Проблемы и концепции реформирования бюджетного федерализма в РФ.
Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах: Наша страна делает еще только первые шаги к становлению подлинно федеративных отношений между бюджетами различных уровней. Тем не менее основы к их формированию уже заложены и в развитии бюджетного федерализма достигнуты положительные результаты, хотя, несомненно, существует еще и немало проблем. Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное. Вертикальное выравнивание - это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов В России оба направления бюджетного выравнивания сопряжены с огромными трудностями. Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна, как ни в одной другой стране мира, поскольку решение задачи связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти. Организация вертикального бюджетного регулирования также сопряжена со значительными трудностями. На сегодняшний день в ее основу положены такие принципы, которые в определенной мере стимулируют субъекты Федерации к повышению дефицита своего бюджета.
Таким образом, очевиден тот факт, что для нормального развития системы бюджетного федерализма способы и приемы бюджетного выравнивания нуждаются в серьезных переменах. 33. Экономическое содержание доходов бюджетной системы и их классификация. Доходы бюджета - это экономические отношения между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу перераспределения части валового национального продукта в пользу государства для выполнения функций последнего. По экономическому содержанию доходы бюджета определяются как денежные отношения, возникающие у государства с юр и физ лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов государственных и административно-территориальных образований. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций, граждан, мобилизуемых в распоряжение публичных органов власти. В соответствии с бюджетной классификацией бюджеты всех уровней могут наполняться за счет: налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений, доходов целевых бюджетных фондов, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Налоговые доходы включают в себя: ü налоги на прибыль · налоги на совокупный доход: · платежи за пользование природными ресурсами: · налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции: таможенные пошлины ü другие В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налог, налоги в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные. К неналоговым доходам относятся: · доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности
· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; · средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности · доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ · иные неналоговые доходы Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ, налоговые доходы и безвозмездные перечисления. К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи с установленными нормативами отчислений (в процентах) в бюджеты других уровней на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).
Налоги как основной инструмент формирования бюджетных доходов. Сущность, функции и роль налогов. Принципы налогооблажения. Налоги - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. Функции налогов. Фискальная функцияреализует задачу формирования единого фонда денежных средств государства.. Распределительная функцияпредполагает, что в процессе формирования государственного бюджета часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследуют общество и реализуют государство. Стимулирующая функциязаключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Контрольная функциядает возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы.
Принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы. 1. Экономические принципы: a. Принцип справедливости, т.е. всеобщность и пропорциональность налогообложения b. Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. c. Принцип учета интересов налогоплательщиков 2. Принцип экономичности 3. Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права а) нейтральности (равного налогового бремени); б) установления налогов законами; в) приоритета налогового закона над неналоговым; г) отрицания обратной силы налогового закона; е) сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений. 4. Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Эти положения отражают: а) единство налоговой системы; б) подвижность налогообложения; в) стабильность налоговой системы; г) множественность налогов; д) исчерпывающий перечень налогов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|