66-68
Резерв
Всего: 68 часов
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование по курсу «Всеобщая история. История Средних веков» 6 класс
(28 часов)
№
Тема урока
Кол-во часов
Основные понятия
Характеристика основных видов деятельности
Учебно-методическое оборудование
Сроки
Введение (1 час)
Ведение
Средние века
Раздел 1. «Раннее Средневековье» (9 часов)
Тема 1. Византийская империя (2 часа)
Второй Рим
Ромейская империя, приход, епископ, митрополит, патриарх, паства, миряне, церковный собор
Показыватьна карте территорию Византийской империи, называть соседствовавшие с ней народы и государства.
Раскрыватьзначение понятий василевс, кодекс, фреска, мозаика.
Объяснять, кто и как управлял Византийской империей.
Характеризоватьвнешнюю политику Византии, её отношения с соседями.
Рассказывать о культуре Византии, представлять описание её выдающихся памятников.
Набор картин по истории Средних веков – 16.
Атласы по истории средних веков. 6 класс.
«Всеобщая история. История средних веков. 6 класс. Учебное электронное издание»
Подготовлено при содействии НПФК- Национального фонда подготовки кадров.
Век Византии
Базилик, крестово-купольный храм, мозаика, Великий шёлковый путь
Тема 2. Великое переселение народов (1 час)
Завоеватели-германцы
Великое переселение народов, варварские королевства
Показывать на карте направления перемещений германцев, гуннов и других племён, территории варварских королевств.
Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье (объясняя, какие исторические источники об этом свидетельствуют).
Тема 3. Мир ислама (2 часа)
Рождение новой силы.
Коран, ислам, мусульманин, мечеть, мулла
Показывать на карте территории, населённые и завоёванные арабами в период раннего Средневековья.
Рассказыватьо занятиях и образе жизни арабских племён.
Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат.
Объяснятьпричины и следствия арабских завоеваний.
Характеризовать достижения арабской культуры и её вклад в развитие мировой культуры.
Серия карт по разделу «Мир ислама»
Мир ислама
Медресе, халиф, халифат, эмир, эмират, джихад
Тема 4. Империя франков и её соседи (3 часа)
От Хлодвига к Пипину.
Салическая правда, майордом
Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина, король, римский папа, епископ, монах.
Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы; высказывать суждение о том, почему его назвали Великим.
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Серия карт по разделу «Империя франков и её соседи»
Император Карл
Графство, маркграфство,
Англия в начале Средневековья.
Викинги, конунг, путь «из варяг в греки», саги
Обобщение знаний по разделу «Раннее средневековье»
Рассказыватьо жизни представителей различных сословий средневекового общества – рыцарей, крестьян, ремесленников, торговцев и др. (используя свидетельства источников).
Раскрывать значение понятий феодал, сеньор, вассал, сословие, цех, гильдия.
Жизнь крестьян в средневековой Западной Европе
Сословие, подати, оброк, барщина, десятина, община, натуральное хозяйство
Тема 2. Власть духовная и светская. Крестовые походы (2 часа)
Задание ( умение сравнивать ).
Наследие Каролингов.
Папы и императоры.
Королевский домен
Раскрывать значение понятий католицизм, православие, Крестовые походы..
Характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе.
Объяснять, какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие - против.
Представлятьхарактеристики известных исторических личностей (Жанны д Арк, Яна Гуса и др.), объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений.
Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе.
Тема 7. Средневековая культура (1 час)
Средневековая архитектура Западной Европы.
Образование в средние века
Романский стиль, готический стиль, портал, витраж.
Монастырская школа, «семь свободных искусств», университет, диспут
Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах.
Объяснять значение понятий и терминов школа, университет, схоластика, эпос, романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение.
Представлять описание памятников средневековой культуры, характеризуя их назначение, художественные особенности и др.
21
Обобщение знаний по разделу«Вершина Средневековья»
Раздел 3. Мир за пределами Европы (3часа)
Тема 1. Страны Азии, Африки и Америки в Средние века (3 часа)
Монголы в средние века. РК: Бохай: страна просвещения и ученых.
хан
Показывать на карте направления завоеваний монголов, тюрков (турок) и территории созданных ими государств.
Объяснятьзначение понятий хан, орда, сёгун, самурай, каста.
Рассказывать о положении различных групп населения в странах Востока (используя свидетельства источников).
Представлять описание, характеристику памятников культуры народов Востока (используя иллюстративный материал)
Показыватьна карте древние государства Америки.
Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки.
Раздел IY. Европа накануне Нового времени. (1 час)
Тема 1. Европа накануне Нового времени. Османская империя
Рождение Испании. Гибель Византии под ударами турок-османов.
Обобщение знаний по курсу «История Средних веков: Европа и остальной мир»
Реконкиста, идальго.
Систематизировать знания об исторической эпохе, излагать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.
Рассказыватьо положении различных групп населения в империи чжурчжэней (используя свидетельства источников).
Рассказывать о верованиях чжурчжэньского народа.
«Электронное пособие по истории Дальнего востока в эпоху средневековья». По заказу министерства образования Хабаровского края. ООО «Портал Хабаровск» 2008
26
РК: Чжурчжэньская эпоха: талантливые мастера и удачливые охотники.
27
Чжурчжэньская эпоха: мир духов и богов
Резерв
Всего: 28 ч.
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времён до конца XVIII века» 6 класс
(40 часов)
№
Тема урока
Кол-во часов
Основные понятия
Характеристика основных видов деятельности ученика
Учебно-методическое оборудование
Сроки
Введение (1 час)
Введение
Характеризоватьисточники по российской истории.
Раздел I. Древние жители нашей Родины (3 часа)
Первобытные жители нашей страны.
РК: «Приморье и Приамурье в эпоху неолита».
Родовая община, каменный век, бронзовый век, железный век, племена
Показыватьна карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.
Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.
Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Таблицы «Верования восточных славян» «Языческие обычая в русской культуре»
Серия карт по разделу «Древние жители нашей Родины»
Атласы по истории России. 6 класс.
На окраинах античного мира.
Кочевые племена на территории России IV – V века.
Объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье.
Раскрыватьпричины и называть время образования Древнерусского государства.
Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.
Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».
Составлять характеристики Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.
Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др.
Осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город».
Таблица «Политическая система Древнерусского государства»
Схемы «Основные этапы древнерусского государства» «Древнерусское государство с центром в Киеве. X в.», «Древняя Русь в IX-XIII вв.»
Карта-схема «Политическая система Древнерусского государства»
Серия карт по разделу «Древняя Русь в IX – XII века»
Объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков.
Называть хронологические рамки периода раздробленности.
Раскрывать причины и последствия раздробленности.
Показыватьна исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси.
Участвоватьв ролевой игре «Путешествие в древний Новгород».
Схемы «Новгородская боярская республика XII в.», «Русские земли в период раздробленности (середина XII-Середина XIII вв.)»
Серия карт по разделу «Русские земли в XII – начале XIII века»
Южная Русь
Уделы, усобицы, князья, степняки.
Юго-Западная Русь.
Уделы, усобицы, князья, бояре, вотчинники.
Общественный строй Древней Руси
Раздробленность, вече.
Новгородское государство.
Владимиро-Суздальская Русь.
Обобщение знаний по разделу «Русские земли в XII – начале XIII века»
Уделы, раздробленность, усобицы, князья.
Раздел IV. Русь между Востоком и Западом (5 часов)
Монгольское нашествие на Русь.
РК: Чжурчжэньская эпоха: борьба с монголами и образование новых государств.
Нашествие, завоевание, иго, хан.
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.
Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения.
Рассказыватьна осно