Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, их классификация и состав.
Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.. С помощью внебюджетных фондов решаются две основные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение объемов финансирования социальных услуг для населения. Наиболее часто внебюджетные фонды классифицируются по следующим критериям: · срокам действия: постоянные и временные; · принадлежности: государственные, местные, межгосударственные; · направлениям использования: социальные, кредитные, экономические, научные, инвестиционные и др. Внебюджетные фонды принято делить на экономические(Федеральный дорожный фонд) и социальные(Пенсионный Фонд, ФОМС, ФСС). Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением. Фонд социального страхования (ФСС) был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Государственные внебюджетные фонды РФ: их классификация, особенности формирования и принципы функционирования. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. По экономическому содержанию внебюджетные фонды с момента своего возникновения делились на две большие группы: 1. социальные фонды, которые предназначены в основном для решения задач социального характера (к ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социально страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, фонды социальной поддержки населения и др.) 2. экономические фонды - они имеют экономическую направленность (к ним относятся дорожные, НИОКР и др.) В зависимости от правового статуса различают внебюджетные фонды на: 1. находящиеся в собственности федеральной власти - федеральные фонды; 2. создаваемые по решению представительных органов субъектов Федерации и местных органов самоуправления - региональные фонды. 3. С конца 1993 г. большинство федеральных внебюджетных фондов, кроме социальных, были включены в федеральный бюджет. В Российской Федерации к фондам социального назначения относятся: 1. Пенсионный фонд РФ (ПФ); 2. Фонд социального страхования РФ (ФСС); 3. Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС). Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, при этом средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Расходование средств государственных внебюджетных фондов может осуществляться только на цели, определенные законодательством, регламентирующим деятельность этих фондов, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
48. Необходимость и экономическое содержание страхования. Страхование как финансовая категория, ее специфика. Функции страхования. . Страхова́ние — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их интересов от различного рода опасностей Экономическая необходимость страховой защиты объясняется необходимостью создания такой разновидности человеческой деятельности, которая основывается на аккумуляции финансовых средств с целью возмещения убытков, причиненных наступлением вредных для здоровья и (или) материального благополучия событий, как физическим, так и юридическим лицам, что создает благоприятные условия для бесперебойного процесса общественного воссоздания. Таким образом, необходимость страховой защиты вызвана стремлением ограничить как материальные, так и нематериальные убытки, связанные с определенными рисками. Как финансовая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба непредвиденных неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни. В экономике рыночного типа страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой — коммерческой деятельностью, приносящей прибыль. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты, ценные бумаги и т.д.
Функции страхования и его содержание как финансовой категории органически связаны. В качестве функций финансовой категории страхования можно выделить следующие: 1.Формирование специализированного страхового фонда денежных средств. 2. Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. 3. Предупреждение и минимизация ущерба.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|